34. Все кости скажут

Вячеслав Абрамов
Псалмы - это послания. От кого, откуда - не имеет определяющего значения. Значение имеет принимающий послания, то есть - ты. Если ты их принимаешь, они - к тебе и для тебя.

Послание 34.

"Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною;
возьми щит и латы и восстань на помощь мне;
обнажи меч и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: «Я – спасение твоё!»"

В других переводах значится не меч, а копьё.
Давид воображает Бога в образе воителя и предлагает выступить с оружием на его защиту, и между делом успокоить его душу.

Здесь есть и скрытый смысл. Латы – символ защиты от зла. Щит означает перенос защитных функций на духовный план. Щит символизирует слово Господне, веру, спасение.
Рука щита – левая; правая же – для копья, меча.

Mеч наделяется двойственной семантикой, сводимой к основному противопоставлению: жизнь – смерть. С помощью меча, символизирующего  высшую справедливость, отсекается всё недостойное и бесплодное, тем самым охраняется в образе библейского рая область бессмертия и вечной жизни. Получается, что мечом охраняются границы понимания!

Если меч широко используется в священных смыслах, то копьё – это оружие земного предназначения, а в духовном смысле оно есть обозначение устремлённости,  направления.

«Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, всё преодолев, устоять.
Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир;
а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:13-17).

Давид ещё просит, чтобы Бог дал внутреннее утешение, когда извне одолевают беды. Если Бог через душу свидетельствует духу, что Он – наше спасение, – что ещё может сравниться с такой поддержкой? Если Бог спасает, то уже не имеет особого значения, от кого и как.

"Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей; да обратятся назад и покроются бесчестием умышляющие мне зло;
да будут они, как прах пред лицом ветра, и Ангел Господень да прогоняет их;
да будет путь их тёмен и скользок, и Ангел Господень да преследует их,"

Молитва Давида не содержит злобы или мстительности. «Да постыдятся и обратятся…» – эти слова скорее молитва о покаянии умышляющих зло, ибо только кающиеся стыдятся своих грехов и отворачиваются от них.

Оставшихся на пути зла этот выбранный ими путь приведёт к погибели.
А если Ангел Господень будет прогонять и преследовать их, то это значит, что они не найдут покоя.

"ибо они без вины скрыли для меня яму – сеть свою, без вины выкопали ее для души моей."

Более точно смысл передаёт перевод Теилим: «без причины подкапывались они под душу мою». Они – это «ищущие души моей».
И становится ясно, что в образе врагов выступают тёмные злые свойства, мешающие продвижению души, приводящие на гибельные пути. Исправить которые получится, только призывая Божественные силы – Ангелов.

"Да придёт на него гибель неожиданная, и сеть его, которую он скрыл для меня, да уловит его самого; да впадёт в неё на погибель.
А моя душа будет радоваться о Господе, будет веселиться о спасении от Него."

В этих строках многочисленные «они» оборачиваются единственным врагом. По сути, так и есть – враг един. Это эгоизм, мутировавший из естественного свойства в злокачественную форму.
Ему дано было имя Сатан, в нашей традиции – сатана. Его метастазы стали другими злокачественными свойствами: лживостью, жадностью, жаждой власти и прочими.

Но в то же самое время Давид предсказывает, что этого врага поразит Господь, и скрытую сеть, которую приготовил сатана, уловит его самого, и он впадет в неё на погибель.

"Все кости мои скажут: «Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его?»"

Кости могут говорить? Этот казус указывает на ещё один скрытый смысл.
Давид обещает, что прославит Бога тем, что скажут его кости.
Строение костей удивительно и искусно, и «Как ты не знаешь… того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает всё» (Ек. 11:5).
Работа, выполняемая костями – основа движения, а после воскресения они получат жизнь, которая «войдёт в сухие кости и заставит их расцвести, как траву». 
То есть, как кости находятся внутри и представляют основу силы тела, так вся основа, сила и энергия души выражают значение для человека высшего Божественного действия.

"Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня;
воздают мне злом за добро, сиротством душе моей."

Не сиротством, а «гибелью – душе моей» – звучит в не синодальных переводах.

Лжесвидетельство практикуется меж людьми испокон веков. Таким образом преследовали пророков, даже самых великих. Лжесвидетели встали и против Спасителя (Мат. 26:30), обвинив неспособного иметь вины.

Неблагодарность – ещё одно низкое, непорядочное людское качество. И так же самую большую неблагодарность явил нечестивый мир по отношению к Христу: «Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?» (Ин. 10:32).

"Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро моё.
Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать."

Возвращение молитвы назад к праведнику – это удар по его душе.
Кого он спасал, оговаривают его и обвиняют в том, против чего он же и выступал. За его духовную работу, за самопожертвование платят ему ненавистью.

Но скорбь праведника – более из-за их грехов, чем от обид. Он скорбит о грехах тех людей, которые сами не скорбят о них. Ведь сам он не будет в убытке, совершая служение для других, как бы неблагодарны они ни были.

"А когда я претыкался, они радовались и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили и не переставали;
с лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими."

Это описание в очередной раз относит к Иисусу, представшим перед толпой пожелавших распять Его за благо любви, которое он им нёс.
Они преднамеренно злословили его доброе имя, чтобы прилепить к нему все лживые порицания, на которые только был способен их озлобленный ум.

"Господи! долго ли будешь смотреть на это? Отведи душу мою от злодейств их, от львов – одинокую мою.
Я прославлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя,
чтобы не торжествовали надо мною враждующие против меня неправедно, и не перемигивались глазами ненавидящие меня безвинно;"

Давид молит Господа о спасении души, одинокой в окружающем зле. Именно душа в опасности; но она особым образом принадлежит и Богу, и поэтому Бог приближается к взывающему спаси её.

Он так же считает важным, чтобы у врагов не было повода радоваться: «да не торжествуют они надо мною» – часто можно услышать в псалмах. И не потому, что ему тягостно, если по нему, как по презренному, будут топтаться нечестивые, а потому, что это было бы бесчестьем для Бога и пошатнуло уверенность в Нём. Это ожесточило бы врагов в их злодеяниях, а также привело бы к великому огорчению среди поддерживающих его.
Это имеет более глубокий смысл, если под врагами понимать нечистые, разрушительные желания, под нечестивыми – эгоистические состояния человека.

"ибо не о мире говорят они, но против мирных земли составляют лукавые замыслы;
расширяют на меня уста свои; говорят: «хорошо! хорошо! видел глаз наш»."

«…но против кротких земли замышляют коварные замыслы» – читаем в Теилим.

Благочестивые живут мирно и кротко в Господе и прилагают усилия, чтобы жить мирно со всеми людьми. Это земная проекция духовного качества.

Их враги – нечистые свойства «составляют лукавые замыслы» и возводят неправду. Всё это делается для того, чтобы вырвать кротких, вместе с духовным корнем.
Давид излагает это и обращает в повод Богу встать на защиту мирных и кротких.

Это – фактически очередная ссылка на Иисуса Христа, и это исполнилось в Нём: «…возненавидели Меня напрасно» (Ин. 15:25).

"Ты видел, Господи, не умолчи; Господи! не удаляйся от меня.
Подвигнись, пробудись для суда моего, для тяжбы моей, Боже мой и Господи мой!
Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой, и да не торжествуют они надо мною;
да не говорят в сердце своём: «хорошо! по душе нашей!» Да не говорят: «мы поглотили его»."

Настала пора пробуждения, и пора рассудить всё по правде. Обращённый к Господу жаждет, чтобы Он оправдал его, и не дал злу поглотить его.

Давид молится, чтобы его невиновность была доказана так четко, чтобы не оставалось сомнений в правде. Он не устаёт повторять, что доверяет только Божьему суду.

"Да постыдятся и посрамятся все, радующиеся моему несчастью; да облекутся в стыд и позор величающиеся надо мною.
Да радуются и веселятся желающие правоты моей и говорят непрестанно: «да возвеличится Господь, желающий мира рабу Своему!»"

Обратим внимание, что Бог возвеличивается как радением, так и радостью верных и праведных.

"И язык мой будет проповедовать правду Твою и хвалу Твою всякий день."

Давид не устаёт и свидетельствовать о справедливости и славе Бога. Это потребность обращённой к Господу души.

Как олицетворение всех свойств человеческих душ, в каждой строке своих псалмов он описывает состояние души, её ощущения на всех этапах её восхождения.

Сколько всего должен перенести человек, прежде чем поймёт, осознает и найдёт правильный путь! Ведь никто не подскажет ему следующий шаг, а если и подскажет, то подсказки не послушает. И только споткнувшись, упав и встав, он выбирает правильное действие. И чем большее испытание проходит, тем быстрее использует возможность вырасти духовно.