7. Маневровый ресурс аферы

Моисей Харитонов
Белеет парус одинокий
(под ним трансдисц Владимир Мокий)
Что ищет он в краю далеком?
Что бросил он в краю родном?

(подражание Лермонтову; сам написал и сам выучил)

Владимир Мокий из Кабардино-Балкарии, просвещая израильскую русскоязычную «Уганду» (почему «Уганда» - см. главку «Гештальт джигитовка»), заполняет симулякр «научной конференции с прицелом на отвлечение внимания множества израильских министерств» (см. «Явные признаки аферы», http://www.proza.ru/2018/10/24/1906)).
Заполняет пересказом утверждений о полезности использования ресурса трансдисциплинарности для работы со сложными системными объектами. Но, «механизм» такого использования трансдисциплинарности уже известен, а новой «конструкции» кабардино-балкарский просветитель не предлагает.

Известный механизм определения сложного системного объекта с помощью трансдисциплинарного ресурса, например, походя обозначен И. А. Колесниковой, руководителем Лаборатории непрерывного образования при Петрозаводском государственном университете, консультантом и экспертом международных образовательных проектов и программ, (https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2642). Воспользуюсь её описанием и нарисую версию графического представления этого механизма - рисунок вверху над текстом:

1.Выделение реально существующего в предпринимательской (политической, образовательной,...) практике объекта изучения, к которому есть намерение применить стратегию трансдисциплинарного исследования.

===  Мой (М. Х.) пример системносложного объекта такой.

Создание еврейского репатриантского поселения на или около подконтрольной Израилю «спорной» территории. Поселение дожно быть готово участвовать в общеизраильских усилиях по выживанию в условиях нарастания межцивилизационного конфликта. Основные факторы ситуации:

а) противоборствующие цивилизационные гиганты готовы к уничтожению Государства Израиль и его населения. Исламизм открыто продекларировал уничтожение Государства Израиль как промежуточную задачу в своей стратегии. Противостоящее исламизму цивилизационное сообщество готово до гибельного предела использовать Государство Израиль и его населения для притормаживания и ослабления исламистского наката.

б) поведение евреев предопределяется спецификой еврейского менталитета, сформированного в эпоху «иудейских войн» и целенаправленно поддерживаемую последующими тысячелетиями: общинные «верха» сдают «низы» под расправу и уничтожение агрессивному окружению, покупая этой «сдачей» возможности выживания для себя.
 
в) в соответствии с (а) и (б), для поселения, или - поселений, велика вероятность обреченности на гибель вместе со всем Государством Израиль.

г) гипотетической альтернативой гибели является результативный поиск и осуществление поселением в составе Государства Израиль такого ПОЛИТИЧЕСКОГО маневра, который, в достаточной степени, отвел бы от Израиля линию военного противоборства цивилизационных гигантов. ===

2.Построение логики и структуры обращения к другим областям знания при изучении и описании объекта (трансдисциплинарное древо познания, матричное представление соотношения источников знания и др.). Определение направлений поиска концептуальной «прибавки» к интерпретации объекта (определение белых пятен в понимании его природы, формирование информационного запроса к областям, лежащим вне конкретной дисциплины или вне имеющегося корпуса научных знаний).

3.Поиск и отбор круга источников информации и получения сведений, необходимых для формирования трансдисциплинарного знания об этом конкретном объекте.

4.Выбор формы накопления и интеграции сведений с целью получения совокупного знания об объекте (тематический форум, обобщенная модель и др.) с учетом вариативности логики аккумуляции разнородных по своей природе сведений относительно конкретного объекта, имеющихся внутри научно-педагогического сообщества и вне его. Выработка правил построения открытых когнитивных моделей.

5.Выбор основания, способа, периодичности укрупнения (свертки) получаемой разнородной информации для выхода на новый уровень целостности осмысления объекта.

6.Моделирование на этой основе трансдисциплинарных «образов» и(ли) метафор объекта, определение масштаба и диапазона его существования во времени и пространстве.

7.Извлечение и смысловая координация понятий, описывающих объект в разных системах познания, для создания рабочего тезауруса в терминах метаязыка с использованием «принципа сохранения ассоциативной связи различных формулировок одного понятия».

8.Сведение множественности толкований к единому для создания трансдисциплинарного описания объекта на доступном уровне целостности (с возможным привлечением имитационного и математического моделирования).

В обзоре педагогических проектов, обозначая системно-сложный объект «Множественность сценариев обучения и воспитания людей *для будущего*»  эксперт международных образовательных проектов и программ отмечает «необходимость опережающей трансдисциплинарной оценки» таких сценариев.

Как один из вариантов естественной эволюционной смены человеческого качества в ходе антропогенеза философская и научная мысль допускает «стихийное делегирование части познавательных функций на надличностный уровень сознания, объединяющий коллективы» [Делягин М. Г. Мировой кризис и общая теория глобализации. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: ИНФРА-М, 2003, с. 84;86]. Это позволяет целенаправленно аккумулировать в единое целое психический потенциал огромного числа людей.

На этом пути индивидуумам необходимо раскрепощение и развитие умения присоединяться в нужный момент к некоему надличностному мыслительному контуру.

В Школе бизнеса Британского университета, в Лондонской школе бизнеса, в Школах бизнеса  Мичиганского Университета и Университета Пеппердайн (США), с которыми я начал работать в 90-х гг., постановка групповой работы входила прочно утвердившимся элементом методики обучения.

Как отмечает и И. А. Колесникова, «фактически это современная аналогия с многообразными видами объединяющих (резонансных) практик, издавна существующих в пространстве традиции и применяемых в некоторых психотехниках».

И в своей обзорной работе петразаводский автор отмечает: «Педагогический вклад в предотвращение перспективы распространения зла, в подготовку человека к встрече со злом видится также в опережающем этическом развитии, в воспитании нравственного интеллекта. ... соответствующие компоненты должны быть заложены как в содержание базового образования, так и в систему подготовки экономической и политической элиты всех стран на уровне обучения гуманистическим основам этики власти и управления. Подлинно образованное сознание должно стать гуманитарно ответственным, рождая у каждого человека потребность в нравственной оценке того, что он делает, как живет, какое будущее готовит своим детям».

Естественно, таким надеждам на этическое развитие противоречат энергичные симуляции якобы научных прорывов, симуляции «мощных» проектных концепций и симуляции наличия эффективных международных команд ученых и разработчиков. Дезориентирующие предложения от симулянтов в адрес государственных и деловых структур, отвлеченеие ими на себя внимания этих структур, формирование лживых альянсов с политическими и административными - все это идет во вред перспективе выживания Государства Израиль и его народа.

Увы, «международный ресурс» израильских русскоязычных досуговых «академий» и «институтов» - В. Мокий не в состоянии участвовать в решении ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ проблем, ищет самореализации в поверхностных пересказах идей трансдисциплинарности.

В главке «1. Настоящее и симулякр» я начал осмысление того, что может предложить кабардино-балкарская команда полю израильских проблем (http://www.second-physics.ru/sochi2009/sochi2009.pdf Торсионные поля  и информационные  взаимодействия - 2009. Материалы международной научной конференции. Электронная версия. Хоста, г. Сочи 25-29 августа 2009, сс. 331 и далее).

Вполне возможно, что каждый из пары соавторов указанных докладов искренне ощущают себя познавшими и проникнутыми: один - трансдисциплинарным подходом, другой - методом ТРИЗ. В какой-то степени охвачены самовнушением от желания быть и представлять себя такими познавшими. И, в немалой степени, интуитивно и сознательно лукавят, представляя из себя нечто обогащенное познанием мощных инструментов.

Трансдисциплинарный подход - один из инструментов Наблюдателя, который пытается справиться с вычлененным из бесконечного мира сложным объектом. Содержание вычленяемого объекта и, соответственно, его сложность обусловлены напряженностью интереса Наблюдателя.

=== К проработке сложного объекта ===

Вычленяемый из бесконечного мира объект является сложным не в силу сложности структуры, а в силу особой значимости для заинтересованного Наблюдателя - человек переживает ощущение и осознание жизненной важности возможного поведения при неясности содержания и сочетаний угроз и возможностей. Напряжение интуицией и сознанием справиться с ситуацией ведет к выявлению этого объекта как Системы значимых элементов и отношений.

Способность вычленять из безмерного реального мира значимые целостные объекты - один из природных приспособительных механизмов человека. Разные люди по разному одарены природой и в этом отношении. Обучение и воспитание (в широком понимании этих явлений - не только пребывание под специальными образовательными и воспитательными воздействиями) развивает и обогащает или, наоборот, подавляет развитие природной одаренности.

В меру способности человек, при встрече с проблемной ситуацией, в какой-то степени, интуитивно и осознанно, воспринимает её целостностность и системность. Комплекс, смесь разнородных осведомленностей, которые накоплены человеком, участвуют в этом ощущении и осознании; частично, чаще всего - на уровне ощущений, переживаются ВЗАИМОСВЯЗИ, ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТИ разнородных осведомленностей и это поддерживает восприятие целостности и системности; частично, разнопредметные осведомленности проясняют отдельные детали и отдельные отношения в объекте переживаний.

Относительно «простые» озабоченности, далекие от экзистенциального масштаба, вычленяют относительно простые объекты для рассмотрения. И осмыслять такие объекты, искать решения для них можно сравнительно «простыми» методами. Например, методом «мозгового штурма», который начинается с увлекательной процедуры - свободного от критического самоконтроля и критики - набрасывания первых пришедших в голову соображений и идей. Такой метод применим к задачам уровня «а, давайте, придумаем, как улучшить будки автобусных остановок» или «что предпринять, чтобы жители города убирали какашки за своими собачками». Под возвышающим душу лозунгом и позволяющим претендовать на общественное признание: «Город Нетания, средиземноморская жемчужина Израиля, - город, чистый от собачьих какашек!».

Сложные озабоченности возникают у человека или группы при встрече с проблемной ситуацией экзистенциального масштаба. Типа выживаемости Государства Израиль в условиях нарастающего противоборства цивилизационных гигантов. Или, масштабом, помельче - застройка средиземноморского прибрежья для усиления обороноспособности Израиля и для усиления ресурса жизнеспасительного внешнеполитического маневрирования. Практическое вмешательство в такой объект должно проектироваться и осуществляться руководящим слоем Государства. К этому слою относятся руководства министерств, не в последнюю очередь те семь министерств, к которым адресуются  Президент израильской ассоциации изобретателей Олег Фиговский, вице-президент Академии ИНАРН Лев Прейгерман, академики ИНАРН М. Козлов и Любовь Лернер.

Выявление и применение междисциплинарных смысловых пересечений осуществляется:

- не какой-то процедурой просмотра дисциплинарных представлений с фокусированием внимания на содержательных накоплениях дисциплин, а

- мобилизацией системного видения -> формированием системной карты, отражающей структуру и отношения в системно-сложном объекте ->  мобилизацией накопленных разнодисциплинарных представлений  -> осмыслением выявляемых элементов и отношений посредством релевантных извлечений из соответствующих дисциплин.

В фокусе усилий многодисциплинарной команды находится не побужденность носителей отдельных дисциплинарных знаний ивлечь нечто могущее быть использованным в осмыслении объекта интереса, а сам объект и отслеживается проясненность деталей и отношений объекта. Детали и отношения в объекте «вытягивают» из носителей монодисциалинарных знаний релевантные знания, формируя при этом трансдисциплинарные связки. Эти связки могут оказываться открытиями для носителей монодисциалинарных знаний.

Однако, объявление 2017 г. в кабардино-балкарском госуниверситете  «… этой идеей заинтересовались в Израиле, где она сейчас активно продвигается»,  - без указания на то, кто «заинтересовался» и в чем «интерес», могло создавать неверное представление. Заинтересовались предприниматели масштабных симулякр - им нужны подсобные соучастники для формирования видимостей всесторонней проработанности их «проектов», обеспеченности высоко компетентным человеческим ресурсом.

Если предлагается только Архитектурная разработка и автор Разработки объявляет:

«нужны экономисты, психологи, маркетологи, потому что задача – многофакторная. И, прежде всего, вопросы экономики и экологии; эти вопросы - узловые. Вот, их надо решать с привлечением специалистов»,

это указывает на содержание ПРОЕКТА ДЕЙСТВИЙ, каким он видится Архитектору:

продвижение к использованию и вознаграждению этой самой Разработки и Разработчика. Хозяин торгуемого продукта «конкретная Архитектурная разработка» может, под долю в будущем вознаграждении (материальном и нематериальном), «нанимать» экономистов, психологов, маркетологов.

Но, если продвижение к использованию и вознаграждению этой самой Разработки и Разработчика - самоцель интенсивных организованных действий, то не факт, что вся такая затея может оказаться общественно полезной. Продвижение и использование могут быть «оплачены» потребителем с бизнесом сомнительной направленности.