Фредерик Кин. Иаков

Инквизитор Эйзенхорн 2
ИАКОВ
Фредерик Кин (1926)
http://asweetsavor.info/efk/jacob.htm

И остался Иаков один; и боролся с ним Некто до рассвета
Быт.32.24 KJV

Жизнь Иакова -  самая интересная и поучительная. Его путь среди дел провидения его Бога был чередой сменяющих друг друга сцен, в которых он убедился в верности и сострадании Господа. Будущие сцены нашей жизни скрыты от нашего взгляда. Мы не знаем, будет ли светла или темна наша судьба, и будет нашей душе лучше или нет. Сегодня наш удел может быть приятным, завтра шторм может сокрушить нас. Иов говорит: «Я не был в безопасности, не отдыхал и не был спокоен; но пришла беда" (Иов 3.26). Это была посланная Богом проблема, иначе она никогда бы не коснулась Иова. Все превратности нашей жизни находятся в руках нашего Бога, который распределяет их по Своему благоволению.
Глава, о которой сейчас пойдет речь, дает нам представление о некоторых различных сценах, которые Божье провидение совершило в жизни Иакова. Расставшись с Лаваном, его свекром, «Иаков продолжил свой путь, и ангелы Божьи встретили его. И когда Иаков увидел их, он сказал: это Божье войско, и он нарек имя этому месту Маханаим». Этот день начался радостно для Иакова. Слуги Божии сопровождали его на пути. Разве ангелы не служащие духи, посланные, чтобы служить тем, которые будут наследниками спасения?» (Евр.1.14 KJV). «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их».
Иаков немедленно посылает посланников перед ним к Исаву, своему брату, чтобы он узнал о его приходе. И возвратились вестники к Иакову и сказали: мы пришли к брату твоему Исаву, и он идет навстречу тебе и четыреста человек с ним. Тогда Иаков сильно испугался и огорчился». День начался с обнадеживающей перспективой, но собирались плотные облака, и прежде чем ночь окутала землю темной мантией, Иаков действительно оказался в беде. Он исчерпал все возможности обеспечить  безопасность своей семьи, но во всех своих бедах он терпеливо изливал свои страдания Господу. "И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи, сказавший мне: возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе! Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана. Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава, ибо я боюсь его, чтобы он, придя, не убил меня и матери с детьми. Ты сказал: Я буду благотворить тебе и сделаю потомство твое, как песок морской, которого не исчислить от множества" (Быт.32.9-12).
"И остался Иаков один". Его семья и все, кого он провел через ручей Джаббок, удалились, и теперь во мраке ночи он был одинок. Я полагаю, что он чувствовал, что не может остаться со своими близкими в ту ночь. В глубоких страданиях своей души он решил отделиться от всего земного общения. Те, кто сегодня боятся Господа, нередко чувствуют, что их особый случай отделяет их от их бывших друзей, и под ударами Всемогущего дитя Божье «сидит и хранит молчание» (Плач 3.28 KJV). Он чувствует себя неспособным общаться с семьей Божьей. В своих искушениях, страданиях или вине он удален от всех родных и  проводит ночь в задумчивом беспокойстве. "Я как сова в пустыне, как воробей на крыше дома".
Иаков остался один. Не было дружелюбного человека, к которому он мог бы обратиться за помощью, и, подобно Давиду, когда он был в пещере Адуллам он мог сказать: «Я посмотрел на свою правую руку и увидел, что не было человека, который бы знал меня: убежище подвело меня; ни один человек не заботился о душе моей". Иаков был очень напуган и расстроен, его размышления беспокоили его. Как взволнована была его душа! Что принесет утро? Воистину, мы не знаем, что будет завтра. Будет ли этот день темным или светлым?
Пока что все выглядело мрачно. Исав и четыреста человек идут ему навстречу. Он помнил угрозы своего брата убить его (Быт. 27.41). Он помнил, как из-за гнева Исава он бежал от него в Арам. Его совесть винила его в том, что он вытеснил своего брата, в обмане, который он совершил над своим отцом Исааком, и теперь он вскричал: «Избавь меня,  умоляю Тебя, от руки моего брата Исава, потому что я боюсь его. Была глухая ночь. «В ночь, когда пришли скорби, я искал Бога, но не находил убежища, которое когда-то поддержало меня".
Была тьма, но Иаков не боялся, потому что в темноте ночи он часто наблюдал за своими стадами, и сон отходил от его глаз (Быт. 31.40). Но внутри чувствовалась ночь. Его душа была погружена в темноту в глубине. Его страхи и неверие, воспоминание о его грехах, обвинения сатаны - все вместе сделало эту ночь часом тьмы для Иакова, который остался один.
Этот день должен был быть великолепен, так что никакой другой не похож на него; это "бедственное время для Иакова, но он будет спасен от него" (Иер.30.7 KJV).  Был ли Иаков на некоторое время оставлен Господом в одиночестве? Бог скрыл Свое лицо от него?  Я на мгновение оставил тебя; но с великой милостью соберу тебя. В малом гневе Я на мгновение сокрыл Свое лицо от тебя; но с вечной добротой я помилую тебя, говорит Господь, Искупитель твой» (Ис. 54. 7-8).
Иаков остался один, но ненадолго. В тени ночи появляется Некто и хватает несчастного изгнанника, и когда Иаков убеждается, что он  в его руках, то начинает бороться с ним. Этот Некто "боролся с ним до самого рассвета". Исав незаметно приблизился во тьме, и теперь Иаков в его руках? Однажды он боролся со своим братом (Быт. 25.22-23), и Иаков был сильнее. Нет, это не Исав, это ангел Господень в человеческом облике (Ос. 12.4).
Дело не обстоит так, как у тех, кто ошибочно учит предсуществованию человечества Христа, Сына Божия. Ибо человечество Христа было "семенем жены", семенем Авраама, которое, когда пришла полнота времени (Гал. 4: 4), было зачато во чреве Девы Марии, и она силой Всевышнего, осенившей ее, не зная мужа, стала матерью нашего Господа Иисуса Христа. Гораздо лучше придерживаться ясного свидетельства Библии о человечности Христа, чтобы создавать причудливую теорию Его вечно предсуществовавшего человечества. Ангел сказал Марии: «Вот, ты зачнешь в утробе своей и родишь сына, и наречешь имя Ему Иисус». Дева Мария была матерью Христа по плоти. Он "сосал грудь матери Своей» (Пс. 21. 9-10). Когда наступила полнота времени, Бог послал Своего Сына, чтобы Он был рожден женщиной и подчинился закону, "в те дни, когда вышел указ Цезаря Августа, что весь мир должен облагаться налогом» ; и это обложение было впервые сделано, когда Кирений был правителем Сирии» (Лк.2.1-2). Как прямо говорится обо всем этом!
Но вернемся к борцам. Пришедший человек схватил Иакова, Иаков стал сопротивляться. Мы никогда не овладеваем Богом, мы никогда не боремся с Господом, пока Он не вступит в схватку с нами. Мы никогда не приходим к Господу, если Он не привлекает нас (Иоан.6.44). Мы любим Его, но это потому, что Он сначала полюбил нас (1 Иоан.4.19). Тогда мы цепляемся за Христа Иисуса (Фил.3.12) и стремимся постичь то, что вечно. Мы настигнуты царствующей благодатью Божьей, и результат этой благодати, действующей в нас, заключается в том, что мы держимся за Бога, за Христа, за вечную жизнь, и Божественной силой мы сражаемся верой и любовью, молитвами и слезами -  пока нам не будет даровано блаженство Христово.
Господь борется со Своим народом, чтобы низвергнуть его в прах. Он повергает Иакова и поднимает его уже как Израиля. Он смирен в прахе, бедный, грешный, недостойный червь, но так чудесно укреплен благословением Бога, Ккоторый боролся с ним, что он восстает сильным в Господе и силе своей мощи как "острое молотило, чтобы молотить горы и делать холмы мякиной". "Он смирил меня, и Он помог мне".
Временами у Господа возникают противоречия со Своим народом (Ос.12.2). Есть времена для испытания нашей веры, и Он умоляет Своих людей (Мих.6.1-2). Да, Господь по-разному борется со Своими людьми; благодаря его провидению они оказываются в затруднительном положении, в страданиях и искушениях. Священное Писание говорит нам о такой борьбе. У Павла была такая борьба (2 Кор. 12. 1-10). Моисей тоже боролся за колена Израилевы (Исх.32).
Господь боролся с Иовом, и когда Он подошел к нему, то сказал: "Кто сей, омрачающий Мой совет словами без знания? Опоясай теперь чресла твои, как человек; ибо Я буду требовать от тебя и отвечаю тебе» (KJV). И когда Иов был унижен и брошен на землю, он ответил Господу: «Вот, я мерзок: что мне ответить Тебе?". И снова Иов был повергнут,  и он ответил Господу и сказал: «Я знаю, что Ты можешь сделать все, и что ни одна мысль не может быть удержана от Тебя. Кто омрачал Твой совет, ничего не понимая? Я говорил, что не понял; это вещи слишком дивные для меня, которых я не знал. Выслушай, умоляю тебя, и я скажу...  Я слышал о Тебе  слухом, но теперь глаз мой видит Тебя. А потому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле».
Когда Господь борется со Своим народом и низвергает его, на Его людях исполняются Его обетования, и они готовы умолять Господа о Его неизменности и чести Его имени. Это Божественное чудо, что грешное существо должно бороться с Господом. Чудо непобедимой благодати Божьей в сердце бедного грешника. Приблизьтесь и посмотрите освященными глазами на Иеремию, борющегося в молитве с Богом: "Разве Ты совсем отверг Иуду? Разве душе Твоей опротивел Сион? Для чего поразил нас так, что нет нам исцеления? Ждем мира, и ничего доброго нет; ждем времени исцеления, и вот ужасы.  Сознаем, Господи, нечестие наше, беззаконие отцов наших; ибо согрешили мы пред Тобою. Не отрини нас ради имени Твоего; не унижай престола славы Твоей: вспомни, не разрушай завета Твоего с нами" (Иер.14.19-21).
Когда финикиянка пришла ко Христу от имени своей дочери, Он боролся с ней, и она боролась с Ним. Сначала Он не ответил ей ни слова, потом снова ответил: Я не послан ни к кому, кроме как к заблудшим овцам дома Израилева. Но она все еще цеплялась за Него и поклонилась Ему, говоря: «Господи, помоги мне». Но Иисус ответил: "Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам". Разве она не была низвергнута Им, отброшенная в прах, как собака?  Но, подобно Иакову, она все еще борется, она все еще цепляется за Иисуса, и ее вера говорит: я не отпущу Тебя, если Ты не благословишь меня, и она сказала: «Так, Господи, но и собаки едят крохи, которые падают на землю". Она победила, и Иисус благословил ее там и сказал ей:« О женщина, велика вера твоя; да будет тебе так, как ты пожелаешь, и с того самого часа дочь ее исцелилась» (Мф.15.22). «Борьба молитвой может творить чудеса, принести облегчение в самых глубоких водах".
Ночь прошла, и ангел и Иаков продолжали борьбу. Но Господь не будет бороться вечно, Он доведет Свои отношения со Своим народом до милостивого завершения. Наш Небесный Отец всегда заботится о нашем благополучии, независимо от того, насколько строга эта дисциплина. Хотя Он изгоняет нас, а мы лежим в глубине, Он снова воскресит нас из глубин морей и в свое время возвысит нас в Своей деснице на небесах.
 Таким образом, когда ангел Господень увидел, что он не может победить Иакова, он коснулся сустава его бедра и вывернул его. Таким образом, с приближением утреннего восхода таинственным Божественным прикосновением бедро Иакова было вывернуто из сустава. Он больше не мог стоять на ногах и в изнеможении упал на землю. Разве Иаков ослабил хватку того мужа, когда он опустился на землю? Нет, тот, кто боролся с ним всю ночь, крепко держал его в своих объятиях.
 Когда мы в наших бедах больше не можем держаться, разве мы не впадаем в отчаяние? Разве наши сердца не кричат: «Другого прибежища нет у меня, моя беспомощная душа полагается на Тебя!". Когда Иаков был самым низким, тогда он был самым высоким; когда он был самым слабым, то был самым сильным. В слабости и немощи он стал сильным. Это Божественный парадокс, который часто подтверждается опытом святых.
Не может быть никакой ошибки в  утверждении, что Иакову, бедному, грешному существу, было передано Божественное могущество для борьбы с человеком. Но несомненно, что Иаков упал, побежден, он ослабляет свою хватку, потому что больше не может подняться? Разве он не готов теперь вскричать: хватит, я уступаю, ты победил? Конечно, так. Должен ли я сказать, что среди всех мучений бедный, поверженный калека усилил свою хватку? Что это за сцена перед самым рассветом; он все еще боролся, хотя уже не мог стоять на ногах? Он зашатался телом, но что происходило в сердце Иакова?
Прежде, чем тот муж начал бороться с ним, он был очень взволнован, и конфликт, в который он был вовлечен, почти лишил его сил. В конечном счете Иаков вступил в двойную борьбу. И вопрос беспокоил его душу: "Кто это со мной? Темнота ночи на мне, и я не вижу его лица ». Поэтому дитя Божье часто спрашивает: «Эти острые искушения, невзгоды и испытания, с которыми я борюсь, являются ли они друзьями или врагами?".
Наступает день. Подойдите ко мне ближе, свидетели этой сцены! Посмотрите: один из борцов плачет. По его щекам текут слезы, и он молится. Кто из них плачет и является просителем? Плачущий борец - это тот, у которого сломано бедро (Ос.12.4). Иаков плачет и молится. Именно тогда ему открылись первые проблески лица могучего борца, что склонился над ним, и его сердце было полностью убеждено, что это был не враг, а тот, чей взгляд был исполнен нежного милосердия к упавшему. Когда Господь поверг тебя, было ли тебе открыто, когда наступил день, что Тот, Кто поразил тебя, Чье провидение было нелегко для тебя - это твой милостивый Друг, полный нежной жалости? Иаков заплакал и помолился Ему.
У всей дорогой семьи Божией бывает время плача. На самом деле большая часть нашего жизненного странствия проходит по долине слез. Религия без этого - это не религия Христа, ибо Дух Божий учит так. Избранные  чувствуют свое отчуждение от Святого Израиля, и оплакивают всякое свое беззаконие (Иез.7.16). Причины слез святых многообразны. Они плачут, когда находятся в плену у врага (Пс.136). И когда они идут по пути домой, они приходят с плачем и мольбой (Иер. 31.9). Сокрушенные души и в наши дни поливают свои постели слезами (Пс.6.6). Петр горько плакал. Езекия плакал от боли. Бывают времена, когда дочь Сиона плачет от боли ночью, и слезы у нее на щеках (Плач 1.2). Плач может длиться всю ночь, а радость приходит утром. Затем она поет, и ее лицо сияет улыбками, потому что Господь простил все грехи ее, Он рассеял ее врагов, Он поднял свет Своего лица на нее.
 "И сказал: отпусти меня, ибо наступит рассвет. И он сказал: я не отпущу тебя, если не благословишь меня». Иаков мог бы сказать: отпущу ли я тебя, и ты оставишь меня, бедного калеку, в пыли? Нет, но "если ты не благословишь меня". Твое благословение высушит мои слезы, исцелит мои беды и укрепит меня. С твоим благословением я не буду бояться зла, я могу встретиться с Исавом и его четырьмя сотнями людей: «Пусть они проклинают, но благослови меня" (Пс.109.28 KJV). Не покидай меня, не оставляй меня, сначала дай мне Свое благословение! Ты пришел как противник, и ты привел меня в муках в прах земли, теперь, только как Друга, я могу отпустить тебя. Ты пришел нахмурившись, теперь оставь Свою улыбку со мной. Ты был разгневан на меня, пусть гнев Твой отвратится от меня, и утешь меня Своим благословением! О, дорогой читатель, что бы ты ни имел, если тебе не хватает благословения Господа, как ты беден!
«И сказал ему: как тебя зовут? И он сказал: Иаков». Этот вопрос и ответ Иакова полны смысла. В этом  проявилось невежественное поведение Иакова. Исав в своем горьком вопле воскликнул: «Разве он не по имени Иаков? ибо он вытеснил меня два раза: он лишил меня первородства, и теперь он принял моё благословение" (Пс.27.36 KJV). Господь постоянно добивается от Своих людей признания их низкого состояния, и они должны не ответить Ему пустыми словами, но смиренным сердцем склониться перед Ним, исповедуя свое имя как Иаков, червь (Ис.41.14), худший из грешников (1 Тим.1.15), готовый погибнуть (Втор.28.5), прах и пепел (Быт.18.27).
Когда Иаков узнал его имя, сказал ли ангел: «Ты слишком недостоин, ты слишком дерзко хотел получить мое благословение?». Нет! С таким необычайным богатством благодати Господь имеет дело с сосудами милосердия, приготовленными заранее к славе, ибо на них Он откроет богатства своей славы, и Иаков был одним из таких сосудов милосердия. Я любил вас, - говорит Господь, а вы говорите: «За что ты возлюбил нас?». Не был ли Исав братом? Господь говорит: «И все же Я возлюбил Иакова, и возненавидел Исава». Здесь нам явлена святая и славная власть Иеговы.
 «И сказал он: имя твое будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом (в МТ "с Высшими силами") и людей одолевать будешь". О, это на самом деле поднимает бедного из праха и нищего от навозной кучи, чтобы поставить его среди князей, и дать ему унаследовать престол славы (1 Цар.2.8). Когда ангел произносил эти слова, я думаю, что и он и Израиль встали из грязи и пыли. Да, ангел встал, и Израиль был с ним. Вечные руки подняли хромого человека и в нежном сострадании снова вправили его бедро, хотя поврежденное сухожилие осталось с ним навсегда.
Господь низвергает и возносит. Как часто верующие низводятся в тесноту и скорбь, чтобы их гордость и самодостаточность были сведены на нет! Когда Он низвергает наше сердце, мы падаем, и нам некому помочь. "Я был низвержен, и Он помог мне" - это постоянно опыт семьи Божьей.
"Имя твое будет не Иаков, а Израиль". Господь дает своему народу другое имя, новое имя (Ис.62.2). Первое имя означает то, чем мы являемся в нашем падшем состоянии, низменном и грешном, земном, имя, объявляющее наш позор, имя, под которым мы осуждены, имя, в котором мы стыдимся и плачем перед Богом. «Но ты уже не будешь называться брошенным; и земля твоя больше не будет называться опустошенной; но ты будешь называться Хефциба, и земля твоя Беула, ибо Господь пребудет с тобою, и земля твоя будет замужем" (Ис.62.4). «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане со святыми и из дома Божия» (Еф. 2.19 KJV). Посему ты уже не слуга, а сын; а если сын, то наследник Бога через Христа» (Гал. 4.7 KJV).
Господь объявил Иакова князем. Эту честь имеют все святые, ибо наш могущественный Спаситель, который возлюбил нас и омыл нас от наших грехов Своей собственной кровью, сделал нас царями и священниками Богу и Отцу Своему. Как князь, Израиль боролся с Богом и с человеком и победил. Но это была Богом данная сила.  Великолепные иллюстрации этого даны в Евр.11.32-43: "Верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,  угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих".
 Народ Божий, согласно его предназначению, обстоятельствам, в которых он находится, и работе, которую предстоит выполнить, наделен силой свыше. Даже чудесная привилегия иметь силу состязаться с Богом вытекает из милостивой силы Бога.. Действенная горячая молитва праведника многим помогает, и этот дух моления от Господа изливается на поклоняющихся Ему (Зах.12.10).
 Наша сила с Богом в молитве у Его подножия всегда исходит из славного и драгоценного факта, что у нас есть Ходатай пред Отцом, Иисус Христос, Праведник. Через Него, через Его жертву и кровь, Его послушание и вечное превосходство у нас есть доступ, принятие, благосклонность и сила с Богом, и в торжествующей вере мы иногда поем: «Мы будем больше, чем победители через Того, Кто возлюбил нас».
Иаков спросил его и сказал: скажи мне имя твое. И он сказал: для чего ты спрашиваешь мое имя? И он благословил его там". В каких отношениях мы стоим друг с другом? Как я буду думать о тебе, когда "ты" отсутствует, удалено от моего взгляда? С самого начала отношений Господа с Его людьми они начинают спрашивать о Его имени. Как священно это имя! И так как имя Господа раскрывается им Духом Святым, они благоговейно, радостно и с молитвой размышляют над Его именем, и Его  чудесные дела в творении, Его провидение и Евангелие Христа объявляют им, как близко Его имя (Пс.75.1 KJV).
"Почему ты спрашиваешь Мое имя?". О, Господи, Ты Сам знаешь! Я так беден, слаб и грешен. Имя Твое Иисус, Ты мой Спаситель. Разве Ты не мой Искупитель, и Ты не избавил меня от ада? Твое имя Пастырь, Муж, Друг, Господь, наша Праведность, Эммануил, Воплощенная Любовь. И  все это для такого убогого грешника, как я?
 И он благословил его там на поле того боя и помазал. Темная горькая ночь закончилась, и пришло утро, и Иаков больше не был "сильно испуган и огорчен", но стоял в царственном величии, ибо он был наречен Израилем.
Теперь он мог встретиться с Исавом. "Иаков нарек имя месту этому Пенуэль, потому что я видел Бога лицом к лицу, и моя жизнь сохранилась» (Быт. 32.30 KJV). "И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое. Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова" (Быт.32.31-32).

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn

Примечание

"Отожествление явления Бога и ангела, теофании и ангелофании красной нитью проходит чрез все ветхозаветное откровение. И это столь явно, что для рационалистического понимания здесь остается видеть лишь следы первоначального политеизма. Для ве­рующего уразумения этот факт требует нарочитого объяснения. Ветхий Завет не знает  непосредственного богооткровения. Бог недоступен (трансцендентен) человеку. «Бога никто же виде ни­где же» (19, 1-18, 1 Тим. 6,16), только во Христе, Богочеловеке, совершилось богоявление: «единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда» (Ин. 1.18). Об этом богоявлении и свидетельствует служитель Слова:   «о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими глазами, что рассматривали и что осязали ру­ки наши о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и сви­детельствуем и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1 Ин. 1, 1-2). Пришествие в мир Христа, Его вочеловечение, и было единым подлинным, совершенным бого­явлением, упразднившим навсегда все предварительные богояв­ления...
 Ветхий Завет знает   ипостасные богоявления,  встре­чи человека с Богом, взаимо общение, разговор. Но такие встречи, как нам уже известно, совершаются лишь чрез теофанические ангелофании: Бог является чрез ангела, и ангел говорит от лица Бо­жия, Божественною силою наделяется ангельская ипостась. Посланничество ангелов, их служение миру получает здесь совер­шенно исключительное назначение, — представлять в мире Са­мого Бога, являться ему  вместо Бога. Как это возможно? Прежде всего, надо принять во внимание всю недоступность (трансцен­дентность) Божества падшему человеку даже и в недрах Ветхоза­ветной Церкви. С тех пор как оружие херувима преградило доступ во врата Эдема, куда Бог приходил беседовать с человеком (при­чем даже самый суд Божий за грехопадение представляет собой еще не прервавшуюся таковую беседу), устранилась возможность  прямого бого общения. Однако любовь Божия нашла возможность встречи с человеком чрез посредство ангелов. Последние, будучи творениями, могут быть доступны человеку, но, вместе с тем, жи­вя жизнью божественной природы, являются совершенно прозрачны для Бога. Бог сделал тварные ипостаси ангелов, соеди­ненные с божественной жизнью, личным посредством для обще­ния с человеком, Своим образом. Ангелы суть тварноипостасные лики Премудрости-Славы Божией, в которых Бог ипостасирует Ее для того, чтобы являться человеку дотоле, пока эта Слава не будет явлена Самим воплотившимся Словом, ипостасною Пре­мудростью и Славой Божией, Христом. Ангел, как тварный луч Божественной Премудрости, как обладающей жизнью в Боге, есть тварный бог, не по благодати только, как человек, но и по причастию, хотя и не по тварной ипостаси своей. Однако именно эта тварность ангельской ипостаси только и делает возможным для человека вынести нестерпимый огнь богоявления. Это есть та мера, в которую человек может приять явление Бога ранее Его во­человечения. Но, конечно, такое богоявление имеет силу только в пределах определенной цели и ею исчерпывается. Другими сло­вами, оно совершенно лишено той силы, которую имеет единое истинное богоявление, т. е. боговоплощение, в котором человеку является облеченная Славою Божества не тварная, хотя и ангель­ская, ипостась, но само Второе Лицо Св. Троицы. Это богоявле­ние имеет вселенское, всечеловеческое и космическое значение, и оно упраздняет, делает излишними и уже невозможными пред­варительные, прообразовательные ветхозаветные богоявления через ангелов. Сам Господь, Великого Совета Ангел, посылается Отцом на землю.
Итак, теофанические ангелофании суть явления ветхозавет­ные, которые преходят в Новом Завете, как ночные звезды гаснут в свете восходящего солнца. Однако они должны быть изъяснены в своей возможности из природы ангельской. Здесь проявляется самая высшая, предельная возможность ангельского служения — посредствование между Богом и миром, соединение неба с зем­лей...
Остается еще вопрос. Ангелы, чрез которых говорит Бог в теофанических ангелофаниях, нигде не наименованы и не опре­делены в своем иерархическом положении, — они называются просто «ангелы». С другой стороны и Бог, являющийся человеку и говорящий с ним, также не определяется в отношение к трем Ипостасям. Тайна Св. Троицы, хотя и содержится, но остается прикровенной в Ветхом Завете, почему и нельзя ожидать такого определения. В церковной письменности этот вопрос обычно ставится и разрешается в том смысле, что в Ветхом Завете гово­рит и является и действует Логос ранее Своего воплощения. От­сюда же можно как будто заключить, что ангел, говорящий от ли­ца Божия в теофанических ангелофаниях, принадлежит Второй Ипостаси. Помимо прочих аргументов такое мнение может опи­раться еще и на то, что раз богоявление сопровождается словом, тем самым оно и принадлежит Слову. Однако это соображение обессиливается тем общим фактом, что говорящим является здесь не Сам Бог, но ангел, который притом говорит человеку на чело­веческом языке, чтобы быть ему доступным. Поэтому наличие слова само по себе не свидетельствует еще о том, что его говоря­щий есть ангел Слова, возвещающий Ипостась Слова. Поэтому нужно во всяком отдельном случае определять по существу, от­носится ли данное откровение к одной определенной Ипостаси, или же ко всей Св. Троице в нераздельности".

(Булгаков С.Н. Лествица Иаковля. Париж,1929. С.183, 187-189)