Еврейский интернационал Тихоокеанского флота

Левит Александр
Выпуск 1978 года легендарного Севастопольского ВВМИУ был юбилейным - двадцать пятым. Но для выпускников очень неожиданным. Порядка пятидесяти процентов окончивших третий - электро-механический факультет, вместо распределения на корабли ВМФ, были направлены  в войска ПВО страны.

Не обошла сия участь и меня. Отстажировавшись на атомной лодке 667Б проекта в Гремихе, я был абсолютно уверен, что буду назначен на эту же лодку командиром электро-технической группы. Но каково же было мое разочарование, когда начальник отдела кадров училища объявил мне, что в Гремихе я служить не буду, так как распределён в г. Печёру, в войска ПВО...

Можете себе представить состояние молодого человека, фаната атомного подводного флота, мечта и цель жизни которого были в один момент уничтожены не понятно откуда взявшимся, бессмысленным распоряжением минобровского бюрократа.

Кому и для чего понадобилось отправлять уникальных, штучных специалистов, готовых и стремящихся служить на подводных лодках ВМФ СССР, не известно куда - для меня остаётся загадкой до сих пор.

Промучавшись сутки в раздумьях о будущей, не морской службе, я снова пришёл в отдел кадров, и обратившись к начальнику, сказал, что не буду служить в ПВО и хочу уволиться из Вооружённых Сил. Для НОКа это прозвучало, как гром среди ясного неба. Ранее никто и никогда не осмеливался оспаривать его распоряжений и приказов.

Но решение было принято, и я не собирался от него отказываться.

Прошли ещё сутки и снова вызов в отдел кадров. Начальник, улыбаясь, сообщает, что мое решение его поразило, но в то же самое время и порадовало. На лодку, где я стажировался, уже назначен другой выпускник, а я распределяюсь в распоряжение штаба Краснознамённого Тихоокеанского флота.

От этого распределения я не имел права отказаться и, отгуляв первый лейтенантский отпуск, на ТУ-104 (впервые в жизни) улетел во Владивосток.

В день прилета я получил назначение на корабль, прибыв на который, представился командиру и затем был представлен экипажу.

На следующий день все молодые офицеры, получившие назначение в то же соединение, что и я, представляются командующему соединением боевому офицеру, контр-адмиралу.

Настроение было не очень. Я никогда не скрывал и не стеснялся своей национальной принадлежности. Друзья в училище с первого курса называли меня «Абрамыч». Но мне было не очень понятно, почему представляясь по случаю назначения на должность, вместе с фамилией, именем, отчеством, училищем, которое окончил и должностью, на которую назначен, нам надо было называть еще и национальность.

Ну, да ладно. Нас было 12 лейтенантов, и я сидел пятым. Думал, что из двенадцати я - единственный еврей, а посему, ощущал некоторую неловкость.

Встает первый - лейтенант-инженер Салютин Леонид Владимирович - украинец, окончил, назначен...

Второй - лейтенант-инженер Емцов Игорь Юрьевич - русский, окончил, назначен...

Третий - лейтенант-инженер Гомельский Григорий Израилевич.

Я встрепенулся...

- Еврей

Я воспрял!

- Окончил, назначен...

Ну, думаю, не один. Уже легче.

Четвертый -  лейтенант-инженер Городинский Валерий Исаакович.

Снова встрепенуло...

- Русский, окончил, назначен...

Улыбнуло...

Следующий - я, лейтенант-инженер Левит Александр Абрамович, еврей, окончил, назначен...

Затем два лейтенанта - штурманы, русские, окончили, назначены...

Восьмой, и снова встрепенуло - инженер-лейтенант Пфайфер Семен Иосифович, немец - еще больше встрепенуло, окончил, назначен...

Девятый - лейтенан Каланчин Александр Александрович - русский, окончил, назначен...

Десятый - лейтенант Шнайдер Наум Ионович, еврей.

Ну, думаю, интересно как получается. Да и для адмирала рутинное мероприятие, вижу, превращается в забавное представление.

- Окончил, назначен...

Одиннадцатый - окончил, назначен...

И наконец, двенадцатый. Встает худой, высокий, слегка сутуловатый лейтенант. Нос с горбинкой и грустные глаза, в которых, как мне показалось, отразилась какая-то глубокая печаль.

- Лейтенант-инженер Хацкель Михаил Хаимович.

Но это после стольких сюрпризов уже не очень впечатлило. А то, что произошло дальше - очень.

- Эвенк, окончил, назначен...

Немая сцена.

Затем адмирал начинает хохотать так, что слезы из глаз.

Нам тоже весело, но стараемся сдерживаться.

Отсмеявшись и промокнув глаза носовым платком, адмирал произносит с улыбкой и по-доброму.

- Ну, всегда думал, что командую боевым соединением. А тут, оказывается, еврейский интернационал во главе с эвенком.

И благословил на честную, доблестную службу.

Как мы позже узнали, Миша Хацкель, действительно был эвенком по маме. В те времена, если была возможность не писать в пятой графе паспорта «еврей», многие и не писали.

P.S. Все персонажи реальные, фамилии имена и отчества незначительно изменены.
P’.S’. Все, представлявшиеся со мной лейтенанты, благословленные адмиралом, служили Родине доблестно и честно. Многие дослужились до высоких должностей и званий.

На конкурс Морская история 2

На фото: Моряки Тихоокеанского флота водружают флаг ВМФ СССР над бухтой Порт-Артура. (Фото из интернета)