Деревенька моя, не забытая. Сельская хроника

Александр Шиманский
 
         В полутора километрах, от автомобильной трассы Брест-Минск, расположилась небольшая деревенька Кошелёво, что в Берёзовском районе. По этой трассе, день и ночь, идут машины. Изредка, одна две машины свернут и проедут через эту небольшую деревню.Это сейчас, через неё пролегла асфальтированная улица.
   
   Но раньше, в далёкие послевоенные годы, к ней вела просёлочная дорога, пролегающая через лес и болото и переходящая в прямую деревенскую улицу. Как все такие деревни, жила она своей жизнью. В послевоенное время организовался колхоз. Трудились сельчане и на своих участках. В выходные дни собирались  они посидеть на скамейках, которые были устроены у многих домов, порассуждать о политике, поделится воспоминаниями.

   Некоторые сельчане приняли участие Великой Отечественной войне. Вернулись все живые.Один из сельчан воевал в гражданскую войну, в Красной Армии. Жил в деревне и участник войны с японцами, в 1904-1905 годах. Любил он ходить в тельняшке. Желтоватые уже были белые полоски тельняшки, кое -где и заштопанная была заботливыми руками его жены, но летом он всегда был в ней.               

   Начальная школа, сельский магазин были в деревне. Колхозная ферма, сельская кузница давала место работы многим сельчанам. Вокруг деревни были леса с изобилием грибов  и ягод, особенно черники. Грибов было такое множество, что собирали только белые и  красноголовые, это было любимое занятие ребятни. Ну разве, что любители лисичек, наберут несколько горстей пожарить. В этой небольшой деревеньке даже были организованы два грибоварных пункта.

   Здесь в этой деревне прошло моё детство, юность. Была окончена  начальная школа. В этой деревне был познан  нелёгкий крестьянский труд, косьба травы, умение пахать и выполнять другую сельскую работу. В этой деревне, о которой остались самые лучшие воспоминания, была и первая любовь, были и первые радости, и горечь от расставания. В этой деревни появились и первые увлечения, ставшие в будущем целью моей жизни. Несмотря на отсутствие в те времена телевизоров, смартфонов и другой техники, которой располагает нынешняя молодёжь, но веселья в жизни сельской молодёжи было в достатке.               

  Молодёжи в нашей деревне  одного возраста было немногим более десяти. Но какие это были ребята? Как говорили, гвозди ими можно было заколачивать. А какие были развлечения среди деревенских ребят в первые послевоенные годы?  Раз два и обчёлся. Любили ребята и различного рода розыгрыши,  и поиграть в карты, сходить на танцы в соседнюю деревню и даже потихоньку потянуть самосаду ( папиросы  самокрутки с табака выращенного в огороде)  и  который, понемногу, могли умыкнуть у своих  отцов. Могли сложиться по рублю и как говорят, и в школу не пойдём. Собирались компанией  в субботу или в воскресенье, шли в другую  деревню в кино, которое было не частым гостем в нашей деревне в эти годы.               

   Но когда приходили Коляды, организовывался  ими такой сельский   карнавал, на котором устраивались  разные проделки, безобидные, не зловредные, но иногда  со смыслом. Никто нам не объяснял, что такое Колядки? Они пришли, отмечать надо. Старшие давали советы как себя вести, какие песни петь. Сам смысл Коляд нам никто не доводил. Перед Колядами собирались молодые парни и девушки, разучивали колядные песни, готовили инвентарь, разную одежду, которая как им казалась, была  подходящая к проведению  колядного праздненства, вечернего карнавала. Девушки с сундуков бабушек доставали разные уборы, искалась  губная  помада. Особой популярностью у девушек  пользовались цветастые платки-“шалинувки”(местное).

    У ребят особое внимание уделялось батлейке. У нас она была в форме шестиконечной звезды  и которая вращалась рукой колядника. По лучам звезды были разные украшения, ёлочная мишура, маленькие звоночки. Внутри устанавливалась свеча, рисунки  на религиозную тему были вырезаны с непрозрачной бумаги и их приклеивали  на лучах,  на промасленной бумаге. Шест, на котором крепилась звезда, был украшен разноцветной бумагой.Эта батлейка хранилась от Коляд до Коляд у  одного из сельчан на чердаке. Ну, и как водится, готовили  чистый мешок для сбора колядных  подарков. Все это готовилось в тайне, особенно от школы, которая преследовала учащихся  за мероприятия  связанные с христианскими  обрядами. Такие запреты были со стороны школы и в другие христианские праздники. Особенно они были строгими на Пасху, когда учителя были обязаны дежурить всю ночь у церкви, не допуская учащихся  для участия во всеночной.   Правда, в нашей деревне была только начальная школа, и это облегчало нам задачу в плане проведения колядных представлений.               

   Ну и настал тот вечер, которго ожидали целый год. Зимой темнеет быстро. На небе появились яркие звёзды, которые кажется подмигивали собравшимся колядникам. Идите вперёд, не дрейфите!  Всё. Ваше время пришло!               

   Обход сельских хат с песнями, шутками, прибаутками  начинался с крайнего дома  в деревне. Заходили  переодетые колядники  в дом  и спрашивали хозяина или хозяйку:                “-Добрый вечер, пане господару!   Чи  можно  в вашей  хате поколядоваты? Бога  прославляты!  Песни колядные  спиваты?”(местное).               

       После разрешения хозяев  в доме начинается колядное представление, которое всегда начиналось с песни, небольшой фрагмент которой привожу в этой статье.                “1. Небо и земля, небо и земля. Ныне торжествуют. Ангелы, люди. Ангелы, люди. Весело ликуют.                2. Христос  родился. Бог воплотился. Ангелы летают, славу воспевают. Пастухи играют, Пастыря встречают. Чудо, чудо возвещают.”               





   В некоторых случаях колядники не заходят в дом, стоят под окном со звездой-батлейкой,  и  обращаются к хозяевам за разрешением проводить колядныое представление.   

   И так от одного дома к другому. В каждом доме колядники желали хозяевам и всем членам семьи здоровья, богатого урожаю, хорошего приплода  скотине. А особенное было пожелание,  если в доме были молодые- им или жениться или выйти замуж. В каждом  доме было пожелание ,что-то  индивидуальное, присущее только для  этой семьи. Не проминали никого.


    Если не зайдут в какой дом, у этих хозяев будет обида на весь год.За свои песни получали  колядники различное вознаграждение. Обычно в деревне, у каждого хозяина, к колядам была и колбаса домашняя, и кровянка, и сало, да и рублём  или двумя,  можно было  одарить колядников. Колядникам за их представление и поздравление,  где яблок насыплют в мешок, где пирог или  ковбаски  пальцем пханой кружок (местное), домашнего сала кусок, а где и чарку нальют, правда, маловозростным не наливали. Денег мало попадало колядникам. Так повелось.               

   Не всегда колядников хозяева в доме  привечали. Было и такое. Разные были причины, у кого как. Некоторые даже делали вид, что дома никого нет. На этих дворах, в адрес их хозяев, от колядников, звучали шутливые и незлобивые частушки, за неприятие колядного поздравления.               


   Старшие, ещё не женатые ребята, подбрасывали колядникам  идею, она сразу претворялась  ими в жизнь. Как правило, они были безобидными и вызывали  весёлый смех у односельчан.  Самым первой проделкой было то, что со двора на улицу открывались ворота, у кого они были. Обычно они открывались во внутрь двора. Таким образом вся улица оказывалась перекрыта. А если учесть то обстоятельство, что деревенские улицы не освещались, электричество придёт в село где-то в начале шестидесятых, то можно представить идущих в темноте жителей деревни, когда улица перекрыта воротами. Но этого было мало. С одного двора на другой двор переносился туалет. Какое было удивление этих  хозяев на второй день, куда он попал? Однажды видели хозяина, который с утра пришёл в туалет, а потом вышел, куда он попал?  Потом осмотрелся и вернулся в него делать своё туалетное дело. Такой перенос был у многих жителей деревни.               

   Особенно любили ребята пошутить над хозяином одного дома. Это была такая месть за плохие отношения к односельчанам, когда он был бригадиром, и за плохое отношение к колядникам. Когда к нему зашли колядники в дом, а ребята были одеты по разному. Кто был одет как аист, кто был как волк, медведь,  другой в вывернутом  овчинном полушубке с козьей головой и  они  пели колядные песни. Но он выгнал колядников с дома, не дал им никакого подарка. Как позже судачили, что в одном из переодетых ребят узнал себя, а может в доме не было чего выдать колядникам.

    Шутки над этим хозяином, который не разрешил колядовать, были организованы. Когда утром в его доме начали топить печь, дым не пошёл в дымоход, а начал стелиться по кухне. В чём дело, никто  из домашних не знал. А ларчик открывался просто. В его доме дымоход был прямой, без лежака, и если посмотреть с дома, то видно светлое пятно, небо. Как потом рассказывали старейшие, он им жаловался, что посмотрел раз, другой в дымоход, там видно светлое пятно,  небо, а дым не выходит. Непонятно? Решил он обойти дом с другой стороны и увидел следы, которые вели на крышу дома. В тот год было много снега и он был до самой крыши, и по снегу ребята забрались к дымоходу и перекрыли его стеклом. Закрыли дыхало печи. Свет есть, а дым не идёт. Пошёл хозяин  к участковому в сельсовет. До вечера его не было. Может чем был занят другим, а может  с ним   решал другие дела.

    Второй раз, в этот дымоход, вставили метлу. Дым проходит, а она, как антенна, торчит над домом.  Увидел эту метлу  хозяин  через пару дней, а может  кто и сказал ему. Опять к участковому.  У этого хозяина  дома  на дымоходе дело  не было закончено . К его  дому была  пристроена веранда. Она была без дверей, только была крыша и две скамейки по бокам веранды. Вечером, когда ещё горел в доме свет, ребята приклеили к раме окна небольшой шарик с воска- бумкало, к которому была привязанная длинная нитка.

    Надо было знать, что в те времена электричества в деревне не было, а в домах светили керосиновые лампы, которые давали не много света. Были лампы так называемые пятилинейные и  десятилинейные. Десятилинейные  лампы давали больше света. Но как правило, применялись пятилинейные, самые массовые и более экономные.

    Бумкало работало так. За длинную нитку прятавшийся за забором парень потянет нитку и отпустить. По стеклу окна стук. И так несколько раз. Бум, бум. Подойдет хозяин к окну, приложит руку к стеклу окна, никого и ничего не видно. В это момент шарик оттянут и его при таком свете не видно. Только отойдёт от окна, снова стук. Бум, бум. Но в один раз хозяин дома  рассмотрел, что кто-то стоит возле веранды. Правда, там никого не было. Ребята знали,  что через несколько раз бум, бум, будет торжественный выход хозяина и  заранее поставили  ржаной сноп. Он должен был послужить для дальнейшего спектакля. Втихаря, не привлекая внимания, этот хозяин взял в руки в сенях широкую на конце лопату, которым садили в печь хлеб или даже чистили снег во дворе, выбежал на веранду. Он этой лопатой хотел потянуть по плечах того, как ему казалось, что  стоит у веранды. Но ребята перед установкой снопа, поперёк веранды заложили доску. Хозяин  зацепившись за доску и поехал по снегу. Мат, перемат. Тишина. Только смех и топот в темноте разбегающихся в разные стороны ребят. Снова этот хозяин  пошибовал в сельсовет к участковому милицинеру. Через день прибыл учстковый милиционер проводить следствие и искать следы  колядных “ преступников”. Только на окне сиротливо висел кусочек нитки. А сноп ребята прибрали. Не догадался  пострадавший сразу прибрать  этот сноп, ведь по снопу можно было узнать хозяина, а затем и того кто его ставил. Но ночью выпал снег и  скрыл все следы. Поиски ребят, участвующих в этом шутливом мероприятии, ничего не дали. Искать было некого. Никто никого не выдал. Детский корпоратив.

    Но в каждой семье, где были ребята, они получили выволочку. Не миновала и меня с братом такая выволочка. В основном от отца. Мама помнила самотуж при посадке картошки и только губы на её лице  были растянуты в улыбке. Как только коляды заканчивались,   шутки  и розыгриши  прекращались.                Прошло много лет после этих сельских событий, давно живу в городе Пинске и при одной встрече со знакомыми вспомнили это бумкало по  стеклу.  Оказалось, что такая забава, стучать по стеклу, имеет большую географию. В многих деревнях стучало бумкало  по стеклу окна. С ростом многоэтажных домов это вид детского развлечения вышел из употребления.

   Но оказалось, что жив курилка. У одних моих  знакомых, живших на восьмом этаже, появилось такое бумкало, только с такими выворотами, что они долго были в неведении. Стучит что-то в окне, в зале их квартиры, и стучит. Потом выяснили, что живущие ребята на девятом этаже организовали такое бумкало, а каково было этим жильцам?                Сейчас  во многих деревнях  не сохранился обычай колядования. Уходит такой весёлый праздник-коляды,  карнавал - импровизация  из нашей жизни семимильными шагами. Приходят сейчас колядники иногда в городскую квартиру, но уже без звезды. Споют одну и туже песню, получат свои подарки и уходят. И тогда вспоминается занесенная снегом деревенька, где прошло детство и юность. Вспоминаются и дымки с труб, веселая ватага моих сверстников, которые с шумом  и песнями шагают от дома к дому, поздравить своих односельчан с праздником.               

   Деревенька ещё стоит. Обряд колядования уходит в прошлое. Во многие дома уже не заглядывают колядники, ходить некому. Стоят закрытые дома. Хозяева большинства домов умерли, а дети –птенцы, разлетелись по разным местам где свили свои гнёзда. Некоторые живущие в деревне обрабатывают огороды, есть такие, которые ещё  рожь сеют. Летом ещё оживает эта деревенька. Во многих дворах останавливаются машины и они оживают от детского  смеха и веселья. Кажется никто  и никуда не уезжал. На улице встречаются бывшие Сани, Коли, Володи, Ани, Мани, Любки, Надьки и всматриваются в лица бывших друзей и им кажется, что они снова такие молодые, и никуда с деревни не уезжали.

   Лето окончится, опустеет и загрустит деревенька, только по асфальту проезжающие машины будут подымать за собой шлейф опавших высохших листьев да останется горьковатый дым воспоминаний от расставания с тем местом, которое для тебя было близким и родным, и с которым всегда  трепетно ждёшь встречи. А в небе, узким трехугольником, будут видны птицы,  улетающие на юг, и так же будет трепетным ожидание их встречи весной, как ожидание встречи со своей деревенькой.