Про начальника и мужскую подлость

Маргарита Морозова 3
За свою жизнь я много работ поменяла. И не только по специальности.

С начальством мне чаще везло. В образовании начальниками были, в основном, женщины. Потом я сменила сферу деятельности, и начальниками стали, в большинстве своём, мужчины.

По-разному складывались у меня с ними отношения. Бывало так, что и начальница–стерва «даст фору» любому коммерческому или генеральному директору. Бывало и наоборот.

Но сфера бизнеса на самом деле управляется просто: есть прибыль – всем хорошо. Нету прибыли – всем плохо. И «шерстят» всех, от рядового продавца до управленцев высокого ранга. И тёплых мест многие лишаются, особенно начальники среднего ранга. Нам, «рядовым пехотинцам торгового флота», тоже тяжко. Но не будет нас – кто же возьмёт на себя основную задачу – продажи, продажи, продажи? А вот супервайзеров-мерчендайзеров-начальников отделов меняют часто, как не справившихся с задачей, а, нередко, и с утратой доверия.


Появился у нас на фирме новый Начальник Отдела Продаж. Мужчина. До него НОПом была женщина, которую просто подставили «под статью» - вы только представьте – о терроризме! Её вызывали в ФСБ, но, пожалев разведёнку с двумя детьми, дали возможность уйти «по собственному желанию». Пока искали ей замену, её обязанности исполняла молодая сотрудница, так же с двумя детьми. Как ей было тяжело – может представить только тот, кто работал в нашей сфере. Тем не менее она прошла учёбу, повышение квалификации, трудилась 24 часа в сутки, исполняя обязанности НОП. Мы все, да и она сама, надеялись, что именно она станет не ИО, а просто Начальником Отдела Продаж. Тем более что она прошла на фирме «огонь и воду», трудилась с её основания, знала все тонкости работы и распределение финансовых потоков.

От себя добавлю, что хозяева фирмы иногда вели себя непорядочно.

Создалась она «на заре перестройки», быстро развернулась. На получаемые сверхприбыли решили открыть новую сферу деятельности, но… В ней прибыль не пошла. Чтобы уменьшить налоги и расходы, работали больше «в чёрную». Руководители добавляли нам в прайс новые продукты, иногда полукриминальные (кое-что для мобильной связи). Чтобы не попасть «под статью», начальство очень тщательно отслеживало движение денег, передвижение нас, сотрудников, и особенно тщательно – контрагентов, с которыми работала фирма. Не дай Бой встречная проверка – чтобы обороты «чёрного нала» не высветились. Зато нас, торговых агентов (слово-то какое! Почти шпионское!), заставляли отчитываться за каждую копейку, и фиксировать передачу подарков и «откатов» расписками и печатями клиентов. Вы представляете себе, как это выглядит? Мой контрагент должен расписаться в том, что я ему дала «откат», то есть «взятку»! Но мне были нужны деньги, и я работала, принимая все условия руководства, зачастую очень жёсткие.

Для всех операций с контрагентами существовал типовой договор, и куча приложений, протоколов разногласий, который требовалось подписать до начала отгрузок клиенту и переподписать на следующий год.   

Вот мы, торговые агенты, «в полях» - то есть на вверенной территории -  отдаём договора на подпись клиентам. Потом передаём их на общем собрании нашему Начальнику ОП. Он их привозит в Главный Офис. Там все договора тщательно фиксирует и проверяет Служба Безопасности. После этого договора рассматривают и визируют юристы, и только после этого их подписывает Генеральный, и ставит печать фирмы, которая хранится только у него. Во всех филиалах фирмы печати есть, но «для документов», что юридической силы на договорах не имеет. (Конечно, надпись «для документов» можно заклеить бумагой, и тогда печать будет формально действительна, но узнают об этом юристы – с работы вылетишь).

Через неделю-другую подписанные и заверенные генеральной печатью договора возвращались к нам, «в поля», и, если всё было без протоколов разногласий, вымученных юристами, можно было работать спокойно. Если нет – надо согласовать новый протокол, а затем – пройти заново весь документооборот. Всё время, пока договор не подписан, ты работаешь на свой страх и риск – случись что с клиентом – все неустойки выплатишь из своего кармана.

Я так подробно об этом пишу, чтобы понять, как трудно на фирме сделать что-то в обход СБ, юристов и Генерального, чьи подписи я за годы работы выучила хорошо.
Особенно трудно было работать с крупными контрагентами, которые давали нам свой договор. Наши юристы боялись их подписывать, придумывали новые и новые протоколы разногласий… Такое подписание могло длиться… годами! Если клиент был платёжеспособный, то работали «в чёрную» и не «парились». Но падение спроса в кризис делало отгрузки таким клиентам всё более рисковыми…

Был такой крупный клиент-контрагент и у меня. С ним работали уже не первый год. И всегда его директриса представляла свой договор. Наши юристы составляли протокол разногласий.

Но в этот раз директриса выразила своё несогласие в приложении… Упёрлась, и всё… Я и в свою Службу Безопасности напрямую обращалась (начальник СБ мой однофамилец, горячие точки прошёл, мужчина солидный), но и он не смог директрису уговорить согласиться на наши условия! А тут ко мне нового сотрудника прикрепили на обучение (кстати, бывшего сотрудника МВД). Все эти мои мытарства он видел, и стал невольным свидетелем драмы, которая вокруг этого договора развернулась.

Итак, на очередном собрании нам представили… нового начальника отела продаж. Но не молодую сотрудницу, что была ИО. Нет. Взяли мужчину со стороны. Назовём его Р. Бывший начальник цеха на заводе! В общем, в продажах он – ну никак. От слова совсем. Как уж так вышло? До сих пор не понятно. Девочку, ИО, было жалко – неимоверно! Сколько труда она на фирму положила! Мы, её подчинённые, попытались за неё заступиться, но где уж нам!

Новый начальник был ласков со всеми. «Агентессам» - женщинам и девушкам – ручки целовал. С мужчинами и парнями по-панибратски обменивался рукопожатиями, и со всеми чуть ли не обнимался.

Но в работе ему пришлось очень трудно… Все договорённости по акциям и бонусам он провалил, обещаний фирмы клиентам не выполнил. Поставщики только развели руками – ничего сделать не можем, бонусы не дадим… Чтобы не потерять своих клиентов, мы, агенты, стали им возить обещанное за свой счёт, собирая, как и прежде, чеки, расписки и отчёты. Я каждый вечер писала служебки поставщикам и вышестоящему начальству, суммировала итоги продаж, добивалась выполнения обязательств. Все документы фиксировала, копировала, дублировала, сохраняла. Надеялась, что справедливость восторжествует, и или начальник, Р., научится работать, или предыдущая сотрудница вернётся.

На очередном собрании я передала Р. договор с той самой упрямой директрисой. Объяснила, с каким трудом удалось её уговорить подписать дополнительное соглашение. Теперь очередь СБ и юристов – соглашение рассмотреть, завизировать и подписать сам договор.

Через неделю – надо же, как быстро! – получаю от него… подписанный и заверенный печатью договор! Глазам своим не поверила!

И хорошо, что не поверила. Подпись мне показалась подозрительной… Как будто её через стекло скопировали – то есть просто положили документ на оригинал с подписью, потом оба листа – на окно или на стекло через лампу… И обвели реальную подпись. И печать такая… как будто на ней слова «для документов» - заклеили бумагой. Я не знала, что и думать… Наверняка Р., осознав всю эту рутину с подписанием, сам подделал подпись (довольно простую), и воспользовался печатью отдела, заклеив ненужные слова.

Я подошла к бывшей ИО, поделилась сомнениями, сказав, что я такой договор на подпись клиенту не повезу! Она предложила не пороть горячку, через неделю на собрании вернуть Р. договор, объяснив, что директриса усомнилась в подписи и потребовала подписать его заново.

Между собраниями к нам на территорию иногда приезжало вышестоящее руководство. С ним, как с курьерами, можно было передать для Р. срочные документы, чтобы ускорить процесс. (Расстояние между филиалами и офисом – до нескольких сот километров, так что никто не отказывался перевезти такую вот «почту»). Я вложила в многострадальный договор записку для Р., почему не подписала его у контрагента, запечатала сам договор, чтобы руководство не узнало о подвохе и новому начальнику не влетело за подделку (я уже в этом не сомневалась). Все документы запаковала в пакет и под роспись передала вышестоящему руководителю для передачи Р., начальнику отдела продаж.

Вдобавок позвонила ему и напомнила, что договор клиенткой не подписан, и что его юристам отдавать не надо! Как оказалось потом, он совсем об этом забыл!

Через день мне позвонила начальник юр отдела.
- Что за записка в договоре? Что за липовая подпись? Что за фиктивная печать?
Я поняла, что Р, начальник, даже не открыл пакет. И прямо так сдал его в СБ. И моя записка теперь может быть использована… против меня…
Я объяснила, что подпись подделала не я, что договор мне в таком виде отдал новый начальник. В общем, всё объяснила, как было. Но в голосе главной юристки слышалась угроза. Она ничему не верила.

Я позвонила бывшей ИО. Попыталась с юмором объяснить ей ситуацию. Но она ужаснулась:
 - Ты что! Дура? Ты понимаешь, что тебе светит? Тебя же по статье уволят! И не посмотрят на твой стаж и опыт работы! Кто ты, и кто наш новый начальник! Ты не понимаешь, с кем связалась! Звони сейчас же в СБ, ещё раз всё объясняй, пиши докладную, и надейся, что поверят тебе, а не ему!

Всю ночь я писала служебки и объяснительные. А утром ко мне на территорию, где я обучала нового сотрудника, приехал начальник службы безопасности, мой однофамилец. Как только я узнала, к кому меня вызывают в «чёрный воронок» (был у него такой большой джип), я, внутренне содрогаясь, сказала новенькому:
 - Ну всё! Сейчас меня увольнять будут!
-  За что? - удивился он.
 - За подделку подписи, сделанную новым начальником.
 - Но ты же ни в чём не виновата! Если что, я свидетель – заверил он меня.

В руках у начальника СБ я увидела... тот самый пакет с документами и с моей запиской.
Но мне нечего было выдумывать. Я снова рассказала всё, как есть. И спросила:
- А что говорит на это Р., сам начальник?
- Он сказал, что подпись поставила ты!
- Но где я могла взять печать?
- А это цветной принтер!

Тут я рассмеялась в голос. И ещё раз, уже спокойно, объяснила, что ничего криминального не делала. Что о своих сомнениях рассказала бывшей ИО, и что она была в курсе дела.
- Да, она всё подтвердила! – заметил начальник СБ.

А ещё я ему перечислила все косяки нового начальника, как мы, агенты, за свой счёт покупали призы по акции, как возили их клиентам, как сами вели подсчёты и акты сверок.

С начальником СБ, моим однофамильцем, мы работали давно. Он знал, каких тяжёлых клиентов я «вытягивала», какие «невышибаемые» долги закрывала. Знал, что никогда чужой копейки себе не возьму. И ещё знал, что у меня четыре человека на иждивении, и работой я дорожу, потому что кормить меня некому. Знал он и эту упрямую директрису, так как сам в прошлом году ходил со мной подписывать договор.

- Я всё понял, - закончил он разговор. Я вышла из «чёрного воронка».

Через несколько дней нас созвали на внеочередное собрание.

До офиса мне ехать 110 км. Пока вела машину, позвонил Р. Стал уговаривать «пойти на мировую». То есть сказать, что всё-таки это я подделала подпись и печать. А уж он обо мне позаботится. Всё равно меня уволят, об этом уж он тоже позаботится. И уволят меня по статье, а за этим он обязательно проследит.

Но я стояла на своём. Я сказала, что никогда в жизни ничего не подделывала, что работой дорожу, что кормить меня некому, а на мне четыре иждивенца. И ещё – что никогда прежде не сталкивалась с такой мужской подлостью!

При въезде на территорию офиса меня задержали. Посадили на КПП, заставили ещё раз писать объяснительную. Я в который раз изложила всё, как есть, не забыв добавить о телефонном звонке Р. с угрозами и предложениями о сделке.

В это время в офисе шло собрание. Его проводил сам Р.

Я сидела на КПП, как заключённая, но ни на минуту не сомневалась, что поверят мне, а не Р.

Я ещё не знала, что СБ уже провела проверку всех документов, подписанных за время работы нового начальника. Что вскрылись факты, подобные моим. Что многим агентам он так же предлагал подделать подпись «втихаря», и это тоже вскрылось… И главное, что все агенты молчали! И только я отказалась подписывать у клиента фальшивый договор.

Наконец, мне разрешили войти в офис, в актовый зал. Р. стоял на сцене.
Но слово взял начальник СБ.
 
Он рассказал, что мне и другим агентам, которые провели акции за свой счёт, вернут потраченные деньги. А их вычтут из зарплаты Р. Что мне вернули моё доброе имя. И ещё: что Р. с сегодняшнего дня уволен.

Все зааплодировали. Но громче всех – я! Р. явно не ожидал такого поворота… В этот час я почувствовала себя победительницей!

Через много лет я увидела Р. в одной соцсети… С презрением занесла его в чёрный список. А вся эта история родила в моей голове такие строчки:

Достоинство мужчины – не в усах,
Не в лысине, не в росте и одышке,
Мужчина тот – кому неведом страх,
Кто знает слово «честь» не понаслышке,

Кто с подлостью и вовсе не знаком,
Кто в склоках не участвует, как баба,
Кто поддержать готов своим плечом,
Кто за столом тебе не даст отравы…

Тот, для кого работа – не забава,
Ошибки не боится признавать,
Мужчиной называется по праву…
Все остальные – нечто, так сказать!

Вот так!