Отношение к труду - любит не любит

Леонид Хандурин
   Человечество делится на группы по многим критериям, в том числе и по отношению к труду. Одни люди любят трудиться, так как понимают, что это необходимо. Другие — не любят трудиться и даже не хотят понимать, что их труд обязателен, хотя бы для того, чтобы содержать и обслуживать самого себя.

   Почему же в обществе образуются эти две группы, кто любит и кто не любит трудиться. Я не оперирую таким понятием, как «долг», это, как правило, вторично. Если человек не любит трудиться (не приучен), то его невозможно заставить добросовестно трудиться, а подневольный труд — всегда малоэффективный, а часто вообще убыточный.

   Где же истоки разделения на такое отношение к труду — любит-не любит? В двух отправных точках жизни человека: в семье и в школе. Уже в семье человек получает навыки к труду, он должен учиться всё делать сам: одеваться, заправлять постель, убирать в своей или общей комнате, убирать за собой на кухне и т. д. Если для ребёнка это всё делают родители, няня или домработница, то в жизни человека появляется первый пробел. Это как в учёбе не выучить азбуку или таблицу умножения и не научиться писать буквы и цифры.

   Если в семье с малых лет ребёнок пользуется услугами няни, шофёра, повара, домработницы, то маловероятно, что кто-то ему будет прививать навыки к самостоятельному труду. А, следовательно, войдя в самостоятельную жизнь этот человек будет считать, что все вокруг «на него должны работать» и это уже не изменить.

   Казалось бы, если у семьи высокий достаток, то ребёнок должен получить всё, чтобы развиваться всесторонне, в том числе и в интеллектуально-трудовом отношении. Но в большинстве семей происходит наоборот, детей ограждают от малейшей трудовой самостоятельности, считая, что «труд унижает человека». Более того сами родители подают пример пренебрежения к труду и к людям, которые их обслуживают. Это мы видим в классической литературе, в кино и ежедневно вокруг себя. И никто это не считает большим изъяном в обществе, но именно по этому показателю происходит первичное расслоение в обществе, которое затем усугубляется и усугубляет всю моральную ситуацию в обществе.

   Именно по этой причине, из-за расслоения в обществе, в одном из городов России, некоторых первоклассников, родители которых не смогли сдавать деньги на нужды класса, подвергали дискриминации, в частности, не позволяли пить воду из кулера, купленного на общие средства. А это уже не отношение к труду, а отношение к личности будущего труженика, унижение этой личности.

   Надо знать и помнить один психологический эффект сущности человека. Если у человека (ребёнка) что-то получается (он что-то умеет делать), он это делает с удовольствием и ему это нравится делать. Если у ребёнка (человека) что-то не получается и он это не умеет хорошо делать, ему это не нравится, а в дальнейшем он это будет ненавидеть делать и будет всячески избегать это делать.

   Второе — надо чтобы были созданы условия для трудового воспитания в семье. Необходимо, чтобы у каждого ребёнка было своё чётко определённое «рабочее место» в семье (комната, рабочий стол, постель, игровое место). Если государство не создаёт этих условий каждому ребёнку, то оно не вправе предъявлять требования для обязательного труда на благо государства (не имеет морального права).

   Вторая отправная точка отношения к труду, это — школа. В школе учителя должны чётко привить понятие школьнику, что он себя должен обслуживать в учёбе сам. И то, как он трудится, так и оценивается его труд. Учитель должен привить ученику чувство того, что, если ученик работает (учится) в полную силу, то он и получает свои оценки по его способности. Это в дальнейшем оградит ученика от обид, что кто-то получает больше того, чем заслуживает. Вот в этом месте школа даёт часто «сбой», когда завышает или занижает оценки. Но остаётся неизменным принцип: Если ученик понимает изучаемый материал, то он с удовольствием учится (трудится), а если ученик не понимает материал и постепенно его запускает, то ему сначала учёба становится в тягость, а затем он начинает ненавидеть и изучаемый предмет, и учителя, и школу, а возможно и возненавидит учеников-одноклассников. На труде и учёбе основана такая черта характера состоявшегося школьника, как любовь к учёбе, школе, малой родине, своей стране — патриотизм. Состоявшимся школьника можно считать только тогда, если он является патриотом. В иных случаях затраты государства на воспитание и обучение молодого человека — напрасны.

   Со школы выходит почти сформировавшийся человек и, если он к этому времени не научится трудиться (не будет любить труд), то дальше научить этого человека честно трудиться почти невозможно, во всяком случае для 85-90% членов нашего общества это именно так. А это — огромные потери, за которые ответственны семья и школа.

   В дальнейшем уже члены общества вступают в противоречия с правовой системой. По закону они должны честно трудиться, чего они не могут делать (их за многие годы не научили) и тогда уже не общество, а государство принимает принудительные или карательные меры. А это уже крайний случай, когда приходится не прививать любовь к труду, а принуждать к труду.