21. Душа живая и животная. Продолжение

Сергей Михальчук 7
«Душа» живая и животная
(Пятый день творенья)

Какова же будет «самодеятельность» индивидуальной «душевности»? - В чём будет заключена ипостасность этой «воды»?! Той, которая уже «собралась в собрания свои» и была названа - «морями» ... 
Ведь совсем не случайно именно этой «воде» сказано, чтобы она - «воскишела кишением души живой»! Так же, как и не вся «земля» получила в себя «слово» о - «произращении растений». А только те участки «земли - суши», которые оказались ограниченными «морской водой».
«Слово» и «дело», как мы уже говорили, являясь образом созревания «разума», возрастают в индивидуальности. Символом этого «земного» процесса созревания и выступает библейская растительность. Но «земля» не растит без «воды»! Поэтому, кроме «плотского взращивания», здесь происходит «водное» преображение животнодушевности в живодушевность, и открытие пневматических потенций в психике. И «кишение» - тоже происходит в индивидуальности. Не в социуме, а в индивидууме! В индивидуальной биологии, физиологии и нейропсихике. И влияют они на состояние общественной «души» не напрямую, а через состояние каждой из индивидуальных «душ», которые и составляют собой общественную или мировую «душу». Поэтому «кишением кишит» не вода как стихия в целом, а «морская вода» - каждая индивидуальная «душа». И «кишит» каждая индивидуальная «душа» по-своему …
В этом дальнейшем развитии индивидуальности, в сравнении с предыдущей «водой», до собрания её в «моря», и проявляется «самодеятельность» этой «морской воды»! Ибо она уже в достаточной мере «ипостасна», хотя ещё и не совсем «личностна»!
Каждая «живая душа» - здесь как раз и идёт речь о возрастании животной «души» в «душу» живую - «кишит» своим собственным «кишением». … И это, естественно, не может не сказываться на результате этой «самодеятельности»! - Читаем 21-ую строфу:
- «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу живую, ползучих, которыми воскишела вода по родам их и всякую птицу пернатую по роду её. И увидел Бог это, как добро».
***
Мы видим, что здесь упоминается - «род». Как и в случае с произращением «трав» и «древ». И, в то же время, мы говорим об индивидуальности в обращении Бога к «суше» и «морю». А не о родовой, общестихийной, принадлежности «земли» и «воды».
Во-первых, вспомним, каким было обращение Бога к стихиям в целом, в первый и второй «дни» творения - «да будет…»!
Во-вторых, нам необходимо помнить о непрерывности ряда в творении животного мира - мира животных «душ» и мира человеческого - мира живой «души». И поэт Шестоднева, вынужденно, выстраивает параллели в обращениях Бога. То Он обращается к «земле» и «воде». То к «суше» и «морю». Это видно в переходе божественных именований: «суша» - «земля», «вода» - «моря». Так же, как это было с «твердью небесной», когда твёрдое духовно-нравственное основание полагалось в «воде», как «образ» и залог её будущей индивидуализации! Ибо «образ» начального «неба» оказался - «зеркалом». Тем удивительным «зеркалом», в котором, одновременно, отражается и красота видимого неба, и духовно-нравственные глубины внутреннего «неба». Если только в это «зеркало» захочет посмотреть та «вода», которой Бог предназначил стать «морем» …
Поэтому помним, что жизнь творится в единстве»! Только не всякой жизни предлагается заглянуть в это «зеркало» …
И даже не всякая жизнь, из тех, кому предложено заглянуть в зеркало, соглашается сделать это …
Поэтому человечность или человечество не есть био-морфологическое качество! - Есть не люди в человеческом образе, а есть животные существа, ведущие себя по-человечески …
***
«Море» - наша «душевность», «одухотворяется» - «кишит кишением» в каждой индивидуальности. - Не в обществе как таковом, а в общественной жизни индивидуума! И это «кишение» создаёт в каждой из «душ» такое «духовное» состояние - «духовную» обитель, которая прозрачна для Духа только в свою меру. И в эту свою меру эта «душа» прозрачна и восприимчива для Духа Божьего. И эти прозрачность и восприимчивость зависят от того, насколько тесны и искренни те связи между ангелами начального «неба» и их «образами» на «тверди небесной», которые образуются в каждой «душе».
В зависимости от этой тесноты и искренности - нравственности, каждая живая «душа» представляется нам своим символическим образом! - Тем или иным библейским водным животным, которым «воскишела кишением души живой» эта библейская «морская вода»:
- Здесь «рыбы», которые символизируют саму человеческую «душевность»! Какие-то из них огромны, как киты, другие поменьше. - Это зависит от множества различий в их устроении. От био- и нейропсихических до собственно психологических, характерных и моральных черт каждой человеческой «души». От степени их устремлённости к Духу. Но все они находятся примерно на одном нравственном уровне - «душевном», который, в общем, характеризует их нравственные качества и «духовные» потенции;
- Есть здесь и «ползучие» животные, «гады» или пресмыкающиеся. Они символизируют «низменные» - противоположные «небу», придонные и безнравственные устремления «души»! В этой библейской животной символике мы имеем отсутствие «духовных» устремлений - к «небу». Иное качественное состояние нравственности;
- Наконец, мы имеем в этом «водном кишении» и библейские символы летающих животных - «птиц». Они знаменуют собой «души», стремящиеся к «духовности» и открытые для Духа. В них и состоялась тесная взаимосвязь «образов» с «небесной тверди» и ангелов начального «неба». - Образы «сознания» здесь - истинно нравственны, как и ангелы начального «неба»!
К тому же, каждая индивидуальная «душа» содержит в себе и те силы или способности, которые символизируются этими библейскими водными животными:
- «Рыбы» символизируют чувственные силы «души»;
- «Пресмыкающиеся», соответственно, рассудочные силы «души», вырастающие в логосность;
- «Птицы» - разумные и творческие силы «души», вырастающие из логосности, укоренённой в нравственной чувственности, в пневматологию «души».

Таковы итоги той «самодеятельности», к которым привело «кишение» этой индивидуальной или морской «воды».

***

Но самым важным и значительным выводом и заключением из всего сказанного, является то, что библейский поэт нам подробно описывает те действия по творению «души» живой, которые потом будут вмещены в небольшую 7-ю строфу второй главы «Книги Бытия». Уже за пределами Шестоднева: - «… и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою».
Здесь и сейчас, с третьего «дня» творения по пятый, поэт в своих поэтических образах показываются нам различия между живой «душой» и животной «душой»! - Каждую «душу» живую, определенно, ипостасно и лично, творит сам Бог, завершая её творение в шестой «день». В отличие от «душ» животных, которые творятся - «по роду и виду» …
Обе «души» соприсутствуют друг другу в едином «дне» творения! Но животной «душе», для её бытия, достаточно творческого слова, обращённого ко всей стихии «воды» и «земли», в целом. А для бытия живой «души» необходима ипостасная божественная деятельность (ипостасность). И творческое слово Бога воспринимается по-своему, индивидуально, в каждой индивидуальной «земле» и «воде». А затем, в «день» шестой, индивидуальная «земля» получит новое «слово»! И это будет «слово» в конечное развитие и физическое оформление той индивидуальной «плотскости», которую и символизирует «земля». Это «слово» и приведёт живую «душу» к обретению своей индивидуальной «телесности».
И всё это - развитие творческой индивидуальности, которая начинается в творческом слове для «рода», пребывая в этом «слове» в минимальной степени, а заканчивается в творческом слове для «индивидуума», в котором пребывает в максимальной степени, открывая «душе», а затем и «телу», их ипостасные и личностные качества. Ибо человек - живая «душа» - это максимум и экстремум индивидуальности! - И нужно «личное» и, я бы даже сказал - интимное, участие Бога Творца именно в его творении и бытии. Особенно - в его бытии …
Поэтому и происходит разделение:
- «Вода» - делится на «моря»; а
- «Земля», соответственно, - на участки «суши» …
Без этого живая «душа» - невозможна!
Это очень важное для нас знание. Ибо Бог лично творит личный аспект бытия каждого из нас. А природный аспект бытия творится самими стихиями по «слову», влагаемому в них. В какой-то его части в целом - по роду, а в какой-то и индивидуально - то есть ипостасно …