Прадо. Мадрид. часть 17

Койфман Валерий
 «ПРАДО. МАДРИД» ЧАСТЬ 17
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Много написано о любовном романе Гойи с герцогиней Каэтаной Альба из древнейшего и самого знатного рода Испании (вспомним роман Лиона Фейхтвангера «Гойя, или Тяжкий путь познания»). Гойя провел в имении герцогини два года (1796-97). В это время Каэтана была постоянной моделью мастера.
ДВЕ ПАРНЫЕ КАРТИНЫ ГОЙИ «МАХА ОДЕТАЯ (1802) И «МАХА ОБНАЖЕННАЯ (1802) послужили при жизни маэстро причиной скандала и многочисленных сплетен в обществе. Особой сенсацией было, безусловно, изображение обнаженной натуры. Для инквизиции это был тяжкий грех. Лишь великий Веласкес позволил себе написать «Венеру - перед зеркалом». Возможно, что полотно Веласкеса сподвигнуло Гойю к воплощению в красках запретной темы. Картины хранились у королевского фаворита Мануэля Годоя, как впрочем, и «Венера» Веласкеса. Годой придумал хитроумную систему. Присутствующий мог видеть одновременно лишь одну из двух «Мах». Женщина как бы раздевалась на глазах изумленного зрителя. В описаниях собрания картин Годоя картины упоминались как «Цыганки». Гипотеза, что Махой на картине Гойи является возлюбленная Гойи графиня Альба, является все-таки маловероятной.
Многие посетители в один голос утверждают, что «Маха одетая» и «Маха обнаженная» - лучшие полотна в собрании Прадо. Эти картины поражают своей изысканной красотой, кажется, что краски на холсте переливаются, излучая внутреннее сияние. Трудно сказать, какая из картин лучше. Во всяком случае, несомненно, огромное влияние этих картин на развитие этого жанра. 

Гойя был вызван в трибунал инквизиции за написание столь крамольных произведений. Как это проходило неизвестно (это было в 1814 году). Факт тот, что полотна были помещены в Академию Сан Фернандо и были недоступны публике до 12 сентября 1901 года, когда был подписан королевский указ о переводе их в Прадо.

 «СЕМЬЯ КАРЛА IV» (1800; 2,8 Х 3,36М). В 1800 году Карл IV поручает Гойе большую работу. Художнику надлежало написать Карла IV и его супругу в окружении домочадцев. Это 12 членов августейшей семьи плюс младенец, которые должны были стать героями картины. Гойя остановился на довольно простом варианте, когда все фигуры, облаченные в роскошные одежды, при всех регалиях выстроены в ряд.
Гойя сам выбирал расцветку нарядов своих «подопечных». Цвета сияют, переливаются, превращаясь в грандиозную симфонию красок. Именно цветовая гамма «держит всю картину, не давая ей стать излишне монотонной. Художник достигает максимальной  идентичности натуры и изображения, со всеми присущими оригиналу достоинствами и недостатками.
Мы можем познакомиться со всей королевской семьей. Если смотреть слева направо то, первый – это инфант, средний сын королевской четы Карлос Мария Исидора. В полумраке за мальчиком выступает сам художник. Гойя поместил себя, чтобы избежать несчастливого числа «тринадцать». Затем идет 17-летний Принц Астурийский, будущий король Фердинанд II. За ним кокетливая старушка – родная сестра монарха, Мария Жозефа. Отвернулась от зрителей невеста Фердинанда – Мария Антуанетта Неапольская (они на момент создания картины были в ссоре и художнику предложили не акцентировать на ней внимание). Далее идет центральная группа: король, его супруга Мария Луиза Пармская и их младшие дети: Мария Изабелла ( будущая королева Неаполитанская) и Франсиско де Пауль. Сзади короля – брат монарха, дон Антонио, поражающий сходством с Карлом IV. Рядом с ним профиль старшей дочери монархов Карлотты Хоакины – королевы Португальской. Последними стоят Мария Луиза (ещё одна дочь) со своим супругом Людовиком Бурбоном. На руках у женщины младенец – принц Пармский.
В эпоху советского искусствознания, эту работу было принято считать сатирой на правящую династию. Но Гойе, первому придворному художнику, истинному испанцу, преданному короне, никогда бы не пришло в голову издеваться над своим сюзереном, да еще в парадном портрете. Просто художник с неподражаемым реализмом  передал то, что видел на самом деле. Не его вина была в том, что монарх не блистал умом, что его жена, хитрая умная интриганка с помощью своего фаворита вершила все дела и безжалостно устраняла врагов.
Этот портрет лучше любых исторических документов рассказывает нам о Бурбонах и их годах правления в Испании. Картина монарху понравилась, и Гойя был награжден орденом.