О книгах Окаянные дни, Ужин, Белые лошади

Вера Стремковская
Прочла «Окаянные дни» Бунина, и поразилась тому, с какой детальной точностью выписывал он свою неприязнь к происходившему, а главное к писателям, ставшим пролетарскими героями, которых нам так активно и хвалебно "навязывали" в школьные годы, и чудовищную суть коих пришлось постигать взрослея. Это именно о роли интеллигенции в революционных изменениях, о том, как должно поступать человеку не просто образованному, а нравственному во времена перемен, когда многое еще так неясно, и разворачивающиеся события влекут за собой крах и разорение судеб людей окружающих, не всегда способных идти вне строя, противопоставить свое мнение. Но ведь за тем и совесть, и способность сопереживать, и то, что зовется интеллигентностью. Об этом хорошо сказано у Юрия Лотмана, в его лекциях о русской культуре. И об этом же у Бунина, в его дневниках и записях о роли пролетарских писателей в революцию, о последствиях их поступков. Меня охватило поначалу чувство какой-то истеричной веселости, но потом, вчитавшись, всей душой прониклась тому, что писал Бунин, и за пониманием его чувств пришло сопереживание и единение мыслям и выводам. С какой же горечью смотрю теперь на судьбоносное изменение в жизни России. И с благодарностью за каждую правдивую стоку в дневниках человека, не просто пережившего, но и оценившего, и передавшего другим поколениям воцарение кровавого зла революции и отношение творческого человека к происходящему.


С удовольствием открыла для себя Германа Коха, прочитав его книгу «Ужин». Книга уводит от обманчивого благополучного начала в дебри человеческой психики, с резким разворотом сюжета. На одной конкретной семье, собравшейся отужинать в богатом ресторане, показана вся суть новых вызовов современной Европы, так же собравшейся вместе со всеми своими разными и неравными к одному столу, и скрытая агрессия, готовая изменить мир по-своему, и фальшивая доброта усыновления богатой семьей темнокожего подростка, приведшая в результате  к его гибели, и ложь не способных уживаться вместе, и выборы и многое другое, слишком важное, чтобы отказаться от него одним махом, вопреки своим желаниям, и слишком заманчивое, чтобы быть правдой. И страшно, и правдиво, и остается долгим послевкусием размышлений. Давно не испытывала такого удовольствия от чтения!


Прочла книгу Дины Рубиной «Белые лошади», вторую часть трилогии «Наполеонов обоз». Прекрасный язык, легко читается, но настолько выпирает из текста вымысел его, что становится очевидным за каждой новой страницей - что произойдет дальше, и все мастерски и детально описанные куски, собранные вместе образуют одну большую мыльную оперу. Тут и работящие за трудодни цыгане, заботливые и добрые, и начальница адвокатской консультации, устроившая фальшивые документы малознакомой квартирантке, и хирург- армянин, сразу же после операции устроивший пациентку на работу в редакцию в ближнем Подмосковье, и полная потеря самообладания у молодого жениха после выпитого армянского коньяка, и много других неожиданно добрых людей, стремящихся помочь талантливой и умной главной героине добиться высоких жизненных результатов. Уж так придумано, так сочинено.