Горсть пыли

Яхья Мустафаоглу
Из рассказов мудреца Хридананды

Крепко сложенный мальчик с проницательным взглядом вышел из дворца и быстро добравшись до реки сразу бросился в воду. Летняя жара заставила его прибежать к любимой реке чтобы освежиться в ее прохладных водах. Поплавав в свое удовольствие и охладившись он вышел на берег и сел на камень в тени огромного дерева. Затем взял в руку небольшую палку и начал задумчиво рисовать на пыльной земле разные круги. Живой, резвый, всегда уверенный в себе и не по годам развитый мальчик любил иногда предаваться глубоким размышлениям…

Мимо проходил путник. Средних лет, с короткой бородой он казался бывалым человеком, прошедшим немало путей. За ним шел конь со свободно брошенными поводьями. Человек поравнялся с мальчиком и посмотрев на него оценивающим взглядом спросил, показывая на видневшийся не далеко дворец:

- Сынок, ты живешь в этом дворце?

- Да! Меня зовут Ашока. А тебя как зовут?

- Меня зовут Лобсанг Драгпа, - сказал путник. И спросил пристально глядя на мальчика. – А ты не сын короля Биндусара?

- Возможно, - уклончиво сказал мальчик и продолжал чертить на земле круги.

Лобсанг некоторое время наблюдал за действиями мальчика и потом сказал:

- Я слышал в вашем дворце живет известный философ - мудрец. Я иду чтобы познакомиться и побеседовать с ним.

 - Да, это учитель Чанакья. Об был наставником моего дедушки - Чандрагупты Маурьи, а сейчас он учитель императора Биндусара и его премьер министр. А ты, Лобсанг, хочешь его о чем-то спросить? – Ашока вопросительно посмотрел на собеседника.

- Да. Я давно ищу ответ на главные вопросы жизни, сказал путник.

- Что это за вопросы? – поинтересовался мальчик.

- Это глубокие философские вопросы, сказал Лобсанг. И первый из них – это вопрос об Истине.

- Ты хочешь узнать, что такое Истина? - спросил улыбаясь мальчик.

- Да. Я хочу найти и постичь наивысшую Истину! - многозначительно сказал Лобсанг.
 
- Хорошо. А скажи мне сначала, уважаемый Лобсанг, познал ли ты себя, что так сразу хочешь узнать наивысшую Истину? – спросил Ашока.

Лобсанг Драгпа сам того не заметив вдруг оказался в центре глубочайшего философского диспута. Подумав он ответил мальчику, который смотрел на него с легкой улыбкой прищурив глаза:

- Ты хоть и юный мальчик, но уже интересный собеседник. И потому я отвечу тебе. Я знаю, кто я. Я - Лобсанг Драгпа - человек ищущий Истину. Но у меня есть к вашему мудрецу и другие вопросы…

- Какие? – спросил Ашока.

- Первый вопрос, что такое Истина, а так же - что такое Свобода, что такое Красота и что такое Любовь?.. Это мои главные вопросы! – с достоинством сказал Лобсанг.

- Ооо! Хорошие вопросы! - воскликнул Ашока.

Потом нагнувшись взял с земли гость пыли и глядя прямо в глаза Лобсангу, положил ее на его ладони. Потом помолчав многозначительно сказал:

- Вот и ответ для человека - Лобсанга Драгпы! Это Истина, это Свобода, это Красота и это Любовь!..

Потрясенный Лобсанг застыл с широко раскрытыми глазами, не зная, что сказать… Потом медленно раскрыл ладони и пыль, которую дал ему мальчик развеялась в пространстве, уносимая легким порывом ветра…
 
- Благодарю тебя Ашока, искренне сказал все еще изумленный Лобсанг! Ты прав, пока человек в духе не получит правильный ответ на вопрос КТО Я? - он не найдет ответа ни на один другой вопрос. Ибо даже самые высшие понятия останутся иллюзиями его ума, подобно этой пыли, исчезнувшей в воздухе…

- Радуйся! Ты уже имеешь то, что ищешь, - сказал на прощанье мальчик.

- Я тебя никогда не забуду, Ашока! - сказал Лобсанг с легким поклоном головы и торжественно взяв коня за поводья пошел своей дорогой…

По прошествии многих лет после этой встречи Лобсанг Драгпа - известный как Цзонгкапа получил статус Будды - второго после Гаутамы Будды!

А Ашока, которого мир помнит и почитает до сих пор, стал величайшим императором в истории Индии, и великим покровителем буддизма, предсказанным самим Гаутамой Буддой!..