8. Что бросил он в краю родном?

Моисей Харитонов
В дни, когда уважаемый кабардино-балкарский трансдисцип В. Мокий готовился просветить израильтян (народ Торы!) о «мировоззренческих аспектах концепции освоения территориального моря Израиля», у него на Родине драматично проявила себя проблема, около которой так уютно погрелись авторы «информологической архитектуры».

20 сентября 2018, Межнациональный конфликт в Кабардино-Балкарии:

... участники конного похода в честь 310-летия Канжальской битвы, были остановлены на пути в селение Кенделен. Кабардинские всадники намеревались совершить восхождение. Однако черкесская молодежь, узнав, что балкарцы не хотели пускать их всадников через село, направилась туда «разобраться», и в итоге начались массовые драки и погромы.

https://www.youtube.com/watch?v=WCJHa10KJww RTVI   - В Кабардино-Балкарии начались межнациональные столкновения, в которых приняли участие сотни людей: кабардинцы с одной стороны и балкарцы - с другим. Беспорядки охватили несколько сел и перешли на столицу республики - Нальчик. Чтобы сохранить ситуацию, власти вывели на улицы подразделения Росгвардии.

Гугл-джан подсказывает, https://www.yuga.ru/articles/society/8566.html:
«считается, что Канжальская битва оказала серьезное влияние на исход битвы Полтавской, так как благодаря ей крымские татары не выступили на помощь Карлу XII — а их отряды могли бы сыграть решающее значение».

=== В этом подобие элементу израильской ситуации: при обострении военного противоборства цивилизационных гигантов какая этническая «мелочь» будет досаждать Государству Израиль, какая будет в нейтралитете, какая пособит Израилю? Как упреждающим образом Израилю поработать с такой «мелочью» или в отношении такой «мелочи»?

На значение битвы кабардинцев с крымскими татарами сегодня есть три точки зрения. «Для большинства кабардинцев (и шире — всех адыгов/черкесов), Канжальская битва — символ национального героизма, своего рода кабардинское Куликово поле. Более умеренная их часть относится к битве как к одному из эпизодов феодальной войны, указывая на то, что по обе стороны сражения стояли адыги (черкесы). Третья точка зрения популярна у тюркоязычных балкарцев — не было никакой битвы, все это выдумки кабардинцев, которые претендуют на балкарские земли».

=== есть тут смысловое подобие еврейско-израильской политической проблематике с теми, кого называют «палестинцы», и с другими географическими соседями?
Если наш кабардино-балкарский друг провел КОРРЕКТНОЕ трансдисциплинарно-информологическое исследование своей домашней проблемы и сформировал РАБОТОСПОСОБНОЕ концептуальное понимание такого рода элементов проблем, то он был бы желанным собеседником по аналогичным элементам израильской проблематики. Разумеется - собеседником не для имитаторов «патриотической настроенности и научного глубокомыслия».

«В качестве аргументов балкарцы ссылаются на отсутствие упоминания о битве в кабардинском и балкарском фольклоре и балкарских этно-фолк-историков. Ключевой вопрос здесь — земли. Именно в нем кроется суть конфликта». Очевидно подобие израильской проблематике. 
 
Культуролог, кавказовед Сулиета Кусова-Чухо, https://www.youtube.com/watch?v=KXncaJ8Pa2k: «Я знаю глубину этой трагедии. Вопрос к конструкторам нынешним межнациональной политики,  интернациональной политики … Как у каждого человека есть своя трагедия, есть трагедия у народа. И есть коллективная память у народов и её невозможно истребить …

…Но, как отвратительно этой темы боятся руководители самой республики Адыгея».
 
=== По-обиходному, нашего кабардино-балкарского трансдисципа понять несложно.

В обстоятельствах повсеместной коррупции и межэтнических столкновений трудно выработать и опасно проявлять гражданскую позицию; куда проще и приятнее быть членом чего-то там международного и сотрудничать в зарубежными товарищами, тоже обосновавшимися в уютном израильском русскоязычном «гетто». 

  Полевое исследование европейского информационного агентства «Medium- Orient» в Кабардино-Балкарии в мае — июне 2017 г. выявило ряд специфических социальных и политических особенностей данного региона и позволило представить достаточно сложную и во многом неоднозначную социокультурную картину одной из республик российского Северного Кавказа, Местная архитектура и её возможные влияния - системный элемент в такой «картине». Архитектурные проекты вне системной связи с жизненным, прежде всего - политическим и культурным,  контекстом могут быть или досуговым развлечением (термин от академика ИНАРН Любови Лернер - наш «праздник души»), или элементом симулякра.

Европейские исследователи, в частности, отметили - «Подавляющее большинство опрошенных, 78,6%, полагает, что права мусульман в целом соблюдаются.     Этот высокий …позволяет говорить о том, что в масштабе этих республик Северного Кавказа существующие проблемы в данной сфере пока не приобрели особой остроты».

Замечу от себя - тем более, необходимо упреждающее, проактивное и генеративное воздействие, в том числе и архитектурными средствами.

Устойчивое нарастание напряженности между представителями двух народов во многом связано с динамикой черкесского национального движения, с одной стороны, и с активизацией карачаево-балкарского национального движения, с другой (см. интернет "черкесы демонстрируют небывалый национальный подъем; кабардинцы и балкарцы - вопросы происхождения"). 

Среди ориентиров к решению глубоких проблем социокультурного и политического характера - афористический ориентир, когда-то высказанный Луисом Генри Салливаном – американским теоретиком и практиком в области архитектуры:
“Архитектура — это искусство, которое воздействует на человека наиболее медленно, зато наиболее прочно”.
Сюда примыкает и знаменитый «гамлетовский» вопрос Максима Горького: «С кем вы, мастера культуры?»

В отношении к экзистенциальной проблеме Государства Израиль (со стороны одного цивилизационного массива четко объявлено намерение уничтожить, противоборствующая цивилизационная масса явно готова попользоваться израильтянами как «расходным материалом») мне видятся две перспективы для разработчиков архитектурных проектов:

I.Формировать архитектурный проект, как подсистему в Системе обеспечения выживаемости Государства Израиль. Масштаб подсистемы может быть различным, в зависимости от силы (интеллект + ценности + воля) проектанта, но главное - включенность в Систему.

II.Формировать  архитектурный проект, как подсистему в Проекте эгоцентричного заказчика, деятельность которого может разжижать усилия Системы обеспечения выживаемости Государства Израиль.

Мораль
 
Мое, пусть не научное, но очень даже политически ангажированное, соображение по этому поводу:

- если кабардино-балкарские трансдисципы умнее израильских евреев в подобных межэтнических проблемах, то пусть нас в этом поучат (архитектурные изыски здесь могут играть ЧЕТКУЮ ПОДСОБНУЮ роль);

- если израильских евреи умнее кабардино-балкарских трансдисципов, то давайте поучим кабардино-балкарских  собратьев по характеру проблемных ситуаций (может, мы сможем сказать что-то уместное по архитектурной компоненте инструментария решения такого рода проблем);

- если и мы, и кабардино-балкарские трансдисципы равным образом стоим перед проблемами, неразрешимость которых катастрофически опасны, давайте объединим усилия в ЧЕСТНОЙ АНАЛИТИКО-ПРОЕКТНОЙ работе и не будем расходовать себя на сладкие симулякры.
 
Хорошо, что израильский премьер Беньямин Нетаниягу энергично и, хочется верить, результативно извивается в международных отношениях,

Хорошо, что американский президент Дональд Трамп что-то там высказывает и делает «за Израиль», в сдерживание тех, кто прямо угрожает гибелью Государству Израиль,

Хорошо, что российский президент Владимир Путин что-то там согласовывает с израильским руководством, участвует в каких-то мероприятиях российской еврейской общественности,

Но, израильтянам, прежде всего, самим надо обеспечивать экзистенциальную перспективу поколениям нынешних детей-внуков-правнуков.

Если мы, израильтяне, будем держать в поле нашего внимания ОГРАНИЧЕННОЕ множество существенных факторов и ТРАНС-прорабатывать их ограниченным набором МУЛЬТИ-дисциплин, то мы обречены на очередное катастрофическое избиение теми, кто руководствуется ЦЕЛОСТНЫМ видением существенных факторов и ПОЛНЫМ учетом их взаимосвязей.

В очередной раз обозначив в своем исследовании риск гибели нынешнего государства Израиль, я вспоминаю предупредительный знак для меня.

Когда я выступил против аферы с имитацией серьезной проектной работы («Явные признаки аферы») и против злоупотреблений со стороны политических карьеристов в отношении новых репатриантов (сборник «Они нас имеют»), монтеры и лидеры пространной русскоязычной симулякры в Израиле - Олег Фиговский (президент Союза изобретателей Израиля; академик Европейской и 2-х российских академий наук; директор по науке и развитию 3-х компаний в США и Израиле; почетный профессор и доктор 4-х университетов, автор более 500 изобретений. «К пониманию фигуры эксперта», http://www.proza.ru/2018/10/12/1288) и Михаил Козлов (академик ИНАРН, директор Филиала ИНАРН), манипулируя «мелкой сошкой», сорвали запланированный в рамках международной конференции семинар по проблеме выживаемости Израиля.

Готовность уходить от учета «неудобных» аспектов и давить проработку этих аспектов, способность «подворовывать» наработанные материалы и связи по таким аспектам – указывает, что такие фигуры – удобные партнеры для системы коррупционных отношений государственного масштаба.