Прививка от высшего образования

Святослав Акулинский
Мама - из белорусских крестьян, батя - из донских станичников. Батя - слесарь-сборщик на "Электросиле", мама - чертёжник там же в инженерно-конструкторском отделе. Угадайте, кем они хотели видеть сына?

Правильно, большим начальником с высшим образованием. Ещё лучше - большим учёным. Потому с детства из меня целенаправленно делали натурального ботаника. Тем более, что природу я в принципе любил - спасибо обоим родителям. Опять же если в ВУЗе военная кафедра - то любимый сынок в армии не будет служить, по крайней мере рядовым солдатом. Батя и сам в армии не был, он вместо неё шесть лет в ГУЛАГе провёл, ну там Норильск-Магадан-Дудинка, да-да, по уголовной статье, поэтому армию себе тоже плохо представлял, но видимо решил, что армия похуже лагерей будет...

Чудо свершилось - без блата в университет поступил. Единственный в Питере тогда - ЛГУ имени Жданова который, на биофак, по конкурсу прошёл. То-то радости было родителям, да и самому вроде в кайф - ведь и в школе учителя, словно вступившие в преступный сговор с моими родителями, стращали нас: "Будете плохо учиться - в ПТУ попадёте, потом всю жизнь будете на заводах гнить!" На экскурсии в ПТУ я кстати ни разу не ходил. Как потом понял - зря...

Жизнь удалась, светлые хоромы Храма Науки и всё такое. Учёба шла нормально, без стипендии не оставался, а то и повышенную получал - то есть на "хорошо" и "отлично" сессии сдавал. Военная кафедра есть опять же, всё по родительскому плану. Но беда, (или скорее спасение, как я понял потом) пришла откуда не ждали - с 1984-го по 1989-й год в армию стали брать всех студентов мужского пола, годных по состоянию здоровья. То есть реально - практически всех, потому что в ЛГУ медкомиссия по жёсткости требований не сильно отличалась от призывной в военкомате.

Так вот и я после двух курсов в армию угодил. Академический отпуск называется... Про армию - это долгий рассказ, сейчас просто кратко - служил в пермской тайге, в РВСН, связистом. И там, естественно, столкнулся и с ПТУшниками, и с представителями разнообразных народов СССР, и с армейской дисциплиной... И понял, что мне реально интересна как раз та жизнь, от которой меня старательно уберегали родители и учителя. А Храм Науки - тесен и скучен. Гены, наверно...

Первую попытку бросить ЛГУ сразу после дембеля пресекли совместными усилиями родители и сокурсники. Пришлось трохи поучиться. Но, сдав первую зимнюю сессию после возвращения из армии на "хорошо" и "отлично", заработав тем самым повышенную стипендию, я решил - пришло время уйти, причём уйти непобеждённым, уйти так, чтобы все поняли - это осознанный выбор. Хотя всё равно очень многие ничего так и не поняли, судя по комментариям в коридорах главного здания ЛГУ... И многие друзья-сокурсники предрекали мне довольно скорое последующее раскаяние в содеянном и пожизненное сожаление о незавершённом университетском образовании...

Сейчас, через 30 лет, честно могу признаться - если о чём я потом и пожалел, причём очень сильно, то только о том, что не ходил в своё время на экскурсии в ПТУ...

29. 06. 2019