Кровавый понедельник

Сергей Геннадьевич Новиков
В традиционный день памяти о «кровавом воскресенье» 1905 года в пролетарском Новороссийске толпа молодых хулиганов едва не спровоцировала местечковый «кровавый понедельник».

9 января 1956 года вечером, на улице Советов объявилась хмельная компания.  Вошедшие в раж молодые люди не давали никому прохода – приставали к женщинам, задевали мужчин… 
Урезонить хулиганов попытался сотрудник милиции. За что тут же был избит разгоряченным юнцом. Подоспевший наряд правонарушителя задержал. Но на беду стражей порядка в это время закончился сеанс в ближайшем кинотеатре. Вывалившая из кинозала толпа, узнав о случившемся, оказалась на стороне хулиганов.

Сотрудники милиции поспешили ретироваться. Часть их укрылась в соседнем отделении милиции, остальные заперлись в здании госбанка.  Преследующая их толпа также разделилась. Одни штурмовали здание милиции, другие ; местное отделение госбанка.   Массивная парадная дверь банка не устояла перед натиском толпы. И тогда оборонявшиеся пустили в ход табельное оружие. Один из нападавших молодых людей был убит. Толпа остановилась, а затем отхлынула…

Тем временем в двух кварталах от банка разворачивался еще один эпизод этой вечерней драмы. Разбушевавшиеся хулиганы, видимо, под впечатлением от революционных кинолент, решили штурмовать почту. Приближаясь к ней, группа молодых людей окружила постового милиционера. В ходе возникшей потасовки кто-то ударил его ножом в спину…

Ситуация принимала угрожающий оборот. Для наведения порядка в центр города были стянуты подразделения пограничников и военнослужащих. Порядок на улицах города удалось восстановить без пролития крови.  Наиболее активные хулиганы были задержаны и вскоре осуждены. В ходе беспорядков пострадали три сотрудника милиции и два армейских офицера.  Один милиционер  пенсионного возраста умер от сердечного приступа во время хулиганского налета на здание банка.

Утром 10 января оперативная сводка легла на стол Никиты Хрущева.  Как отреагировал на нее советский лидер, нам неизвестно. Но уже через три недели страна узнала имя нового министра внутренних дел СССР.  Им стал профессиональный строитель Николай Дудоров. На первой же коллегии МВД Николай Павлович заявит: «Люди нас ненавидят, и ненавидят за дело – ведь очень много преступлений совершают сами работники милиции, а это тягчайшее зло!» 

Всем стало ясно, что «прошлой» милиции в стране больше не будет…