Вечный народ

Елена Де-Бовэ
  ВЕЧНЫЙ НАРОД

   Путь цивилизации пролегает от целостности к индивидуальности.  От нерасчленённости коллектива  (племени, союза племён, государства, средневековых цеховых сословий) - к индивидууму, осознавшему себя в качестве уникальной единицы, выделившейся из толпы.

   Но когда индивидуализация становится массовой (то есть, чрезмерной), когда общество переходит в стадию рассеянности и атомизированности, тогда можно говорить о симптоме гибели  цивилизации. Это, в первую очередь, касается ИМПЕРИИ.

   "Империя, - говорит автор работы "Закат Европы" Шпенглер, - в которой уживаются многие этносы, говорящие на разных языках, и, не понимающие друг друга - есть завершающая ступень развития цивилизации".

   В таком обществе индивидуум, помыкавшись в безрадостном одиночестве, и, поняв, что без коллектива его способность к обустройству благоприятной среды равна нулю, снова устремляется к целостности. Если это стремление  блокируется, то цивилизация неминуемо умирает. Она гибнет в тот момент, когда коллектив рассыпается на атомы и полностью торжествует индивидуализм.

   Цивилизация, которая понимает ценность коллективности, становится долгожителем. Это Индия, Китай, Корея и семитские народы. На уровне инстинкта они  понимают, что государства, в которых торжествует личность - обречены.

   Впрочем, процесс выделения личности из коллектива объективен. Объективно также и возвращение личности в коллектив. Древняя мудрость говорит об этом процессе, как о поднятии на вершины   и о спуске в долины.
 
   Зачем все это? А чтобы выжить. Чтобы не пропасть в одиночку. Свершив круг, погуляв на свободе,  цивилизация должна периодически возвращаться к своим истокам, вспоминая старые истины о дисциплине, доблести и чести. Христова легенда о блудном сыне как раз и описывает существование человечества в качестве одновременно частицы и волны.

   "Откажись от себя, принеси в жертву свою личность и обретешь бессмертие". Таков был крестный путь Христа, когда Слово спустилось в физический мир для того, чтобы дать ему толчок для сдвига сознания и нового развития.

   Истина о вечности, запечатленная в древних письменах, была повторена в Древней Греции Платоном. Английский поэт Х.Б.Йитс попробовал по-своему запечатлеть её в своих стихах "Башня":

Вот так Платонов Год,
Свершая круг,
Добро и зло прогонит вон
И к старому опять вернется;
Всё люди - куклы;
Хоровод несется,
И нить их дёргает
Под дикий гонга звон.

   Для того, чтобы стать вечной, человеческая цивилизация должна дорасти до понимания природных и социальных циклов, чтобы сознательно регулировать свою жизнь.

   Но для начала необходимо просто понять, что, свершив круг, цивилизация должна без сожалений возвращаться к своим началам. Она должна уподобиться борхесовской "вечной книге"  из рассказа "Сад расходящихся тропок" - циклического, идущего по кругу тома, в котором последняя глава полностью повторяет первую. Это позволяет книге продолжаться сколько угодно долго.

   Платону такая "вечная книга" виделась как передача идеи бесконечности  из поколения в поколение. Кстати, книга "1000 и ОДНА  ночь" также построена как вечная книга, в которой тысяча ПЕРВАЯ сказка повторяет первую. Отсюда и необычное название этой книги.

   Прав был Эклизиаст, писавший о том, что "всему свое время" - что "есть время разбрасывать камни и есть время собирать камни".

   Разбрасывание камней сегодня превратилось в катастрофу. И, если это занятие не остановить,  то оно приведёт цивилизацию к гибели.

   Процесс разбрасывания камней - длительный. Его этапы можно обозначить так:
 
* сначала общество отражает ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГЕРОЕВ ( это героический эпос, книги и живопись, описывающие их подвиги). Герои являются символами коллективного начала, олицетворяют собой народ, посвящают ему свои подвиги и обладают коллективной личностью. Это Христос, Зигфрид, Илья Муромец, Ланцелот, Робин Гуд, основатели государства и др.

* Затем стрелка интереса переводится на КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА с его изощренными  чувствами. Такое направление  знаменуется в искусстве течением романтизма. Об утонченных и глубоко чувствующих людях писали Тургенев, Жорж Санд, Доде и Байрон.

      Это течение вытеснил ИНТЕРЕС К МАЛЕНЬКОМУ ЧЕЛОВЕКУ. Человеку обыкновенному, слабому, бессильному - почти психическому калеке. В этом стиле писали Гоголь, Достоевский, Чехов, Гюго, Диккенс...

   Все завершается грязным любопытством к разложению и уродству, когда "анти-героями" становятся извращенцы, преступники, проститутки, наркоманы, воры, убийцы и... предприниматели.

   Всё это указывает на то, что общество находиться в стадии распада. И, если его не вывернуть снова к коллективным основам - оно самоуничтожится. Измельчится в прах.

   Для того, чтобы предотвратить глобальную гибель, в мире в последнее время все яснее стало обозначаться националистическое направление, когда умирающие общества инстинктивно стараются выйти из стадии империй и локализоваться в СВОИХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУППАХ.

   Люди устали шататься по свету, жить в чуждых культурах и среди чужих людей. Они хотят домой.

   Метафора, рисующая современное общество как пикирующий самолёт с пустой кабиной, утомила многих. И потому во многих  государствах появились здоавомыслящие люди, которые пытаются проникнуть в "пустую кабину самолёта" для того, чтобы овладев управлением, вывести его из пикирования в горизонталь.

   Нео-средневековье, которое предлагают миру глобалисты - это плохой выход из ситуации. Это ситуация жёсткой посадки и взрыва для многих народов.

   Гораздо лучше следовать логике Китая, Кореи и Израиля, собирающих СВОИ НАРОДЫ в ЗЕМЛЯХ ОБЕТОВАННЫХ. Эти страны пересматривают свои ценности, занимаются укреплением  государственности, а также  коллективной культуры.

   Если разумная воля народов гибнущих государств не победит инерцию косности, то атомизированное население Европы, России и Америки будет выброшено за стены крепостей-корпораций. В то время, как Израиль и Китай останутся сильными коллективными обществами,  со спаянным в единое целое народом, возросшим на территориях удобренных останками погибших цивилизаций.
   
Источник: http://www.proza.ru/2019/06/29/1333