Родительский обет Богу

Валерий Павлович Гаврилов
Жила еще при царе - батюшке   крестьянская семья.  В деревне  Залужье,что близ  пригорода Красного. Ныне это поселок Красногородское. Крестьянина звали Ильей, жену его законную величали  Анисьей .
Как и все, работали они на земле, чтобы самим прокормиться.  Да детей рожали, чтобы их кормить и растить.
Да вот беда – умирали у них дети в раннем младенчестве. Четверо младенцев один за другим  отошли в мир иной, на этом свете едва  побывав. Никаких причин для этого вроде бы и не было. Муж и жена люди здоровые, да работящие. Детишки крепенькие рождались. А дальше -  как будто напасть какая-то!
Поняли крестьяне – нужно совета и заступничества искать. Местный батюшка выслушал и благословил на паломничество в древний монастырь в Святых Горах. Обитель эта еще в 1569 году была основана по указанию царя Иоанна Грозного. 

Сказано – сделано. В 1903  году родилась у крестьян доченька – Татьяна.  Отпраздновали Святую Пасху, запрягли лошадь в телегу и двинулись всей семьей в путь.
В монастыре, по наставлению святых отцов, отправили молитву девятницу. Это  особая молитва для случаев, когда уже надежды совсем нет. 
А затем дали обет Богу – ежегодно, на пятой неделе по Пасхе,  совершать  паломничество в Святые Горы и отправлять молитвы в монастыре. Бог не требует тяжелых, едва ли выполнимых обетов. Важно неукоснительно выполнять обещанное. Почему было все сделано именно так – кто же теперь скажет?
В старые времена обеты Господу были частым явлением. Это не считалось этакой сделкой – ты мне, я тебе. Просто человек давал обещание, и доказывал, что он может его сдержать. Что в нем есть крепость духа. Давши слово - держи его! Тем более, если дал слово Богу!  А Господь не гарантирует исполнение наших пожеланий. У него свой промысел.

А сейчас перенесемся ненадолго в наше суетное время. Как-то супруга моя обмолвилась, что бабушка ее, Татьяна  – “обещанный ребенок”.
- Что значит “обещанный ребенок”? – не понял я.

Жена начала объяснять, но быстро поняла, что объяснения ее отрывочные и прояснить сути не могут. В детских воспоминаниях  сохранилась только эта фраза – “обещанный ребенок”.   Посмотрели в Интернете – ничего не поняли и больше запутались.
 Мы  намеревались в  ближайшие дни   на нашу родину ехать. Моя родина – Опочка. Ее - Красногородское. 

- Вот крестная моя  в Опочке тебе все и объяснит, она должна помнить! -  пообещала супруга.

А крестная, Валентина Яковлевна – это дочка бабушки Татьяны.  Родная тетя жены моей. К ней мы аккурат на Пасху приехали. Сын ее, Виктор, с женой как раз у нее гостил. Офицер. Потому что офицеров в отставке не бывает. Позавтракали. Чайку попили. Про здоровье, про житье - бытье поговорили. Про божьи дела. Бабушка Валя все службы церковные посещает. Сын Виктор также Бога почитает.
Ну, как бы невзначай,  спросили про “обещанного ребенка”.  Бабушка Валя  очень обрадовалась, что нам интересны такие вопросы. Это ведь семейная история. Что и как помнила – рассказала.

Снова вернемся назад – в дореволюционную Россию и продолжим рассказ.

Четыре года подряд крестьянская семья исправно выполняла обет. Девочка Татьяна росла здоровенькой и крепенькой. Как и полагается сельской босоногой девчушке.
Подошла новая весна. Год трудный был. Глава семьи призадумался и молвил:
 – Давайте нынче или отменим, или отложим поездку. Дел больно много! Делать - не переделать!
Порешили  в назначенный час не ехать в Святые Горы, сеять надо, отложили до следующих выходных. 

Умаявшись за день, легли спать. А средь ночи  Танюшка маленькая вдруг встает с кроватки, берет подушечку, обхватив руками, прижимает ее к груди и медленно выходит, в чем спала,  на улицу. Ночь свежая была. Сыро и прохладно.

Вышла, да стала ходить вокруг дома, прижав к себе подушку и глядя в темноту ночи  глазами, смотрящими куда-то далеко, сквозь этот мир. Босиком, в белой льняной рубашонке до пят. Раньше не бывало с ней такого.

Побелевший отец девочки, в чем был, ринулся запрягать подводу. Ребенка укутали одеялом, осторожно вернули в дом. Постепенно Танюшка вышла из забытья и сидела тихая-тихая.
Когда все было готово, семья погрузилась на телегу и среди ночи, не откладывая, отправилась в дальний путь. В Святые горы.
С той поры ежегодно, до совершеннолетия девочки, всей семьей совершали паломничество. Став взрослой девушкой, Татьяна ходила в Святые горы сама. Пешком.

Татьяна стала бабушкой  Таней. Бабушкой моей жены. Прожила долгую жизнь. 84 года.

Жизнь ее непростой была. Как у многих в те годы. Замуж поздно вышла. Муж был лет на 10 старше ее. Родились у них три дочери. Был еще мальчик – умер младенцем.  В начале июля 1941 года фронт уже подходил к Красному. Мужа Татьяны привлекли к постройке оборонительных укреплений на подступах к городку. Не призвали, так как в возрасте уже был. Случилась то ли бомбежка, то ли перестрелка локальная. Ранен он был в грудь. Гражданский. В госпиталь не взяли. Пришел домой. А там завертелось-закрутилось. Оккупация. В 1942 бабушка Таня одна осталась с тремя дочерьми. Умер муж от раны.

Как пережили – отдельная история. А бабушка Таня, тот самый “обещанный ребенок”, всю жизнь исправно в церковь ходила. И девчонку мелкую с собою всегда брала. Жену мою будущую.  Пока та в школу не пошла. В те времена с этим сложности были. Школа и церковь шли разными дорогами.

В общем, все понятно в этой истории. Вот только фраза “обещанный ребенок” не дает покоя. Толи это просто люди для краткости так назвали – то есть ребенок, во здравие которого был дан обет Господу. Толи, помимо обета, ребенок был Богу обещан. Не зря ведь бабушка Таня всю жизнь неукоснительно все обряды соблюдала и  родных  к этому наставляла.

Кто-то скажет, прочитав рассказ – промысел Божий. Кто-то усмехнется – совпадение!  А истина всегда где-то рядом. А совпадение – это ведь тоже промысел Божий.


                Истории эти из прошлого века и 
                века текущего. Истории правдивые.


                Записано 11. 06 .2019 формально не   верующим, но почитающим Православие человеком.