Ян Вермеер. Географ. Астроном

Алина Алексеева-Маркезин
Ян Вермеер .Астроном. ок. 1668.Холст, Масло. 51 ; 45 см .Лувр, Париж, Франция

Ян Вермеер.Географ. Ок. 1668—1669.Холст, масло. 52 ; 45,5 см .Штеделевский художественный институт, Франкфурт

   Изображение учёных было распространённой темой в голландской живописи XVII века, которой нашлось место и в творчестве Вермеера, написавшего «Астронома» и, немного позже, «Географа»

АСТРОНОМ

   Сегодня мы посмотрим две работы Вермеера "Астроном" и "Географ."Эти две картины всегда представляли в паре.Сначала рассмотрим АСТРОНОМА и узнаем историю этой картины.

 Предполагают, что на обеих картинах изображен один и тот же человек, возможно, Антони ван Левенгук.Это будущий знаменитый ученый и изобретатель микроскопа , который увлекался шлифовкой стекол и созданием линз, получил должность геодезиста города Делфта. Не исключено, что именно Левенгук, как уроженец Делфта и основоположник научной микроскопии, мог позировать для этих картин Вермеера в качестве ученого.

     Левенгук стал очень искусным и успешным изготовителем линз. Устанавливая свои линзы в металлические оправы, он собрал микроскоп и с его помощью проводил самые передовые по тем временам исследования. Линзы, которые он изготавливал, были неудобны и малы, для работы с ними нужен был определённый навык, однако с их помощью был сделан ряд важнейших открытий. Всего за свою жизнь он изготовил более 500 линз и как минимум 25 микроскопов, 9 из которых дошли до наших дней. Считается, что Левенгук сумел создать микроскоп, позволявший получить 500-кратное увеличение, однако максимальное увеличение, которое можно получить при помощи сохранившихся микроскопов, составляет 275.
 
      Нет сомнения, что Вермеер изобразил человека, посвятившего себя научным изысканиям. «Астроном» представлен без телескопа, но его рука касается глобуса небесной сферы. На шкафу стоит десяток книг, таблица с тремя окружностями – одной большой и двумя маленькими, возможно, это таблица для вычислений, но назначение в настоящее время туманно. Книги, карты, астролябия, циркуль являются неотъемлемыми атрибутами ученого тех лет.

   Эту же картину, атрибутируемую искусствоведами английскому художнику Питеру Лели, Вермеер включил в свою работу «Дама, пишущая письмо, со своей служанкой», однако там она, вероятно, имеет другое значение.
 
     Картины носят некий дух стилизации, с непременными драпировками, драматическим контрастом освещения, но Вермеер настолько точно написал эту картину, что по иллюстрации в книге, что лежит перед астрономом, исследователи смогли ее идентифицировать.

   Это – второе издание трактата 1621 года «Об изучении и наблюдении звезд» Адриана Метиуса. Книга открыта на 111 странице, где повествуется, что для изучения звезд необходимо не только знание геометрии (объясняется, как по расположению звезд определить широту и долготу), использование механических инструментов, но и «вдохновение от Бога».
 
     В целом, картина представляет собой компромисс между желаниями заказчика и идеями художника. Некоторые из изображенных предметов Вермееру, скорее всего, пришлось одолжить – циркуль и специальный угольник для измерения высоты предметов или угла стояния солнца.

ИСТОРИЯ КАРТИНЫ.

     Происхождение картины можно проследить до 27 апреля 1713 года, когда она вместе с «Географом» фигурировала в торговой сделке, проведённой в Роттердаме. Вероятным покупателем стал некий Хендрик Сорг, на распродаже имущества которого 7 лет спустя в Амстердаме обе картины числились в списке.

     Между 1881 и 1888 годами картина была продана в Париже банкиру и коллекционеру живописи Альфонсу Джеймсу де Ротшильду, после смерти которого унаследована его сыном Эдуардом Альфонсом Джеймсом де Ротшильдом.

   В 1940 году, после захвата Франции нацистской Германией, картина была конфискована у Ротшильда в парижском отеле штабом рейхсляйтера Розенберга, и на её обороте была оттиснута небольшая свастика. После войны картина была возвращена Ротшильдам и в 1983 году приобретена французским правительством в счёт уплаты налогов на наследство. В настоящее время находится в Лувре.

 ГЕОГРАФ.
      «Географ» — картина нидерландского живописца Яна Вермеера, написанная около 1668—1669 годов. Одна из трёх картин, подписанных и датированных мастером (помимо «Астронома» и «Сводницы»)
  Картины Вермеера Географ и Астроном очень близки по композиции.

   "Географ", который подписан дважды, причём разными видами подписи художника. Одна из них проставлена на дверце шкафа, вторая – на стене, и рядом с ней проставлена дата. И дата тоже не совсем обычная. Её читают как 1669 год, но написание последних цифр не традиционное. А "Астроном", который находится в Лувре (в Париже), датирован 1668 годом.

     На них изображена фигура учёного у стола. В одном случае – с глобусом земным, в другом случае – c зодиакальным. Поэтому у них и такие названия: "Географ" и "Астроном". И человек, который изображён, находится в своём кабинете в домашней одежде – халате, похожем на кимоно, которое был, конечно, экзотической одеждой в Голландии, где часто изображали именно учёных в этих одеяниях.

     И в одном случае, и в другом изображён, возможно, один и тот же человек. Во всяком случае, очень изображения близки. Очень много предметов, которые говорят о том, что это один и тот же интерьер.  С 1713 года в течение двух столетий обе картины находились в одних и тех же коллекциях. И, конечно, это часто бывает, когда парные вещи находятся в одних и тех же руках. Но потом наступает момент какого-то кризиса, люди с ними расстаются и продают свои картины.

ОПИСАНИЕ

       На картине изображён географ, задумчиво склонившийся над картой с циркулем в правой руке, погружённый в научные изыскания. На нём халат в японском стиле — распространённая одежда учёных того времени. Предметы в кабинете — карты, схемы, книги, глобус, алидада — указывают на род деятельности учёного. Динамика композиции передаётся через позу персонажа, скопление реквизита в левой части картины и диагональные тени на стене справа.

      Черты лица персонажа слегка размыты для эффекта движения. Прищуренные глаза можно объяснить как солнечным светом, так и напряжённым раздумьем. Искусствовед Селена Карр предполагает, что на картине изображён момент озарения или научного открытия. Географ с волнением держится за книгу, словно собирается вот-вот раскрыть её и найти подтверждение своей догадки. Его поза почти зеркально симметрична позе Фауста с офорта Рембрандта, узревшего магическую анаграмму в светящемся круге.

   Глобус Йодокуса Хондиуса составляет пару с его же звёздным глобусом на картине «Астроном». Поскольку такие глобусы обычно продавались вместе, есть основания предполагать, что картины предназначались для совместной демонстрации.

    Это подкрепляется наличием других общих элементов на картинах и тем же персонажем. Глобус развёрнут к зрителю полушарием с Индийским океаном, где в то время господствовала Голландская Ост-Индская компания. Вермеер использовал технику импасто, чтобы подчеркнуть картуш цвета матовой охры на глобусе, призывающий открывать белые пятна на карте мира, что так же символизирует тему «озарения», наряду с восточным ковром и приспущенной занавеской.
   
     История обеих картин прослеживается до 27 апреля 1713 года, когда они были проданы в Роттердаме неизвестному покупателю за 300 флоринов. В то время и вплоть до конца XVIII века картины назывались «Астрологи».
   
ИСТОРИЯ КАРТИН ВЕРМЕЕРА,СВЯЗАННАЯ С РОССИЕЙ.

     Четыре работы художника к концу XIX века находились в руках русских собирателей. Но все они до революции ушли из России.

    Две из них находились в дворце Сан-Донато в Италии у Демидовых. Причём это тоже интересная история. П. Демидов купил "Географа" в Париже для дворца Сан-Донато, но через десять лет его продал. После этого он переехал жить в роскошную виллу Пратолино и купил уже для Пратолино другую очень знаменитую картину Й. Вермеера – "Солдат и смеющаяся девушка", которая находится сейчас в музее "Коллекция Фрика" (The Frick Collection) в Нью-Йорке.

      А две вещи были в России. Одна – в Петербурге у Половцова Александра Александровича на Большой Морской. Это картина, которая называется "Хозяйка и служанка" (или "Любовное письмо") и которая тоже находится в Америке в музее The Frick Collection.

     И вторая вещь находилась в Москве у художника Ильи Остроухова, который продал её потом Дмитрию Ивановичу Щукину. И даже рассказывают, что была ссора у них, потому что картина шла под именем Эглона ван дер Нера (Eglon van der Neer). Дм. Щукин, считавший, что это фальшивое имя, отправил свою картину "Аллегорию веры", которая сегодня находится опять же в Америке в Музее Метрополитен, большая вещь, поздняя, в Берлин на экспертизу, и там эту картину увидел знаменитый голландский историк искусства Абрахам Бредиус (Abraham Bredius).

    Он её правильно идентифицировал и уговорил владельца продать ему эту вещь. Картина была продана А. Бредиусу, который был в то время директором королевской галереи Маурицхёйс (Mauritshuis) в Гааге, она находилась действительно в Гааге долгое время, в музее. Но потом он её забрал и продал в Америку. Сейчас она находится в "Метрополитен". Видите, какая турбулентная судьба у этих вещей, которые меняют хозяев, путешествуют по всему миру.

      Исследователи творчества этого загадочного художника уже так совершенны, что они смогли идентифицировать те предметы, которые были изображены Й. Вермеером. Когда ты видишь этот глобус, знаешь, что он существует и кто его создал. Или шпалера, которая изображена на этом полотне, или географическая карта, которая, кстати сказать, один из шедевров нидерландского картографического искусства. Любопытно, что это карта Европы и на ней внизу перечислены названия всех европейских стран. Среди них присутствует и Россия.