Прадо. Мадрид. часть 11

Койфман Валерий
 «ПРАДО. МАДРИД» ЧАСТЬ 11
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

ЭЛЬ ГРЕКО ДОМЕНИКОС ТЕОТОКОПУЛОС (1541-1614). Когда речь заходит об этом испанском художнике греческого происхождения, единственное определение, которое обычно приходит на ум, - это волшебство. Творения Эль Греко трудно передать словами. Их, как музыку, нужно воспринимать индивидуально, восхищаясь каждой нотой, каждым пассажем.
Доменикос Теотокопулос родился на острове Крит в городе Кандии (современный Ираклион). Творчество художника формировалось на основе восточной, византийской культуры. Потом к этому прибавилась свобода венецианской живописной манеры и национальное своеобразие испанской школы. Весь этот коктейль дал совершенно неожиданный поразительный результат.
 В двадцать лет Доменикос прибыл в Венецию. Здесь он получает прозвище Эль Греко («грек»). Себе в учителя он выбрал патриарха венецианской живописи – Тициана. В Венеции – около 4-х лет. Следующий город – Рим. Ему удалось в Риме получить много заказов и совершенствовать технику своей живописи. Но вместе с мастерством растет и его непомерный гонор. Именно эта черта характера приводит мастера к ссоре с его римским окружением. (История с Микеланджело).
В поисках заказов Эль Греко прибывает в Испанию. Судьба привела его в Толедо, древнюю столицу Испании. Город пленил воображение художника своими улочками, строгими башнями и соборами, соединением европейской, мавританской и иудейской культуры. В конце концов, король Филипп удостаивает вниманием Эль Греко.

По заказу короля мастер создает «МУЧЕНИЧЕСТВО СВЯТОГО МАВРИКИЯ», 1580-81. В этой работе впервые художник передает не событие как таковое, а момент вдохновения, особое состояние, проистекающее от восторга веры. Но набожный правитель, привыкший к определенным канонам в искусстве, остался недоволен трактовкой образов и потерял всяческий интерес к творчеству мастера. Эль Греко смирился, что Мадрид для него закрыт.

 «ПОРТРЕТ РЫЦАРЯ С РУКОЙ НА ГРУДИ» (1580). Эта картина, считающаяся гордостью Прадо, открывает галерею образов Эль Греко в музее. Полотно овеяно тайной: никто не знает, кто конкретно изображен на нем. Высказывалось даже предположение, что это автопортрет художника и даже сейчас некоторые оспаривают, что   в Метрополитене висит именно автопортрет художника в пожилом возрасте .
Самые романтичные личности склоняются к тому, что перед нами гениальный автор «Дон Кихота», Мигель де Сервантес Сааведра (левый рукав на портрете кажется пустым, а писатель действительно потерял левую руку в сражении при Лепанто). Но можно просто любоваться этой картиной, как шедевром портретной живописи.

 «РАСПЯТИЕ» (1596-1600) (ВЫСОТА 3,12М). Чтобы усилить ощущение драмы художник отказывается от всего лишнего. Здесь нет ни апостолов, ни распятых разбойников, ни солдат, только Дева Мария, Святой Иоанн и Мария Магдалена и еще ангелы. Из-за обилия льющейся крови эту работу еще называют «Христос во крови». Легкие, воздушные ангелы собирают кровь в ладони, еще один ангел, изображенный в совершенно необычном ракурсе, оттирает кровь с подножия креста. Эта картина, внешне спокойная и уравновешенная, создает, благодаря движениям (ракурсам) фигур, мерцающим краскам и призрачному свету, то самое ощущение мистической экзальтации, которой наполнено большинство произведений Эль Греко.