Прага. Зигзаги истории. Часть 6

Борис Готман
   Продолжение. Предыдущая часть – http://www.proza.ru/2019/06/26/1024

   Протестанты были сломлены, "зимний король" Фридрих бежал из столицы.

   Победители,  как водится,  начали преследования  побеждённых, аресты, суды и конфискации их имущества.

   Но не только:  21 июня 1621 года на Староместской площади в Праге были казнены 27 предводителей восстания,  представителей всех сословий, чехов и немцев.

   Казнить должны были 28 человек, но один из приговорённых успел покончить с собой.  Казнь всё равно состоялась -  голову отрубили  мёртвому.

   Позднее на месте казни в память о погибших  в брусчатке площади выложили белые кресты.

   В одной  из статей прочёл, что долгое время крестов было 27, и только недавно им удостоился и  этот - 28-ой…
 
   Доверяй, но проверяй. Посмотрел снимок,  который там сделал в мае:  только 27 крестов...
 
   Читателю хорошо известно, что войны между католиками и протестантами были и раньше.
 
   В 1555 году очередную серию этих войн завершил Аугсбургский религиозный мир между протестантскими князьями Германии и представителем императора  Карла V.
 
   В его решениях нас интересует сейчас то, что чуть позже было выражено знаменитой формулой "cujus regio, eius religio"  (в переводе с латыни -  "чья страна, того и вера"), другими словами,  князья могли сами выбирать себе веру, а вот подданным её определял князь.
 
   Кто не хотел принять религию своего правителя, мог свободно эмигрировать со всем своим имуществом.
 
   Вспомните "философский пароход": как же далеко назад от Аугсбургского религиозного мира сделали свой зигзаг в истории Владимир Ильич и его преемники -  высылаемым разрешалось взять с собой лишь по двое кальсон, две пары носков, пиджак, брюки, пальто, шляпу и две пары обуви на человека; все деньги и остальное имущество высылаемых подвергались конфискации.
 
   Понятно, что и тогда, в 1555 году Аугсбургский мир тоже был "зигзагом" в сторону, приведшим в начале следующего столетия к Тридцатилетней войне.
 
   Но в начале XVII века и император Рудольф II, и его брат и преемник Матиаш действовали по отношению к чешским протестантам, как теперь любят говорить, "в рамках правового поля": Рудольф II разрешил протестантам исповедовать свою веру, а когда они потребовали от нового императора Матиаша чего-то большего, получили шокировавший их ответ.
 
   После победы на Белой Горе преемник Матиаша император Фердинанд II в полной мере использовал свои права, дав бывшим мятежникам некоторое время, чтобы либо перейти в истинную – католическую – веру, либо покинуть страну.

   Как пишет уже знакомый читателю историк и журналист  Ярослав Шимов, около четверти шляхтичей и мещан предпочли эмиграцию. Среди них были многие выдающиеся деятели чешской культуры.

   В Чехию переселялись дворяне-католики из других стран, получавшие земли эмигрантов.

   Именно это переселение немцев, заместивших чешских эмигрантов, породило и будущую проблему Судет, давшую повод Гитлеру начать захват Европы. Проблема эта осталась нерешенной и сейчас, после депортации немцев из Чехии по окончании Второй мировой...
 
   А тогда победа Католической лиги на Белой Горе и бегство «зимнего короля» не помешало религиозной войне поджечь почти всю Европу.
 
   Ко времени окончания Тридцатилетней войны Чехия, оказавшаяся в  центре этой страшной бойни, потеряла около трети населения, было опустошено или заброшено более ста городов, 1100 деревень и 270 замков.
 
   Не менее тяжелыми оказались последствия войны для Германии, Польши, Голландии…

   Но вернёмся к Марианской колонне, история которой не окончена и сейчас.

   Хочу напомнить читателю, что колонна, как считается, была воздвигнута в честь героизма пражан, не позволивших шведам захватить Старый город в последнем сражении Тридцатилетней войны (http://www.proza.ru/2019/06/18/714).

   Эта же версия запечатлена и на гербе Праги.

   Центральным элементом герба является  рука  рыцаря с мечом, преградившая шведам путь через Карлов мост.   

   Казалось бы, если относиться к последнему бою пражан в Тридцатилетней войне как к бою за ненавистную  империю Габсбургов, следовало бы не только свергнуть Марианскую колонну, воздвигнутую по приказу императора Фердинанда III и лично им освящённую, но и убрать из герба рыцарскую руку, символизирующую эту империю.

   Но этот вопрос никогда не возникал.

   На моём снимке: вид с Карлова моста на Старый город и Староместскую мостовую башню               

   Окончание - http://www.proza.ru/2019/06/30/1462