24 января 1848 года в Новороссийске случился невиданной силы ураган. Основательно пострадали жилые дома и общественные здания. Но больше всего досталось стоявшим на рейде кораблям Абхазской экспедиции. Многие из них были выброшены на берег, иные сели на мель. А тендер «Струя» утонул под тяжестью намерзшего на палубе льда. Погибла вся его команда – 4 офицера и 48 матросов…
Весной того же года затонувший тендер решено было поднять. Однако водолазы, осмотрев корабль, обнаружили на его корпусе множество повреждений. В этом случае начинать следовало с подъема грузов, находившихся в трюмах и на палубе. К тому же, долгое и хлопотное дело требовало более высокой температуры забортной воды…
В середине мая на смену контр-адмиралу Егору Колтовскому, командовавшему отрядом судов Абхазской экспедиции, прибыл контр-адмирал Павел Нахимов. Следом за ним в Цемесской бухте появились его любимец – линейный корабль «Силистрия» и два вспомогательных судна для проведения подъемных работ. С их помощью Нахимов установил новые бочки мертвых якорей, взамен снесенных январской борой, а затем осуществил подъем затонувшего тендера.
Операция по подъему корабля продолжались с 24 мая по 17 августа. Из-за частых норд-остов водолазные работы приходилось прерывать. Два месяца ушло лишь на подъем всевозможных грузов, включая корабельную артиллерию. На поверхность было поднято и 40 тел погибших моряков. Водолазы первыми увидели трагическую картину неравной борьбы команды корабля со стихией. Стало понятным, что командир тендера «Струя» капитан-лейтенант Павел Леонов приказал расклепать цепи, которые удерживали корабль на мертвом якоре. В надежде, что тендер будет выброшен ураганом на берег. Но глыбы льда, взгромоздившиеся на баке, заставили судно «клюнуть носом» и устремиться в морскую пучину…
Позже Нахимов напишет об этом подробный рапорт. Но в эту минуту все ждали адмиральского приказа о начале подъема корабля. 16 августа, в четыре часа пополудни, операция по подъему тендера началась.
Оба плоскодонных судна-килектора заняли исходную позицию у носа и кормы затонувшего тендера. Петля из канатов с оттяжками охватила корпус тендера, который затем с помощью воротов подняли из воды. Через час корабельная палуба уже возвышалась над морской гладью. Оставалось лишь заделать пробоины, откачать воду из трюмов и очистить корабль от ила. Матросы управились с этой работой за ночь.
После просушки тендер на буксире увели в Севастополь, где на местной верфи его вскоре полностью исправили…
Известный историк русского флота Александр Соколов в своей «Летописи крушений и пожаров судов русского флота» через семь лет напишет: «Подъем этого тендера, одна из искуснейших механических работ на море, делает честь контр-адмиралу Нахимову, под непосредственным руководством которого производилось оно».