Логика вопросов

Виктор Лёвин 3
    Вопрос - это особая форма мысли, в которой выражается требование или пожелание уточнения, дополнения имеющихся знаний, продвижения вглубь или за пределы доступного ранее знания, устранение познавательной неопределенности.
В форме вопроса осуществляется постановка новых проблем в науке, с помощью вопросов получают новую информацию в социальной, производственной и ежедневной практике. Познавательная функция вопроса связана с восполнением, уточнением и конкретизацией ранее полученных общих представлений о предметах и явлениях действительности.

    Традиционно грамматической формой выражения запроса мысли в языке выступает вопросительное предложение (но вопросительное предложение не всегда - вопрос (пример: риторический вопрос)). Иногда вопрос ставится не в форме вопрошания (экзаменационный вопрос, темы научной работы).

    Задавая вопрос, исследователь имеет некоторую информацию о предмете мысли, но она по ряду характеристик неполна, недоопределена, что препятствует движению к более полной и точной истине. Необходимость подобного продвижения толкает к поиску ответов на возникающие вопросы. Соответственно, рождается вопросно-ответный способ мыследеятельности.
    Итак, постановка вопроса побуждает к поиску новой информации и введет к формированию ответа на поставленный вопрос.

    Вопрос имеет особую структуру:
1) в нем обозначена область неизвестного, нечто искомое;
2) в вопросе содержатся знания (часто в неявном виде - гипотетично) о предпосылках самого вопроса;
3) в вопросе представлено требование перехода от незнания к знанию, от уже данного - к искомому.

    Логики выделяют разные по структуре и функциям вопросы. Среди них: Правильно и неправильно поставленные вопросы. Вопрос явно или неявно включает либо опирается на определенное исходное, или базисное знание, выступающее предпосылкой вопроса. Качество базисного знания существенно влияет на логический статус вопроса, определяя правильность и неправильность постановки вопроса. Правильно поставленным считается вопрос, предпосылка которого представляет собой истинное и непротиворечивое знание. Неправильно поставленным считается вопрос с ложным или противоречивым базисом (напр., "Какой цвет может иметь энергия: светлый, темный?) В том случае, когда неправильно поставленный вопрос умышленно используется с целью запутать отвечающего, такой вопрос квалифицируют как улавливающий, или "провокационный».

    Вопросы могут быть закрытыми и открытыми. Открытые вопросы предполагают возможность неограниченного количества ответов. Закрытые вопросы - это вопросы, на которые возможно дать ограниченное количество ответов.Это учитывают составители разных опросных анкет.

    По логической структуре и познавательной функции вопросы подразделяются на два основных типа: уточняющие и восполняющие вопросы.
Уточняющий, т. е.  ли-вопрос - это вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения. Грамматический признак уточняющих вопросов - наличие в предложении частицы "ли". Схема ли-вопроса в символической записи выглядит следующим образом ?(р), где "?" - оператор вопроса, "р" - суждение, истинность которого выясняется. Явно выраженная в ли-вопросе предпосылка - это знание о предмете и знание о возможном признаке этого предмета. Неизвестным в ли-вопросе является принадлежность предмету указанного признака. Область поиска ответа в ли-вопросе ограничена выбором одной из альтернатив: р v -p. Отсюда другое название этого вопроса - закрытый или альтернативный вопрос.

    Восполняющий, т.е. что-вопрос - это вопрос, направленный на выявление новых свойств у исследуемых предметов. Примером может служить вопрос космологии: что представляет собой сингулярное состояние?

    В науке осознается важная познавательная роль вопроса. Она реализуется в процессе поиска ответа на вопрос. Ответ представляет собой новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом прежнее знание. Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответа. Полученное в ответе знание, расширяя либо уточняя исходную информацию, может служить базисом для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете исследования.

    Постановка вопроса и поиск информации для конструирования ответа составляют особую, присущую любому познавательному процессу вопросно-ответную логическую форму развития знаний. Она всегда была направляющим началом в развитии естествознания и техники. Родоначальник индуктивной логики Фрэнсис Бэкон говорил, что мы должны уметь задавать вопросы природе. Таким же путем приобретается исходная информация в социологии, экономике, правоведении, медицине и других областях знания.

    Ответ - это суждение или высказывание, субъектом которого является смысловое понятие предпосылки вопроса Правильный ответ - по содержанию ясный, понятный, истинный; по форме - достаточный, исчерпывающий, краткий. По содержанию и структуре ответ должен строиться в соответствии с поставленным вопросом. Лишь в этом случае ответ расценивается как релевантный, т.е. как ответ по существу поставленного вопроса, выполняющий свое основное назначение - уточнить неясную или неопределенную и доставить новую информацию. Если в качестве ответа приводят хотя и истинные, но содержательно не связанные с вопросом суждения, то их расценивают как ответы не по существу вопроса и обычно исключают из рассмотрения.

    Логики среди ответов различают: истинные и ложные, прямые и косвенные, краткие и развернутые, полные и неполные и др. По гносеологическому статусу, т. е. по отношению к действительности, ответы бывают истинными и ложными. Ответ расценивается как истинный, если выраженное в нем суждение адекватно отражает действительность. Ответ расценивается как ложный, если выраженное в нем суждение неверно, или неадекватно отражает положение дел в действительности.

    Прямые и косвенные ответы - это два вида ответов, различающихся способом выражения информации. Прямым называется ответ взятый непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям. Косвенным называется ответ, который берут из более широкой области, нежели область поиска ответа, и из которого лишь выводным путем можно получить прямой ответ.

    По грамматической форме ответы могут быть краткими и развернутыми. Краткие - это односложные - утвердительный и отрицательный ответы: "да" или "нет". Развернутые - это ответы, в каждом из которых повторяются все элементы вопроса. Краткие ответы наиболее подходящие для простых вопросов; при сложных вопросах целесообразно пользоваться развернутыми ответами, поскольку односложные ответы в этом случае нередко оказываются двусмысленными.

    В науке известно, что по объему представленной в ответе информации они могут быть полными или неполными. Проблема полноты чаще всего возникает при ответах на сложные вопросы.

    Полный ответ включает информацию по всем элементам или составным частям вопроса. Неполный ответ включает информацию относительно лишь отдельных элементов или составных частей вопроса (Ю.В.Ивлев).

    Логическая зависимость между вопросом и ответом означает, что качество ответа во многом определяется качеством вопроса. Не случайно в полемике действует правило: каков вопрос, таков ответ. Это значит, что на расплывчатый и двусмысленный вопрос трудно получить ясный ответ; если хочешь получить точный и определенный ответ, то сформулируй точный и определенный вопрос.

    Под точностью и определенностью в данном случае имеется в виду логическая, т.е. понятийно-структурная характеристика вопроса. Она выражается в точности употребляемых понятий и вопросительных слов, а также в рациональном использовании сложных вопросов.

    Двусмысленные понятия нередко используются в улавливающих или "провокационных" вопросах, в которых содержится скрытая информация. К таким вопросам прибегали древнегреческие софисты, т.е. люди, использующие логические уловки. Один из них - софизм "рогатый" ("Продолжаешь ли ты носить рога?"). Скрытые в этих вопросах утверждения приводят к тому, что независимо от характера ответа на них - "да" или "нет", отвечающий в обоих случаях неявно признает, что у него есть или были раньше рога.

    Неопределенность в ответах может быть результатом неясности используемых при постановке вопроса понятий. Например, древний софизм "куча" строится на неопределенности понятия "куча". Софист предлагает удалять из кучи по одной песчинке, но понятие "куча" не определяется через их количество, а через такие качественные характеристики, как форма и относительная величина объекта.

    Точность ответа на восполняющий вопрос зависит от степени определенности вопросительных слов - кто? что? где? когда? как? и т.п., которые сами по себе не отличаются достаточной точностью.          Особые трудности могут возникать при ответах на сложные вопросы. Неопределенность в ответе возникает в случае краткого утверждения на дизъюнктивный вопрос (форма вопроса: или или).

    Желаю успехов на поприще логичного мышления!