Былинные земли. Тайна старой дороги. Часть 18

Василий Азоронок
РЕСУРСЫ, ЧТОБ РАЗЖИТЬСЯ

Что могла молодая женщина в свои ранние годы?

Основным занятием считалось земледелие, выращивание сельскохозяйственных культур. Фёкла владела более чем тремя тысячами десятин земли в 16-верстовом полукруге от Лепеля, треть из которых предназначалась для выкупа крестьянами.

Но главным подспорьем было местоположение – лежащее на торговом пути вблизи городского поселения, и приносившее прибыль. Естественно, интересы предпринимательницы смещались в сторону оказания услуг.

Традиционно сложилось, что Лепельский уезд славился широкой сетью спиртоперегонных производств. В начале XX века (1904 год) в уезде функционировало 11 винокуренных заводиков. Не была исключением также Воронь, где располагалось производство под номером 125. Скорее всего, то здание из природного камня, выстоявшее многие годы, относилось к сфере алкогольного дела. И тогда каменный крест, вмурованный в кладку, - как предостережение: преклонение пред высокоградусным зельем опасно для жизни!

Но кто думал в то время о последствиях? Нужна была прибыль, а она достигалась за счет продажи вина, и накапливалась из объемов подневольного труда, который был распространен в панских имениях.

Особенно прикладывались к рюмке сплавщики леса. Работа была тяжелая, но приносила большие доходы и землепользователям, и царской казне. Волостным старостам предписывалось указывать в отчетах, какие площади занимали в имениях лесные угодья (самые большие массивы назывались «дачами»). Лес сплавлялся в обе стороны – на север и юг, в большие реки, а оттуда шел потребителям, и не в малом количестве – за границу.

Теперь сплава нет, однако лес по-прежнему одна из доходнейших статей государства. Он вывозится автомобильным транспортом. И по-прежнему в большом количестве древесина уходит за рубеж. Ничего страшного в этом нет – там тоже люди, а стране нужна валюта, однако очень обидно становится, когда видишь в местных магазинах однотипные изделия – двери, мебель, не говоря уже о пластмассовых заменителях. Президент обращает внимание на необходимость сокращения бездумного вывоза лесного сырья, однако нужен кардинальный перелом: надо менять условия использования собственных сырьевых ресурсов. Проблема очень актуальная. Мы мало что делаем. То же самое наблюдается, например, в Латвии. Свой лес отправляем в виде бревен и досок за границу, а потом туда выезжают молодые люди, чтобы работать на заграничных линиях. Неужели мы не можем дать своей молодежи простор в дизайнерском искусстве – пусть изобретут красивые образцы изделий для домашнего обихода, пусть предложат эффективные виды техники. Неужели наши ребята дурнее иностранных?

Лес вырезается, но еще горше становится, когда видишь опустевшие окоемы сельского обитания.

ВАША ЧЕСТЬ, ЯН КАРОЛЬ!

…Мы подъезжаем к бывшему «селлявинскому» объекту – фольварку, с характерным названием Кролевец. Местечко за Воронью, на границе нынешних Лепельского и Ушачского районов (в других географических источниках - Крулевец). Место загадочное.

Кто же его так назвал?

Василий Шкиндер - участник нашей экспедиции, активный изыскатель старинного наследия, высказал предположение, что название проистекло в связи с экспедицией короля Стефана Батория, возглавившего поход в конце XYI века по выдворению грозновских стрельцов из междуречья и укреплению мощи Речи Посполитой. Наемные баторинские хоругви, предположительно, двигались по этой дороге к Полоцку, чтобы освободить его.

Версия, высказанная Шкиндером, логичная - известно, что король, овладев Полоцком, в 1579 году вернул окрестности Лепельского озера римско-католической кафедре. Однако есть и другие соображения. Королевецем (польск. Крулевец) назывался ранее Кёнигсберг – резиденция прусских королей. Учитывая, что русская императрица Екатерина II была из семьи прусского фельдмаршала, а ее вклад в развитие междуречья несомненен, то название местечка могло исходить из тех времен.

А самое верное объяснение - снова «именное». Местность могла быть названа в честь Ходкевичей – тех самых, под чьим руководством сооружались крепостные укрепления.

- Василий, - обращаюсь к Василию Хацкевичу, бессменному участнику наших экспедиций, первооткрывателю древних стоянок человека - таких, где минские археологи находили уникальные артефакты, - тебя не удивляет, что твоя фамилия почти повторяет княжескую?

Ян Кароль – так звали наиболее известного представителя рода Ходкевичей: военного и политического деятеля Великого княжества Литовского. А Ходкевичи, как мы помним, участвовали в строительстве лепельского защитного пояса, отмеченного баркулабовскими священнослужителями. Однако в церковной летописи представитель их рода назван «Романом», а Романов среди них вроде не было. Ошибка? Или местность обогатили Кролевцем в честь Яна Кароля, отмечая его последующие заслуги?

Ян Ходкевич участвовал в Ливонской войне и, несмотря на трудности (отсутствие помощи со стороны короля Сигизмунда III), одерживал победы. Дважды разбивал шведские войска, за что в марте 1605 года был удостоен звания великого гетмана.

На снимке: озеро Воронь.
28.06/19