Первый Болотнинский писатель

Валерий Буслов
ПЕРВЫЙ БОЛОТНИНСКИЙ ПИСАТЕЛЬ, ИЛИ Я РОДИЛСЯ В ДЕРЕВУШКЕ КРУТОЙ

"Мне никогда своей деревни
Родней и краше не найти!.."
       Сергей Мелехов

Осокин Евгений Васильевич, прозаик, романист, журналист, фольклорист - это первый писатель, который появился на свет на Болотнинской земле.

Родился Женя в многодетной крестьянской семье в воскресенье "сонетного" числа февраля 1926 года в северо-тайговой, глухой, лесопромышленной деревушки Крутая Кунчурукского сельского Совета Болотнинского района Сибирского края Советского Союза. Сегодня это Новосибирская область, но уже без данного поселения. Мечсто, в котором оно располагалось, находилось южнее Томска и севернее Новониколаевска и Кунчурука и называлось Крутинским рямом. То есть это было кочковатое болото, поросшее хвойным лесом (сосняк, пихта, ель) и перемежаемое гривами, песками... Своеобразие его выражалось в том, что оно в округе было старее прочих. Об этом свидетельствуют и воспоминания жителя села Кунчурук, который в данный момент работает в Болотнинской Центральной районной библиотеке, Маклакова Сергея Владимировича, которому его отец рассказывал о канале, что по удивительной прямой соединял Большечёрновские озёра ещё в дореволюционное время.

Подобного рода мелких поселений, леспромхозов, которые стали возникать в период столыпинских реформ и в первое десятилетие советской власти, вокруг села Кунчурук (топоним происходит из тюркского языка, что в переводе означает - "комариное место"), насчитывалось около десятка. Это были: Горбуновка, Кустово, Красная, Соловьевка, Алмаатинка... Кстати, в лесопромышленной Горбуновке через одиннадцать лет после Осокина родился, а затем и трудился в местном колхозе Чапаева поэтический соловей сельской глубинки Мартин Николай Александрович. Так что Кунчурукская сельщина подарила Сибири и России двух замечательных художников слова прозаической и поэтической направленности.

Семья Осокиных родом из северных ломоносовских мест, а точнее - из Деревни Погорельской Верхнеуфтюгского сельсовета Красноборского района Северо-Двинской губернии РСФСР (ныне Красноборский муниципальный район Архангельской области), в 1924 году переселилась в Сибирь: в Томский уезд Томской губернии. Чуть позже родители Евгения, отец Василий Николаевич и мать Агния Феофановна, выбрали для жительства и своих заработков деревню Крутую, которая была основана в 1896 году на берегу речки Крутой Томского уезда, и к моменту рождения четвёртого сына, то есть Жени, насчитывала двадцать восемь дворов и сто двадцать жителей обоего пола.

Евгений Васильевич в 1965 году вспоминал о том, что его отец, старый солдат, служил в Москве, участвовал в русско-японской войне. В частности,  в 1904 году побывал на полях Маньчжурии. Почти четыре года кормил вшей в окопах первой империалистической бойни, с которой в свой дом привёз единственный подарок - обшарпанный, позеленевший немецкий полевой бинокль: игрушку детям... Повидал свет, набрался впечатлений. И хотя по уровню образования он был человеком малограмотным, его рассказы у подрастающего сынишки раздвигали мир, будили и разнообразили воображение, возбуждали жажду знаний...

Когда мальчику Жене исполнилось три годика, его семья переселилась в деревню Молчаново Кожевниковского района Томского округа Иркутской губернии (ныне это село Молчаново Молчановского района Томской области), которое располагалось несколько севернее от деревушки Крутой. Это поселение было основано в семнадцатом столетии на левом берегу Оби, недалеко от её притока - речки Таган, и имело особенностью то, что сам топоним происходил не от гидронима, как это обычно бывало в четырнадцатом, пятнадцатом, шестнадцатом веках, когда основными магистралями передвижения в Сибири служили реки, а через закрепление фамилии хозяина, то есть самого факта владения.

Именно факт владения был зафиксирован на берегу Оби в семнадцатом веке, когда два русских казака Молчанов и Лавров основали рядышком свои заимки Молчаново и Лаврово. С этого всё пошло и поехало! Заимки, обрастая населением, расширились, разрослись, достигли границ друг друга, соединясь, превратились в деревню, но неизменным оставалось одно - противостояние хозяйствующих субъектов двух родов и противоборство самих наименований. Верх брал то один топоним, то другой, то оба разом... И это продолжалось не год, не два, а десятилетия и даже столетия. Берег размывался, воды реки наступали, поселение неоднократно переносилось вглубь материка, но противостояние в социуме продолжалось.

Это не может не напомнить борьбу двух кровных братьев Энлиля и Энки, которые "друг другу были не родными, а единокровными братьями", за власть над всею Землёю в шумерской мифологии, которая в конце концов привела к гибели первой цивилизации человечества. Ведь там, где нет единства, нет и нравственных духовных основ, чтобы противостоять тёмным силам, которые проявляет даже природа, если нарушаются естественные законы развития.

В пять лет, как и Лиза Стюарт, Женя научился читать книги. Об этом он позже вспоминал так: "Лет с пяти-шести стал "запоем" читать книги". Грамотности поспособствовали его старшие братья, "их влияние". Кто больше, кто меньше, об этом история умалчивает. Только известно, что под руководством старшего брата Алексея его второй брат по возрасту, Владимир, получил "первоначальное образование в объёме первых трёх классов начальной школы" во второй половине двадцатых годов. Получил такое базовое образование, что оно позволило в последствии ему стать первым из выпускников Томского государственного педагогического института, в котором обучалась и Корнеева Наталья Борисовна, будущая супруга и Муза Болотнинского поэта Михаила Павловича Кубышкина, доктором педагогических наук.

Сам Алексей родился в 1906 году в Новониколаевске. Без всякого сомнения этому способствовала русско-японская война и возвращение с неё Василия Николаевича. Вполне возможно, что это был первый брак, ибо между появлением на свет старшего сына и второго прошло двенадцать лет, которые вместили в себя и империалистическую войну, и революцию, и гражданское лихолетье... Обращает на себя внимание то, что в такое трагическое время родственные связи не распались, а обрели особую опорную значимость.

Алексей был учителем в сельской школе, затем работал учителем по труду в трудовой коммуне, располагавшейся под Томском, в которой Владимир окончил пятый класс. Он словно бы был в образовательном процессе для младшеньких иголочкой для ниточки. Правда, первым из братьев в армию был призван Владимир Васильевич, но в Великой Отечественной войне 22 марта 1942 года в Харьковской области первым погиб Алексей. За ним ещё двое сыновей Н.В. Осокина не вернулись с полей сражений в кровавой битве за советскую Родину. Но этого Николаю Васильевичу не суждено было узнать по той причине, что в год Сталинградской битвы он ушёл из жизни.

Удалось установить имена только двух братьев Евгения Васильевича, Алексея и Владимира, Оба они окончили литературный факультет, а вот третий был журналистом-корреспондентом центральной осоавиахимовской газеты "На страже" по Сибирскому краю, то есть газеты Всесоюзного общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству, и писал рассказы.

В школу Евгений пошёл поздно, когда ему исполнилось одиннадцать лет. Из-за того, что он имел уже три-четыре года читательского стажа, его сразу же приняли во второй класс. Учился Е.В. Осокин в Кожевниковской средней школе, которая располагалась на улице Второй пятилетки, в доме под номерком одиннадцать. В это время в ней в седьмой класс перешёл его брат Владимир, он в следующем году поступил в Томский учительский институт.

В конце тридцатых годов, видимо, по семейным обстоятельствам (подрастали два младших брата) Евгений вынужден был вернуться к родителям и продолжать занятия в местной школе до тех пор, пока стихийный и буйный разлив Оби не смыл несколько прибрежных улиц и Молчановскую семилетку.

Владимир с августа 1940 года был призван в ряды Красной Армии и служил в Омске. Два других старших брата после окончания институтов проживали в Новосибирске. Они=то и приютили Евгения во время наводнения, пик которого пришёлся на "роковой" год - десять метров восемьдесят девять сантиметров. Поэтому 1940/1941 учебный год он занимался в железнодорожной школе номер пятнадцать, в которой работали его братья. Возможно, она располагалась в Кировском районе, военкоматом которого был призван на фронт Александр. Возможно, в другом, где прописан был третий брат... Но точно это пока мне установить не удалось.

Только известно из архива Томского государственного педагогического университета, что Евгений Васильевич Осокин по срочному набору из десятого класса средней Кожевниковской школы был призван в воинскую часть 06042 и с двадцать шестого декабря 1943 года служил в Вооружённых силах СССР в Забайкальском военном округе.

...Вспоминая свои отроческие годы земляк Осокина Николай Мартин писал:
"Прочно память сохранила
Небогатое житье:
Как досуг свой проводила,
Как пахало и косило
Детство милое моё..."

Подобное без всякого сомнения было и в судьбе Евгения Васильевича. Но всё же и его детство состоялось! Непростое, трудное, сельское, босое, зато своё, незаемное, особенное... Правда, солнечный зайчик высветился не там, где Женя оставил свой послед, то есть в бурятском представлении Тоонто, не в Молчанове, не в Кожевникове, а в Иринском Боре (топоним, вероятно, происходит от тюркского слова "ир" - "растение с синими цветами, употребляемое от кашля"), в поселении, которое было основано в благодатном сибирском местечке в шести-семи километрах от Кожевникова (ученики, по прямой, сокращали это расстояние до пяти километров) на берегу озера Ира выходцами с Северной Двины и Печоры, то есть коренными земляками Владимира-брата, которые самого Женю приняли как родного.

Сам Осокин писал о любимом своём местечке с детства так: "В Иринском бору всё рядом: с одной стороны - лес, с другой -Ира с цепочкой согр и ягодников в заречье, с третьей - луга и озёра, с четвёртой - болото, за которым синеет тайга, и откуда бы не разветрилось - пахнет лесом..."

Вот почему предпоследняя книга Евгения Осокина, которая полна жизненной правды, лиризма, философской глубины, называется "Иринский бор". А в ней аккордом звучит стихотворение в прозе "Речка детства" Осокина:

"Наверное, у каждого человека есть речка, которую не заменить ни широкой красавице Волге, ни экзотической Лимпопо. Это речка детства, где всё увидено впервые: и небо в её зеркальной глади, и потечные рыбки в родной стихии, и лилии с капельками росы на белых, с отблесками зари, лепестках. Мир красочный - многоцветный и таинственный. А и всего-то - цепочка озерушек то с кувшинками, то с камышовыми протоками. На высоком материчном берегу её перед грозами сурово шумел сосновый бор, щедро посыпал землю жёлтыми иголками. Торную лесную дорогу пересекали выступы узловатых корневищ, которые не брало даже время. На другом, пойменном, берегу волнами перекатывалось цветное разнотравье. Пахло мёдом, иван-чаем, черёмухой. От широкой опушки в хороводе берёз разбегались по солнечным взгоркам дома... А дальше, за лугом, за курганами с раскидистыми соснами, Ира сбегала к Тагану, и Таган раздвигался вширь, щедро неся свои воды Оби.

Всё междуречье - одна миллионная частица России. Точка на карте. И ничем не знаменита она, эта сибирская глубинка. Но и Великий океан - из капель!.."

Вот такой капелькой для Евгения Васильевича в океане непростой жизни и стало родное поселение-родничок. Поэтому совсем не случайно свои первые воспоминания Всю жизнь и ещё два года..." он начал словами: "Я родился в глухой деревушке Крутой!.."

..."С чего начинается Родина?.. Это вечный вопрос, на который каждый человек отвечает сам, заново по-своему, ибо родная земля неповторима и незаменима. Может высохнуть речка детства, сгинуть выращенное тобой дерево, исчезнуть и след родного жилья, но и тогда полноводная река языка родного сохранит и цвет и запах, и смысл всего, с чего начинается для тебя на земле - Родина. Та, единственная, которую не выбирают, она сама выбирает каждого из нас, её детей и граждан!.."

Как актуально звучат эти слова Евгения Васильевича Осокина сегодня!


БИБЛИОГРАФИЯ:

Осокин Е.В. "Всю жизнь и ещё два года... - В кн.: "Писатели о себе". Новосибирск, Западно-Сибирское книжное издательство, 1966 г., с. 100-102.

"Поэты Бурятии". "Библиотека Сибирской поэзии". Новосибирск, Западно-Сибирское книжное издательство, 1973 г., с.47.

Осокин Е.В. "Всю жизнь и еще два года..." Новосибирск, Западно-Сибирское книжное издательство, 1973 г., с. 159-161.

Воробьёва Ида Александровна "Язык Земли". О местных географических названиях Западной Сибири. Новосибирск, Западно-сибирское книжное издательство, 1973 г., с. 82, 105-106, 118.

Осокин Евгений Васильевич "Иринский бор". Томск, Томское книжное издательство, 1986 г., с. 210-253.

КНИГА ПАМЯТИ. Том 8. Новосибирск, Новосибирское книжное издательство, 1995 г., с. 576.

Яновский Н.Н. "Материалы к словарю "Русские писатели Сибири ХХ века". Биобиблиографические сведения. Новосибирск. Новосибирская областная писательская организация Союза писателей России Издательский Дом "Горница", 1997 г., с. 127.

Ситчин Захария "Космический код: Генная инженерия богов." - М., Изд-во Эксмо, 2005 г., с. 54.

Лебедев Владимир Аркадьевич "Половодье". Сборник авторских песен. Новосибирск, издательство "Классик-А", 2009 г., с. 21.

Косовец Владимир Иванович "Заселение и освоение окрестностей Юрги и прилегающих территорий Среднего Притомья и Приобья". Юрга, 2010 г., с. 104.

Горшенин Алексей Валериевич "Литература и писатели Сибири". Энциклопедическое издание. Новосибирск: РИЦ НПО СП России, 2010 г., с. 333.

"БОЛОТНИНСКАЯ БЫЛЬ". Болотнинский район Новосибирской области: история и современность. - Исторический очерк. - Новосибирск: Издательский Дом "Историческое наследие Сибири", 2014 г., с. 283.

Материалы из Архива Томского Государственного Педагогического Университета: Фонд. пятьсот шестьдесят шесть. Опись один. Дело. Три тысячи девятьсот двадцать пять.

Материалы из Архива Томского Государственного Педагогического Университета: Фонд пятьсот шестьдесят шесть. Опись два.три. Дело. Одна тысяча шестьдесят.

Книжный фонд Новосибирской областной библиотеки.

Архив отдела архивной службы администрации Болотнинского района.

Архив Болотнинской Центральной районной библиотеки и её книжный фонд.

Архив сельской библиотеки села Кунчурук.

С моего согласия данная работа ведущим методистом Болотнинской Центральной библиотеки Шеметовой Майей Виталиевной была в 2019 году отправлена на Дедовский конкурс.