Прадо. Мадрид. часть 14

Койфман Валерий
 «ПРАДО.МАДРИД» ЧАСТЬ 14
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС (1577-1640).
Другие работы гениального мастера...

 «НИМФЫ И САТИРЫ» (1637-40). Картина была приобретена испанским королем Филиппом IV после смерти Рубенса на публичной распродаже художественного наследия мастера. В картине сюжет, как таковой отсутствует. Это просто пасторальная сцена из жизни мифологических существ. В греческой мифологии нимфы – прекрасные юные девы – олицетворяли природу. Они жили в морях, реках, лесах, полях, горах. Частенько этим красавицам досаждали уродливые и распутные сатиры (в римской мифологии – фавны). Сатиры составляли свиту бога вина и виноделия, Диониса. Считалось, что любимое занятие сатиров – пьянство и охота за нимфами. Тема была очень популярна у художников барокко. Некоторые исследователи считают, что юная нимфа (около кувшина с источником) – вторая жена Елена.

 «КРЕСТЬЯНСКИЙ ТАНЕЦ» (1636-40). Это так называемый поздний «стэновский» период творчества, по названию старинного замка Стэн. Главное, что поражает в картине – это круговое движение. Все втянуты в его бешеный ритм. Движение невозможно прекратить, остановишься – и красочный смерч сметет тебя. Филипп IV украсил этой картиной свой обеденный салон.

 «САД ЛЮБВИ» (1635) написан в период второго брака Рубенса. В аллегорической форме художник рассказывает о своем семейном счастье. Главной героиней картины является Елена. Она изображена третьей справа, на ней платье насыщенного темно-голубого цвета, оттеняющее ее светлые с рыжинкой волосы и молочный цвет кожи. Рядом с Еленой ее старшая сестра Сусанна. Она была  верной подругой и советчиком Елены.

 «ТРИ ГРАЦИИ» (1636-38). Это почти хрестоматийное произведение Рубенса. Оно воспроизводится в каждом издании, посвященном творчеству Рубенса. Грации были олицетворением высшего изящества и красоты. Основной символ граций – цветущие розы, их Рубенс и вводит в свою композицию. Имена граций Аглая, Ефросина, Талия. Это единственная работа Рубенса, где он сводит на холсте первую, уже усопшую жену Изабеллу Брандт и свою последнюю любовь, Елену Фоурмен. Они здесь не соперницы, а, благодаря любви и таланту Рубенса, бессмертные богини.