Снова на работе

Иракли Ходжашвили
Снова  на  работе

«Представьте,  друг,  как  Вас  Работа
обнимет  радостно  у  входа,
и  тут  же — прямо  у  ворот —
халат  и  стетоскоп  вернет!»
(Да,  «не  Пушкин…»
но  напоминает  же?!)

       Если   хочешь  кого-то  здесь  поймать, то  надо  стоять  на  площадке  первого  этажа  у  лифта  клинического  корпуса.
Как  говорится,  тут  пересекаются  основные  людские  потоки.  Я имею  в  виду  тех  людей,  которые  представляют  для  вас  интерес.
      Правда,  умудренные  опытом  люди  знают,  что  избежать  нежелательных  встреч  можно,  перемещаясь  из  корпуса   в  корпус  (а  далее —  вторыми,  «дальними»  лифтами,  или  пешочком — на  этажи  или  наружу)  по  сквозному  подвальному  коридору,  соединяющему  «Г»-образно  состыкованные  корпуса.  Но  этим  путем  без  особой  необходимости  пользуются   всё  же  реже,  так  как  шагать  мимо  морга,  складов,  кухни  и  кладовок  не  очень-то  весело.
       На  эту  же  площадку  открывается  и  двойная  стеклянная  дверь  моего  рентгеновского  отделения,  так  что, выходя  из  него, я могу  сразу  сесть  в  лифт  и  выйти  на  третьем  этаже,  где  расположены  наши  отделения  гастроэнтерологии  и  гепатологии. Две  мои  двухместные  палаты  (мужская  и  женская,  со  своими  туалетами)  расположены  в  одном  «блоке»  и  выходят  в  большое,  светлое  фойе.
      Когда-то   у  главврача  существовал  официальный  список  «очередников»,  не  говоря  уже  о  другом — для  «особых»  больных,  кроме  того  больные  поступали  по линии  «скорой  помощи», чем, иногда,  пользовались, чтобы  в  «дежурный  день»   уложить  в  клинику  кого-то  вне  очереди, — в    общем, места  не  пустовали.
      Больные  тогда  ложились  в  больницу  минимум  на 2  недели, а  большинство — и дольше. В  основном,  время  растягивалось  из-за  обследования,  особенно,  у  «желудочно-кишечных»  и  «печеночно-желчепузырных»  больных:  было принято в один день  проводить  одно  обследование,  в  другой — другое; к  тому  же,  некоторые обследования  или  анализы,  делались  только  в  определенные  дни,  по  предварительной  записи  (исключая  особые  случаи).
      Кроме  того, как  всегда  бывает,  некстати  вмешивались  «побочные  факторы» — то  больной  забыл  и  поел  или  выпил  с  утра  что-то,  то плохо  себя  чувствует, — в  общем,  причин  затягивания  было  много.
      Меня  же  всегда  привлекал  больше  процесс  обследования  больного  и  постановки  диагноза,  назначение,  подбор  и  первый  период  наблюдения  за  эффективностью  лечения,  чем  последующий  период  многонедельного  (и  для  меня,  каюсь,  нудного)  выслушивания  одних  и  тех  же  жалоб  хронических  больных (которые,  даже  если  им  и  стало  лучше,  не  спешат  это  признавать),  и  заполнения  истории  болезни  стандартными  «дневниками».
      Поэтому  я  разработал  свою  систему  последовательности  обследования  больных  нашего  профиля, при  которой  максимум  за  три  дня  больной  обследовался  полностью — со  всеми общими анализами, биохимией  крови, зондированиями  желудка  и желчного пузыря, УЗИ, эндоскопией, рентгеном  желудка  и  толстого  кишечника  (через 24 часа  после  приема  бария). В  конкретных  случаях  вносились  коррективы  для  проведения  радиоизотопного  исследования  печени,  холецисто-  или  урографии,  или  консультаций  узких  специалистов.
       Такой  оперативности  немало  способствовало  не  только  то,  что  я   как  рентгенолог  мог  сам  обследовать  больных,  но  и  дружеские  отношения  со  всеми  сотрудниками,  в  т.ч.  и  хирургическй  клиники, где   сперва  работал, а потом  периодически  подменял их  рентгенолога.
       Ведь  все  они  знали, что  если  им  нужна  будет  моя  помощь,  то отказа  не  будет,  и  часто  приводили  ко  мне  (на  обследование, консультацию, мануальную  терапию, а  то  и  дробление  током  камней  желчного  пузыря  или  почек)  своих  родственников  и  знакомых. 
       Так  что  не было  дня,  чтобы  я  не  просвечивал  в  2-3  раза  больше  больных,  чем  это  было  положено  по  тогдашним  строгим  меркам   контроля  рентгеновского  облучения.
      Итак,  когда  я  работал  здесь  раньше,  то  меня,  после  того,  как  заканчивал  утренний  обход  и  просвечивание  больных,  надо  было  ловить,  и  лучшим  местом  для  «перехвата»  была  эта  площадка  перед   лифтом  и  дверью  в  рентгенотделение.
       Кто-то  сказал,  что  начинается  конференция.  Я  не  знаю  кто  сейчас  ведет  ее,  но  дисциплина — вторая  натура.
       Раз  я  здесь,  значит,  была  договоренность,  что  я  приступаю  к  работе, правда,  пока  не  знаю  в  каком отделе.  Всё  же   лучше  пойти.
       Но  у  меня  и  халата  нет!  Вот  здесь  всегда  висели  мои  халаты — а  сейчас  нет!  Как-то  я  об  этом  и  не  подумал  заранее…
      Подходит  медсестра  и  протягивает  мне  халат.  Беру — и  глазам  не  верю — мой  халат!  Да  еще  тот,  с  «погончиками»,  неизвестно  куда  подевавшийся  еще  задолго  до  того,  когда  я  ушел  из  клиники…
      Я  посмотрел  на  медсестру,  но  она  уже  шла  куда-то  по  своим  делам. В  ее  походке  было  что-то  знакомое,  но  я  не  вспомнил  что…
      Подошла  санитарка,  уронила  что-то  к  моим  ногам. 
Сменная  обувь. Это  что-то  новое!   
     Вижу,  что  одна  тапка  как  тапка,  только  розовая  с  бантиком,  а  вторая,  хоть  и  розовая   тоже,  но  как  бахилы,  на  резинке. 
Санитарка  ушла — никого  вокруг  не  видно. Да  ну  их, тапки!
      В  зале  полно  народа — лица  незнакомые,  но  общаются  со  мной,  как  со  старым  знакомым,  который  только  что  ненадолго  вышел  и  вернулся…
Кто-то  докладывает  историю  болезни  больного,  начинается  обсуждение… Кто-то  интересуется  моим   мнением,  я  что-то  говорю,  профессор  что-то  хочет  уточнить,  я  даю  ссылку…
      В  общем,  все  идет  в  рабочем  порядке…
      Кто-то, назвавшись, опять  переспросил   меня  по  поводу  чего-то,  я  повторил  свое  мнение  и  даже  взял  на  себя  какое-то  обязательство… но  он  продолжает  что-то  еще  уточнять,  обращаясь  на  «ты»…
      Я  чувствую,  что  это  не  просто  попытка  что-то  выяснить,  и  могу   вежливо  осадить  его,  но  никак  не  вспомню  его  имя…
      Это  моя  извечная  «болезнь» — плохая  память  на  имена.
      Он  мне  неприятен.  Я  знаю,  что  могу  не  обращать  на  него  внимания.     Я  знаю,  что  могу  даже  просто  уйти — и  ничего  этим  не  испортится,  но  я  хочу  вспомнить  и  назвать  его  по  имени-отчеству...
      Пытаюсь  вспомнить… Очень  пытаюсь…
      Поворачиваюсь  на  спину — и  чувствую,  что  просыпаюсь…
      Просыпаюсь.
    01,28 июня 2019 г