Заложник большой политики

Сергей Геннадьевич Новиков
Начало второго десятилетия в истории Новороссийска ознаменовалось событием героическим и достославным. В марте 1855 года защитники местной крепости храбро и мужественно отразили натиск с моря значительно превосходящей по огневой мощи неприятельской эскадры.

К сожалению, эта яркая «победа духа» не могла повлиять ни на исход военной кампании, ни на уже предрешенную участь приморского города…

Крымская война была проиграна Россией. Более того, под вопросом оказался её статус великой державы. На глазах рушился европейский миропорядок, в правительственных сферах Англии и ее союзников вынашивались планы создания новых антироссийских коалиций. Мириться с подобным положением дел император Александр II не желал, да и не мог. На вызовы эпохи он ответил программой глубоких преобразований во всех сферах государственной жизни.

19 февраля (3 марта) 1861 года самодержец подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Запоздалая крестьянская реформа открывала дорогу к индустриализации страны и росту промышленного производства. Следом была реформирована финансовая система государства, расширены  права местного самоуправления. Был принят Судебный устав, в котором декларировался принцип равенства всех социальных групп перед законом. Радикальные преобразования затронули систему народного просвещения. Наконец, началась поэтапная модернизация военной машины государства.

Однако серьезным препятствием на пути осуществления самых масштабных со времен Петра Великого реформ оставалась многолетняя Кавказская война. Она вынуждала держать на дальних рубежах страны огромную армию, содержание которой в буквальном смысле опустошало казну. Неслучайно император считал своим долгом завершить войну с горцами как можно скорее.

Коренной перелом в Кавказской войне ознаменовался пленением в сентябре 1859 года имама Шамиля. Сопротивление горцев в Чечне и Дагестане было окончательно сломлено. Русская армия  могла теперь сосредоточиться на покорении Северо-Западного Кавказа. Одобренный Александром II план действий был жестким и бескомпромиссным. Местных черкесов предполагалось вытеснить из горных районов, а «при несогласии их выселиться на Прикубанскую плоскость или в степные пространства Ставропольской губернии, изгнать их в Турцию, а весь этот обширный край заселить русским народом».

Осенью 1861 года российский самодержец посетил Кубанскую область, чтобы лично убедиться в успешности реализации его же собственных предначертаний.

Во время инспекционной поездки Александр II побывал проездом и на берегах Цемесской бухты. Там, где еще недавно располагались кварталы портового города Новороссийска.
 
После упразднения Черноморской береговой линии ее военно-административный центр утратил свое стратегическое значение, город в дальнейшем не восстанавливался, хотя и сохранял свой прежний статус на бумаге. В 1860 году в Петербурге все же обратили внимание на фактическую сторону дела, и  портовый город Новороссийск был официально упразднен. К этому времени на развалинах существовавшей ранее крепости построили небольшое Константиновское укрепление. На месте же бывшего адмиралтейства основали Константиновскую морскую станцию. Вокруг этих военных объектов и разворачивалась в последующие годы событийная канва местной истории.