Если вдуматься-32

Сергей Романов 4
Если вдуматься…
…В историю создания, развития и использования военно-морского флота России, то не может не возникнуть такого вопроса – ПОЧЕМУ?
Почему от первых азовских походов Петра до синопского боя Нахимова в 1854 году, то есть на протяжении полутора веков, русский флот буквально блистал во всех своих военных кампаниях, а равно и мирных деяниях?
Русские моряки, порожденные нашей, в общем-то сухопутной страной, покрыли и себя и свою родину неувядаемой славой и в делах бранных, и в подвигах географических открытий (одна Антарктида чего стоит!) и научных исследованиях мирового океана.
Во всех баталиях мы били всех. История не дала возможности по большому счету столкнуться с главными мореходами планеты – бриттами и галлами, Так  что  большей частью доставалось туркам. Но начинали-то со шведов! И все государственные задачи и цели флот исполнял с честью, а порой и блеском.

Причем, с точки зрения исторической это произошло буквально ВЗРЫВООБРАЗНО! . Ну что такое полтора века? Европейские моряки всех наций к 1696 году – моменту официального законодательного  рождения российского флота, – плавали, торговали, воевали, открывали и пиратствовали уже более трехсот-четырехсот лет.

Вышеизложенный вопрос  можно сформулировать и несколько иначе. Почему всю эпоху дерева, паруса, ветра  и гладкоствольных пушек мы били всех, с кем воевали, на всех морях, но как только наступил век брони, пара, винтов и нарезных орудий всего этого как будто и не бывало?

Взглянем, крайне коротко и ретроспективно, на жизнь флота после Крымской войны.
Сначала Россию унизили, запретив ей вообще иметь ВМФ на Черном море. Пришлось одеваться  в броню на Балтике. Постепенно все наладилось и к войне с Японией в 1904 году страна имела флоты не только на европейских театрах, но и на крайнем востоке империи – на Тихом океане. Как нас побили японцы в Порт-Артуре и в Цусимском проливе – больно писать до сей поры. Россия проиграла вчистую, причем буквально «подарив» при этом свой броненосный и неслабый флот  стране восходящего солнца. (Одна история с «Варягом» чего стоит!). Японцы подняли, отремонтировали и включили в состав своего флота все, что посчитали нужным. А посчитали нужным они многое!  И именно в этой злосчастной войне отмечен факт добровольной не единичной сдачи  кораблей противнику (из эскадры адмирала Небогатова). Дело просто фантастическое и небывалое!

В первой мировой Черноморский флот не смог сделать ничего с двумя немецко-турецкими крейсерами («Гебен» и «Бреслау»), а в конце ее частично был самозатоплен, а частично, угнанный  в бесславную эмиграцию, сгинул «во ржавии» на чужбине.
На Балтике, несмотря на общий  высокий градус героизма, искони  присущий русским морякам, и доказанный в отдельных боях и стычках, общие военные достижения флота иначе как посредственными назвать нельзя.
На Северном и Тихоокеанском театрах мало-мальских серьёзных боевых действий не велось.

Во вторую мировую немцы не ввели в Черное море ни одного боевого корабля и почти весь наш флот был перетоплен исключительно вражеской авиацией! Конечно же,  без флота ход войны был бы совершенно иным, и неизвестно как бы все сложилось на южном стратегическом фланге военных действий. По-видимому, можно обоснованно считать, что оборонительные задачи Черноморский флот выполнил достойно, особенно при защите Одессы, Новороссийска, Севастополя и Крыма в целом. Однако, также обоснованно можно считать, что в большей степени это  произошло за счет использования личного состава на суше, в качестве морской пехоты. Ну и, конечно, за счет исключительной стойкости и массового героизма русских моряков.

На Балтике после печально знаменитого «Таллинского перехода», флот был заблокирован в «маркизовой луже» и всю войну играл роль крупнокалиберной, дальнобойной, слегка плавучей артбатареи. Без которой, по-видимому, Ленинград все-таки был бы сдан.

Основные чисто флотские задачи войны выполнял Северный флот. Без его операций по защите и проводке союзнических конвоев, вторая мировая, безусловно и продлилась бы дольше, и «кровавая жатва» была бы обильнее и страшнее.

В самом конце мирового катаклизма, добивая Японию и освобождая Сахалин и Курильские острова, блеснул десантными наступательными операциями Тихоокеанский флот.

Вот, собственно, и всё, что можно (крайне кратко!) сказать о боевых делах российского флота эпохи стали, мазута и бездымного пороха.

А основной вопрос остается: ПОЧЕМУ?
Почему при парусе  победы и заслуженная слава, а при паре крайне умеренное существование, да еще и с унизительными поражениями? 
При том, что исключительные боевые качества русского моряка неизменны?