Поэма, запечатлённая в камне

Алла Черри
Церковь Покрова на Нерли – шедевр архитектуры, признанный во всем мире. С 1992 года в составе «Белокаменных памятников Владимира и Суздаля» храм вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

**********************************************************

Как-то в детстве меня поразила фотография изящного храма Покрова на Нерли, что под Владимиром. Такая трогательная и одинокая среди раскинувшихся заливных лугов, беленькая, с тонкой шеей церковь… Особенно красивая во время разлива рек – когда она похожа на плавающую по зеркальной водной глади белую лебедь.

Как умела, рисовала её акварелью и не знала тогда, что это один из самых известных памятников древнерусского зодчества.

И, конечно же, мечтала увидеть его наяву.

Но вот мечта становится всё ближе. Я в жарком летнем Владимире. На рейсовом автобусе доезжаю до посёлка Боголюбово, перехожу оживлённое шоссе, поднимаюсь на высоченный мост через железнодорожные пути. С моста открывается великолепная панорама Свято-Боголюбского монастыря. Синие купола на фоне безупречного синего неба. Заросший пруд, белоснежные стены, окружённые густой, ещё не вылинявшей зеленью. Дух захватывает от этой красоты!

Спускаюсь с моста и сразу же вижу вдали такой знакомый силуэт… Беленькая, с тонкой шеей церковь, затерявшаяся в бесконечных лугах, убегающих до самого горизонта.

К церкви ведёт удобная мощёная дорожка, по которой, как и много веков назад, идут паломники – целых полтора километра! Здесь запрещён любой транспорт,  и добраться до чуда можно исключительно пешком. В этом есть свой особенный смысл. Наверно, именно такой и должна быть дорога к Храму...

В начале пути установлены памятные щиты. Один из них гласит: «Церковь Покрова на Нерли. Построена в 1165 году князем Андреем Боголюбским в память о сыне Изяславе, павшем в бою с волжскими булгарами. Памятник белокаменного зодчества 12 века».

И другой: «Боголюбовский луг. Занимает площадь 153 Га. Расположен в пойме рек Клязьмы и Нерли. Уникален своим разнообразием – более 200 видов травянистых растений произрастают здесь…».
 
Ах, какой будоражащий запах источают эти самые травы, которых не счесть! А какой же сегодня невероятный палящий зной! Но, похоже, жаркий сухой день никого не смущает. Люди - в шляпках, платочках и просто под зонтиками спешат увидеть шедевр древнерусской архитектуры, помнящий ещё татаро-монгольское иго…
 
А я иду как всегда с непокрытой головой, с фотоаппаратом на шее, и вижу свою мечту, уже так близко… Вот она, церковь - белая лебедь, отразившаяся в воде. Одинокая свеча, устремлённая в синее-синее небо.  Как проста и как гармонична!

По легенде, князь Андрей выбрал место для храма в заливных лугах, на перекрестке двух рек – Нерли и Клязьмы. Перед строительством пришлось насыпать холм из камней, скрепленных глиной, как защиту от весенних паводков.
 
Мастера, имён которых история не сохранила, были искусные: стены начали возводить на глубине пяти метров и отделали храм каменными плитами. Потому подвалы никогда не затапливает, что позволило церкви простоять более восьми веков. Хорошо бы приехать сюда в половодье!

…Делаю классические кадры, подхожу к храму, осторожно касаюсь рукой древней стены, вхожу. Внутри - скромное убранство, тем не менее, очень впечатляющее. Ощущение воздушности и простора, хотя помещение совсем невелико. Высокие светлые своды словно возносят храм в небо. От старинных фресок и росписей ничего не осталось (они были сколоты при варварской «реставрации» в 1877 году).

Здесь прохлада, тишина и умиротворение. Фотографировать, конечно, нельзя… И почему у них такие правила? Снимала в Лувре Джоконду, Нику и Венеру Милосскую, снимала интерьеры Ватикана, собора Нотр Дам и собора Святого Вита, а в наших храмах - запрещено...

Ставлю свечу, покупаю иконку и выхожу в яркий солнечный июньский полдень.

Долго не могу уйти. Сижу на  деревянной лавочке под буйно цветущей ароматной липой и разглядываю эту чудесную рукотворную красоту.

Храм украшен удивительной белокаменной резьбой, характерной для владимиро-суздальского зодчества. Вот образ царя Давида в окружении фантастических животных и птиц, вот изящные орнаменты и ряд рельефов девичьих ликов, - всё такое загадочное, удивительное, непознанное. 
 
Ещё раз обхожу храм со всех сторон, кланяюсь ему и прощаюсь.

Уже разошлись шумные экскурсанты и тихие паломники, кто-то отправился искать местный пляж на Нерли. 
 
А я возвращаюсь в Боголюбово, к монастырю, синие купола которого так красиво выныривают из высокой душистой травы.
 
Оглядываюсь, любуюсь напоследок удивительным храмом. И понимаю, что среди восьми величественных памятников древнего зодчества владимиро-суздальской школы этот, пожалуй, самый поэтичный…

28 июня 2019 г.

___________________

Фото из Интернета: церковь Покрова на Нерли в половодье (разлив Клязьмы и Нерли)