Ассоциативное...

Татьяна Латышева
"Может, под Новый год, может, под Старый год
девки собирались на гадания.
блюдца пускали в ход,карты пускали в ход.
Был у них и король, и дороги дальние..." Автор песни - журналист, редактор "Молодайки" очень лохматых времен, Юрий Авдеев. Уверена, помнят единицы .Я тоже не застала. Приезжал в мои школьные времена, когда при "М.Г" буйствовала наша ШКК. Он еще в строю (был недавно, по крайней мере). В каком-то далеком городе(сразу и не вспомнить).
Не газетчик. Перо на "орало" (кинокамеру) сменил. Созванивалась, когда готовила книгу о Деде.
***
 Говорят, что-то с мирозданием, "планет небесной механикой" случилось, быстрее крутится Земля, мгновенней Время... Будто вчера старая редакция на Ленина, 77. Кожаные кресла и диваны, чай со свежайшими пирожными из "Лакомки" напротив, и некрасивый, с "разными взглядами на мир", но очень харизматичный человек с гитарой поет: "Может, под Новый год, может, под Старый год девки собирались на гадания..." И глупые юные девки гадали - со свечами, зеркалами и картами, клали под подушки записки с именами"суженых". Кому, чему, зачем?... Когда все уже было расписано Там, Наверху. Шел снег и человек с гитарой пел...

*** После новогодней попсовой вакханалии(не смотрю - достаточно минуты, переключая каналы) и безумных маргинальных ток-шоу(кто из 11 возможных - отец-мать) хочется "легкого, светлого, нежного"."При дороге ивы, ивушки стояли.
То сплетали косы, то их расплетали.
Кланялися ветрам вслед лозою тонкой.
Предлагали отдых путнику с котомкой.
С двух сторон дорогу обступили ивы..."

 Еще в школьные времена, от этой сцены в "Дворянском гнезде" (две соперницы поют романс на слова матери режиссера Андрона Кончаловского, и Никиты М., соответственно, Натальи Кончаловской ) - мороз по коже. Такая скрытая эротика и нерв! А главное, при самом горячем воображении трудно представить, что героини Тышкевич и Купченко сейчас начнут таскать друг друга за волосы и обзываться арготизмами. "Отдай моего мужика...пип! Я тебя...пип!.. моложе...пип!...,- А я краше и главнее...пип,пип,пип!..!"
 ..."При дороге ивы, ивушки стояли.."

***
"Вот и январь накатил-налетел,
бешеный как электричка....
...Мы в пух и прах наряжали тебя,
мы тебе верно служили.
Громко в картонные трубы трубя,
словно на подвиг спешили.
Даже поверилось где-то на миг
(знать, в простодушьи сердечном):
женщины той очарованный лик
слит с твоим празднеством вечным."
               
 Всю жизнь убирали и выносили елку под эту песню. Причем в разном исполнении: самого Окуджавы, Сергея Никитина, Елены Камбуровой...Выносили обязательно в лес, подальше от людей, чтоб еще постояла.

 А дата прощания с новогодней елкой приходилась на
самый конец зимы или начало марта - 1-е или 7-е. Как в том анекдоте про 1 мая и зануду-жену: "Вынеси елку, да вынеси елку!.." Только у нас наоборот. Само собой, что, как в стихотворении Вознесенского (Абдулов этот куплет не поет в песне про Старый Новый год): "дома как в парикмахерской
много сухой иглы
простыни перетряхиваются
не подмести полы.." Хотя я знаю секреты сохранности новогодних елок. Осыпались, но не сильно.
 
"...В миг расставания, в час платежа,
в день увяданья недели
чем это стала ты нехороша?
Что они все, одурели?!
И утонченные как соловьи,
гордые, как гренадеры,
что же надежные руки свои
прячут твои кавалеры?.."

Муж отправляет ее с балкона в сугроб или выносит осторожно на лестницу, а я в который раз ставлю ей эту песню: "Но начинают колеса стучать:
как тяжело расставаться!
Но начинается вновь суета.
Время по-своему судит.
И в суете тебя сняли с креста",  перепевая певца или певицу  в последней строке с отрицанием:
и воскресение... будет!"

...Сегодня тоже послушала...

***
..."По Смоленской дороге - леса, леса, леса.
По Смоленской дороге - столбы, столбы, столбы.
Над Смоленской дорогою, как твои глаза, -
две вечерних звезды - голубых моих судьбы..."

...Февраль. Клубная практика в ДК маленького уютного городка Обояни("Обаянье, Обаянье, Обоянь!"- стихи в редакцию какого-то самодеятельного автора). На сцене репетирует местный ВИА: "По Смоленской дороге - леса, леса, леса.
По Смоленской дороге - столбы гудят, гудят..." Кольнуло вдруг то самое "чувство времени", и метельный вечер почему-то навсегда впечатался в память... Много исполнений слышала. И сам Окуджава, и БГ., и Жанна Бичевская, но... Февраль на краю прошлого тысячелетия, районный ДК, и мужские голоса:
"По Смоленской дороге - метель в лицо, в лицо,
все нас из дому гонят дела, дела, дела.
Может, будь понадежнее рук твоих кольцо -   понадежней дорога мне была..."

...«Глаза, словно неба осеннего свод, и нет в этом небе огня…» - Валентина Николаевна Назаренко зашла в класс, и с порога: «Девки, кто знает эту песню?..Нелли, за инструмент!» Напела, и потом хором, по строчке, мы восстановили первый куплет: «… и давит меня это небо и гнет -
вот так она любит меня».

 Валентина Николаевна – дама роскошная, величественная блондинка в лучшем (одном из - для женщин) десятилетии – пятом). Подруга такой же роскошной  Инны Борисовны Драчевой, специалиста по зарубежной литературе. Подруги были независимы, свободны от брачных уз и самодостаточны. Помню,как на первом занятии после каникул В.Н. рассказывала нам про их совместный отпуск. Успехом на знойном юге дамы (кто б сомневался!) пользовались.
 Забавных эпизодов – много, и артистичная В.Н. изображала (именно так) их мастерски -  театр одного актера! К примеру, о пляжной гадалке, которая предсказывала суженого всем дамам одним и тем же текстом(менялись только нюансы)… Так , Драчевой и Назаренко (по отдельности): « Красивый, интеллигентный, богатый, выпивоха, но не алкоголик. А кто не пьет?» Первая часть рознилась, однако - «Выпивоха, но не алкоголик" (для правдоподобия, один маленький недостаток)- присутствовал неизменно.
 
  Клубоведение обычно начинались одинаково (под ее настроение)…
В.Н.: « Так, девицы, у кого - что?..» Девицы открывали портфели и доставали пачки сигарет (кроме меня,не курили двое). В.Н выбирала сигарету, и все следовали ее примеру.

Дальше шла непринужденная беседа (о девичьих романах, о наших идеалах спутников жизни, о том, стоит ли устраивать шумные свадебные застолья или лучше родителям потратиться на свадебное путешествие - у В.Н. тоже была дочь-невеста, и пр. и пр.).
 Пятиминутка заканчивалась, окно открывалось, и В.Н - уже другим, учительским, тоном: "Так, открыли тетрадки, тема такая..." Еще она вела у нас "Массовые игры и празднества". Пару семестров и я (совмещая с институтом и вскармливанием младенца) трудилась в "кульке " Валентиной Николаевной". И в институте вела "подготовку к пионерским лагерям" на кафедре педагогики, и немало лет - на курсах повышения квалификации культработников. В.Н. была бы мной довольна. Поскольку азарт зашкаливал! И студенты, и взрослые тетеньки из разных клубов и ДК превращались в малых детей. Помню, как во время командных игр на худграфе ссорились капитаны команд, оказавшиеся мужем и женой("Сам будешь ребенка из сада забирать теперь неделю!»), а на инязе на «лекции» стоял такой визг, что тогдашний ректор  Кабанов заглянув в аудиторию, возмутился: "Что у вас тут происходит? Нет преподавателя – так идите домой." 
 О том, что бывают такие занятия и такие преподы, он до той поры, видимо, не задумывался.. Тем более, среди студентов были те, кто "педагога" несолидного предмета были постарше. Так что, В.Н.Н. внесла лепту в некоторые страницы моей судьбы. Об играх детских компаний – сына и племянниц и проч. мероприятиях молчу. Светлая память, Валентина Николаевна!
 
***Нiч яка мiсячна, зоряна, ясная.
Видно, хоч голки збирай.
Вийди, коханая, працею зморена, хоч на хвилиночку в гай."

  Хочется классики. Подлинного. Вечного. Непреходящих ценностей. А не это вот все! И... передач "Рабочего полдня" с такими вот песнями. И чтоб не бесконечные телешоу про..., а письма и приезды тетки и кузины из Киева с традиционным дефицитным "джентльменским набором", летний и зимний древний красивый город на каникулах и... - единственное, чем отличались(да и то не сильно задумывалось: какая станция наша, какая "их") - по пути кланяющегося каждому столбу поезда "Киев-Воронеж": веселые, ухоженные палисаднички и дома - значит, уже началась Харьковщина... Наши деревни выглядели намного угрюмей... И песни ... Такие нежные - женские. Такие - мужественные и ласковые - мужские... "Я ж тебе, вiрная, аж до хатиноньки сам на руках однесу..." На руках носили много(чего не поносить 48 кг "живого веса" ("ее вес льстил мужчинам"... У классиков-соавторов - "рост"), не почувствовать себя богатырем! Толку что!.. Не донесли!

..."Тихо, как в раю,
Звезды над местечком высоки и ярки,
Я себе пою, я себе крою.
Опустилась ночь,
Отдохните дети - день был очень жаркий-
За стежком стежок - грошик стал тяжел.
Ой вэй!"- Поет Розенбаум в ермолке и лапсердаке и танцуют аристы театра Владимира Назарова...  Так хочется в тот штетл и чтобы кто-то каждый вечер говорил:"Девочка моя,
Завтра утром ты
Опять ко мне вернёшься,
Милая моя, фэйгелэ моя,
Грустноглазая..."

...У меня никогда не было еврейского папы. А мой русский папа, Василий Владимирович, в 13 лет оставшийся без родителей,  и  в  16  ушедший на фронт, не знал по определению таких слов - ни на русском, ни, тем более, на идиш. А мне их всегда (как выясняется) и, особенно сейчас, так не хватало и не хватает!