Шипы и розы

Инна Борченко
Жанна Арутюновна /из тех королев (зачеркнуто)/ из тех педагогов, кто отдает всю себя детям. Она уже много лет преподает вокал, ведет бесплатные кружки в доме культуры. Дети ее просто обожают!

В один прекрасный день она сказала:

- Даша, ты идешь на конкурс. Будешь петь сольно.

Моя дочь не боится сцены. С четырех лет она выступает на всех городских праздниках и отчетных концертах Дома детского творчества. Бывало по несколько номеров за один концерт. От Дома детского творчества - танцы и от Дома культуры - вокал. Доходило до того, что на смену образа времени в обрез - в течение одного номера сменить костюм и прическу. После одного выступления неслась в гримерку, где я ждала с платьем и расческой наперевес. И так же быстро уносилась обратно на сцену. Весь концерт я проводила за кулисами. Сплошные переодевания и переплетания кос. Концерт из зала я видела только на генеральной репетиции.

- Даша, как мне надоели твои концерты! Когда ты уже навыступаешься?

Дашка смеется. Знает, что я ее люблю и поддерживаю во всех её проектах.

И танцы, и вокал были групповыми выступлениями. И если забудешь слова или собъешься - рядом плечо товарища, на которое можно положиться. А сольное выступление - это совсем другое. Тут надо расчитывать только на себя.

Жанна Арутюновна подобрала очень подходящий Даше номер - песню гадалки из фильма "Ах, водевиль, водевиль!"

У Даши темно-русые длинные волосы, мы их завили в крупные локоны. Я ей сшила концертный костюм: из желтого трикотажа топик с разлетающимися рукавами и завязками на животе. А юбку-солнце из белого хлопка с большими красными цветами. По низу - широкий красный волан. Цветы на юбке и отделку на топике расшила пайетками, для зрелищности. Под светом софитов они красиво переливаются.

Записали минусовку и начали репетировать.

С нами вместе ходили на репетиции мамаши с детками, со многими подружились в процессе репетиций, кого-то знали ранее. С Дашей в одной группе в детском саду был мальчик-грек, звали его Толик. Оказалось, что он тоже участвует в конкурсе с фольклорным номером - русская народная песня. И он был единственным мальчиком среди букета девчонок.

Время шло. Приближался "день икс". Даша выучила песню и даже небольшой танец в паузе между куплетами.

Даша выступала девятой. Когда объявили ее номер, мы стояли в левой кулисе. Даша пошла на сцену и тут меня в буквальном смысле стало колотить от страха! У меня тряслись ноги, руки, подбородок крупной дрожью. Я так никогда не переживала. А что бы было со мной, если бы этот номер был мой? В этот  момент я поняла, что ни актрисой, ни певицей никогда не стану, выйти на сцену - выше моих сил. И еще поняла, что моя маленькая девочка - большая героиня.

Даша пела очень хорошо, ни одной фальшивой нотки. Может, у меня нет голоса, но слух очень хороший, любую фальш услышу моментально. Когда начался проигрыш, Даша развернула юбку и стала танцевать на цыганский манер. Весь зал начал аплодировать. И аплодировал тогда, когда песня закончилась. Ее долго не отпускали со сцены. Дочь прибежала за кулисы довольная, с красными щеками. Я обняла ее и прижала к себе.

- Моя умница. Я так за тебя переживала!

- Ой, мам! Чего переживать?

- Ну как же, пела же вживую. Да еще танец. Дыхание сбивается.

- Да нормально!

Дальше было еще несколько номеров, песни детские и современные, подходящие возрасту. Толик с балалайкой и в картузе с цветком спел свою песню. У него немного заторможена речь и он чуть картавит. Но спел сносно. Номер был зрелищный. Похожего ничего ни у кого не было. Последней выступала девочка Настя. Мне показалось, что она прямо из школы пришла, в сарафане, похожем на школьную форму. Песня была откровенно скучная. Настя - статичная, стояла перед стойкой микрофона, топая ногой в такт песне: "Тик-так, тикают часы".

Конкурс закончился. Все дети и родители стали ждать результатов от членов жюри. Наконец, председатель объявил:

- Первое место присуждается Анастасии с песней "Часы".

Мы с Дашей переглянулись. По залу пронесся гул непонимания. Насте первое место?

Недалеко от нас стояла довольная мама Насти и улыбалась золотыми зубами.

Мы посмотрели на Жанну Арутюновну. Она пожала плечами и покачала головой.

А тем временем жюри объявило второе место:

- Анатолий с русской песней.

По залу опять прошел гул.

- Даша!  - крикнул кто-то.

Зал подхватил: "Да-ша, Да-ша!"

- Третье место Дарья с песней цыганки.

Зал начал аплодировать и скандировать "Даша! Даша!" "Первое место Даше!", - кричала толпа.

Председатель жюри в микрофон призывал к тишине. У него это плохо получалось. Зал никак не хотел успокаиваться и возмущенно гудел.

В гримерке я поинтересовалась:

- Жанна Арутюновна, как же так? Почему Насте дали первое место? У нее ни голоса, ни номера стоящего. Даже с костюмом не стали заморачиваться.

- Понимаете, я сама только что узнала. У Настиной мамы в жюри сидит хороший знакомый. Видимо очень-очень хороший. Знакомый. А Толик взял второе место, потому что единственный мальчик. Его не могли не отметить. А по сути Даша и есть победительница. Ее третье место - оно первое.

Жанна Арутюновна смущенно отвела глаза, покусывая губы.

Мне было очень обидно за дочь, но я, которая не привыкла к кумовству и взяткам, в очередной раз проглотила обиду, забрала дочь и ушла.

Мы пошли праздновать в ближайшее кафе-мороженое.

Даша, которой было все понятно, все же сидела за столиком с налитыми слезами глазами.
 
- Доченька, - начала я, - Ты выступила очень здорово! Ты видела, как тебя зал поддерживал? Для всех ты будешь победительницей. А первое место Насти - это просто незаслуженная галочка. Люди не дураки и все видят.

- Мама, я видела как она пела. Я даже соперницей ее не считала. Но она вела себя так, как будто знала, что победит.

- Так оно и есть, Дашенька. Девочке подыграли. Но в конечном итоге, нужна ли такая победа? Я бы со стыда сгорела.

- Я бы тоже, - Даша подняла мокрые глаза, - Мамочка, помнишь, ты размножала контрольные для класса и не дала мне посмотреть ответы?

- Помню...

- И я спрашивала тебя, почему? Почему ты такая честная и принципиальная? Потому что ты не можешь быть другой. Иначе бы ты была не моей мамой...

Теперь уже глаза на мокром месте были у меня. Сколько мудрости в этом ребенке. Я ей безмерно горжусь.

- Спасибо, родная. Не все в этом мире решают деньги и связи. Как хорошо, что у меня такая дочь!

Мы обнялись, а слезы текли и текли по щекам, падая на Дашкины кудри.