Андрей Васильевич Карабелеш. Сборник стихотворений

Игорь Бабанов
Как струны при звонкой задумчивой лире,
Как в битве кипучей пронзающий штык,
Как яркий светильник в полночной квартире,
Как кровля средь бури - так важен ты в мире,
О, древний сияющий русский язык!
В минуты сомнений и грусти тяжелой,
Когда безнадежно душой я поник
И гасну под гнетом ночной филомелы -
Лишь ты мне поддержка, защитник веселый,
О, нежный, свободный, отрадный язык!
Ты светоч и звон, ты созданье народа,
Ты в буре кровавых столетий возник,
Ты вечный источник славянского рода,
В тебе справедливость, простор и свобода,
О, громкий, могучий, великий язык!
- A. Карабелеш: стих. Русский язык. Русский народный календарь Общ. им. А. Духновича 1930. с.91
 
Андрей Васильевич Карабелеш с женой Павлою, сыном Иларионом, дочькою Тамарою
https://vk.com/doc399489626_507365438 от Наташи Гаттас
https://vk.com/doc399489626_507365659
https://vk.com/doc399489626_507365685
Автобиография
Большая часть моей жизни протекала в живописном Закарпатье, где отец служил лесником.
Я родился 24 сентября 1906 года в селе Тибаве, Свалявского района. Там же посещал и начальную школу, потом поступил в гимназию в Мукачеве. Через 8 лет я выдержал "испытание зрелости" и хотел продолжать учебу в университете в Праге, но бедное материальное состояние родителей не позволяло осуществлению моих юношеских чаяний. В довоенное время за обучение надо было платить довольно крупные суммы. Стол и квартира обходились тоже недешево, а нас было дома семеро детей. Поэтому родители настаивали, чтобы я записался в духовную семинарию в Ужгороде, где преподавание и питание выделялось бесплатно. Я послушался, но вскоре разочаровался в церковной схоластике и вернулся домой. Дома я часто ходил с отцом и братьями на охоту. Пушнину хищников мы продавали перекупщикам и таким образом "подрабатывали".
Однажды мы узнали, что в Чехии платят гораздо больше за охотничьи трофеи, и это навело родителей на мысль отправить меня и младшего брата в университет в Прагу со шкурами вместо
денег. Нам повезло, и так мы могли начать курсы в высшем учебном заведении. В свободное время я любил заниматься литературными упражнениями, писал стихи и "охотничьи рассказы". В 1929 году вышел в свет мой первый сборник стихов "В лучах рассвета" (издание "Школьная помощь", Ужгород). О моих тогдашних писательских попытках добросовестно отозвались
Иван Ольбрахт, Дмитрий Вергун, професор Московского университета Аристов, Илья Эренбург и другие.
В 1935 году я с успехом сдал последние государственные экзамены и был назначен преподавателем гимназии в Мукачеве. Там я со старшеклассниками организовал "Литературный кружок", в котором мы занимались чтением и разбором лучших образцов русской литературы, причем некоторые ученики, как правило, и сами пробовали свои таланты. В 1937 году мы начали издавать молодёжный ежемесячник "Наши стремления", сильно настроенный против возрастающего тогда фашизма. Одновременно мы вели неистовую борьбу и против буржуазных националистов, ставших впоследствии ярыми сподвижниками гитлеровских злодеяний…
15 марта 1939 года фашистская Венгрия оккупировала Подкарпаткую Русь, и началось зверское преследование всех тех, кто с надеждой и любовью взирал на СССР. За мной гонялись
жандармы и фашистские чернорубашечники, и я вынужден был бежать с семьёй в Чехию и скрываться некоторые время у родителей моей жены-чешки в городе Литомышле. Но моё бегство оказалось только прыжком "из огня да в полымя", потому что Чехию и Моравию захватили тем временем гитлеровские дивизии, а Словакия стала союзником Гитлера, провогласила себя "самостоятельным государством".
22 июня 1941 года Германия вероломно напала на Советский Союз. Я включился в подпольное антифашистское движение, но был вскоре обнаружен и схвачен гестаповцами. Последовали годы неимоверных страданий в тюрьмах и лагерях Германии. Уцелел я только чудом, дождавшись наконец светлого дня освобождения. В мае 1945 года я вернулся к семье с подорванным здоровьем и долго лечился. Выздоровев кое-как, я хотел переселиться в освобождённое Закарпатье. Но жена решила остаться навсегда в Чехии, а я не мог покинуть любимую семью, по которой столько лет тосковал и мучился в застенках фашистских лагерей смерти. Через несколько лет всё переменилось. Жена кинула детей и вышла вторично замуж. Надо было заняться воспитанием дочери и сына. Наконец и это было преодолено. Дети окончили средние и высшие учебные заведения, стали на роботу, поженились, и я им больше не нужен…
Мной овладела неодолимая тоска по Родине и чувство невыносимого одиночества. Единственным утешением стал мой повседневный труд, упорная робота в школе, дома и на литературном поле. В редких досугах я брался за перо и писал о прожитом и пережитом, печатался на русском, украинском и чешском языках, состоял членом Союза чехословацких писателей. В итоге были написаны книги "На смертном рубеже", "У чужих порогов", "Последние ночи" и "Карпатский сказ". Два десятка лет работал я над ними, чтобы достойно включиться и мне, бывшему узнику фашистских лагерей, во всенародное празднование двадцатилетней годовщины великой Победы советского народа над фашистской Германией и ее союзниками.
В 1958 году я опять тяжело заболел, подвергся сложной операции и 13 месяцев пролежал в больнице. Будучи уверен, что воспрянуть духом и телом я смогу только дома, где я родился, вырос и где прошла большая часть моей жизни, я вернулся в СССР, став его свободным и равноправным гражданином. Великой радостью и счастьем наполнилось моё сердце и душа при виде тех великих преобразований, которые настали на родной земле после её освобождения от гитлеровских хищников. В городах и сёлах выросли прекрасные новые школы, разные культурные и общественные учреждения, больницы,санатории, курорты, кипит работа в быстро развивающейся промышленности, настают улучшения и в сельском хозяйстве. На каждом шагу видны перемены.
Увлечённый всенародным ентузиазмом, я не представляю остатка своей жизни иначе, как включиться в общее стремление народа, и по мере своих скромных сил помагать ему в его упорной работе, применяя долголетний опыт своего пожизненного труда на благо новой Великой Родины.
Свалява, 27 июня 1964 года
Андрей Карабелеш
 
Й.В. Жупан, А.В. Карабелеш, И.С. Шлепецкий, П.В. Линтур…Чоп. 13 июня 1964