Прадо. Мадрид. часть 4

Койфман Валерий
 «ПРАДО.МАДРИД» ЧАСТЬ 4.
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
И вот 17 НОЯБРЯ 1819 ГОДА КОРОЛЕВСКАЯ ЧЕТА возглавила церемонию открытия «КОРОЛЕВСКОГО МУЗЕЯ ЖИВОПИСИ И СКУЛЬПТУРЫ» (так официально назывался тогда МУЗЕЙ ПРАДО). Первоначально экспозиция музея была небольшой – 34 произведения живописи, которые были расположены в северном крыле здания как единственном по-настоящему законченном. Остальные картины пока хранились в Академии Сан-Фернандо. Причём музею категорически воспрещалось выставлять обнаженную натуру. Вначале публика имела доступ к экспозициям только один раз в неделю и имея специальное приглашение.
Открытие Музея Прадо прославило имя самого Фердинанда VII. Как резюме уместно привести отзыв французского посла в Испании: «И хотя Фердинанд VII был бездарным политиком, вспомним, что ему принадлежит замысел создания на Иберийском полуострове одного из величайших музеев мира». Таковы значения и сила искусства.

Дальнейшую историю Прадо можно смело назвать историей его директоров, ибо им по праву принадлежат все заслуги, как впрочем, и просчеты, со времени открытия галереи до наших дней. После 1828 года, когда все фонды музея были классифицированы и выставлялись согласно научным критериям, Прадо превратился из банального хранилища произведений искусства в некое научно-просветительское учреждение. В это время в своем собрании музей уже насчитывал 1600 экспонатов.
Наступило время, когда из Академии Сан-Фернандо в Прадо переехали «Крамольные» ню (обнаженная натура). И жители Мадрида смогли впервые увидеть легендарную «МАХУ ОБНАЖЕННУЮ» ГОЙИ.
После смерти Фердинанда VII наступило смутное время. Страну продолжали сотрясать народные волнения. Потрясения угрожают самому существованию Музею Прадо, ведь коллекция была исключительной собственностью царствующей особы, Фердинанда VII, и должна была быть разделена между наследниками вместе с прочим наследством .
ПРАВЯЩАЯ РЕГЕНТША  МАРИЯ-КРИСТИНА ПРИНИМАЕТ ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ ДЛЯ СУДЬБЫ МУЗЕЯ РЕШЕНИЕ: «КОЛЛЕКЦИЯ РАЗДЕЛУ НЕ ПОДЛЕЖИТ НИ СЕЙЧАС, НИ В ДАЛЬНЕЙШЕМ». Одним этим королева-мать тоже обессмертила свое имя в глазах испанцев и в истории искусства.
Отныне собрание музея принадлежит не отдельной личности, а «короне».
Дальнейшая жизнь музея продолжает протекать в спокойном русле, пополнение  коллекции происходит в основном за счет религиозной живописи из монастырей.

В XX веке музей получает значительные дары от меценатов. Дарили и крупные денежные суммы, оговаривая, что они предназначаются для приобретения испанских мастеров, которые слабо представлены в Прадо. Так на деньги графа де Картигени Прадо приобрел в 1930 году картины Сурбарана, Рибальти и других испанских художников.
Огромным событием было также поступление в фонд музея картонов Гойи (тоже в 30-е годы) из подвалов дворца Орьенте и никогда ранее не выставлявшихся.
Мирную жизнь музея и страны нарушает событие, потрясшее весь мир: в лексиконе людей появляется страшное слово «фашизм». Появившись в 1919 году в Италии и Германии, он накрыл и Испанию с приходом к власти генерала Франко.

В 1936 году начинается гражданская война между «Народным фронтом» и сторонниками национал-демократического социализма (того же  национал – социализма, но по-испански).
В условиях гражданской войны работа Музея Прадо становится невозможной, и 30 августа 1936 года галерея прекращает своё функционирование. Незадолго до этого на пост директора Прадо был назначен Пабло Пикассо. В свою должность он так и не вступил. Сначала помешало временное закрытие, а потом художник не захотел работать с франкистами.
А уже в ноябре 1936года основные фонды эвакуируются в Валенсию, а затем в Швейцарию.
С началом войны было решено поездом вернуть и эти работы в Мадрид. Поезд постоянно подвергался бомбардировке, ехал окольными путями с огромным риском для людей и картин.
К счастью пострадала лишь одна картина: «ВОССТАНИЕ 2 МАЯ 1808Г.» ФРАНСИСКО ГОЙИ. Следы от повреждений остались и после реставрации.

После кончины генерала Франко к власти пришел КОРОЛЬ ХУАН-КАРЛОС. Демократические перемены коснулись не только всей политической жизни страны, но и непосредственно галереи Прадо.

В 1978 году назревал грандиозный скандал, подхваченный прессой всех направлений. Газета «Поссибль» весной 1978 года выходит с воистину сенсационным заголовком: «СКАНДАЛ О МУЗЕЕ ПРАДО: 7000 КАРТИН ИСЧЕЗЛИ». Можно представить себе, какой шок вызвала эта публикация в обществе. Создавалось впечатление, что банда преступников просто украла весь Музей Прадо. Но в статье в основном шла речь о работах, которые за многие годы существования музея по той или иной причине покинули стены галереи.
В процессе выяснения обстоятельств «пропажи» ценностей из Прадо группе исследователей удалось выйти на след 2474 произведений. Из них 590 были признаны пропавшими окончательно («пожары, бомбардировки и... тайны мадридского двора»).  Остальные работы были просто раздарены различным учреждениям, организациям в Мадриде и в провинции в течение многих и многих лет (а также за границу).
Один из поразительных случаев. Полотно Тициана вдруг «выплывает» в комиссариате полиции города Сабаделя. Согласитесь, неплохое украшение для стен полицейского учреждения.
Другой пример ближе к нам. В 1917 году бесследно «растворились» 14 шедевров, выставленных в испанском посольстве в Санкт-Петербурге. И т.д., и т.д.
Работники Прадо пытались изменить ситуацию. Прадо превратился в своеобразное «министерство живописи», и это стало новым этапом в жизни галереи.

Проблемы Музея Прадо не ограничиваются только поисками затерявшихся и пропавших шедевров. Само здание Музея и условия хранения уже не соответствовали современным требованиям. После вступления в должность нынешний директор Прадо Хосе Мария Лусон настойчиво заявляет о неотложных проблемах музея. Прежде всего, необходимо расширить выставочные площади, слишком много бесценных полотен пылится в запасниках. Прадо остро нуждается и в выставочных площадях, и в расширении штата сотрудников, и в улучшении условий хранения (помните о повышенной влажности в районе музея), и в других важных для посетителей вещах, как гардероб, автостоянка и т.д.
Сделать это можно за счет присоединения к Прадо близлежащих ВОЕННОГО МУЗЕЯ,  КРЫТОЙ ГАЛЕРЕИ ЦЕРКВИ ОРДЕНА СВ. ИЕРОНИМА И ДВОРЦА БУЭН РЕТИРО. 
В апреле 1995 года Министерство культуры Испании объявило международный конкурс на лучший проект реорганизации и расширения экспозиции Прадо. В конце концов, было решено разделить первое и второе место между группами архитекторов из Мадрида и из Швейцарии.

И все же, какие бы сложности не переживал Музей Прадо, он всегда гостеприимно распахивает двери своим зрителям, которые пройдя по тенистой аллее Эль Прадо, попадают к парадному (западному) порталу величественного здания. Здесь их встречает Каменная фигура величайшего гения Испании – Веласкеса, приглашающая желающих пройтись по залам музея, соприкоснувшись с шедеврами живописи, приоткрыть завесу прекрасного.
Давайте и мы оставшееся время тоже коротко заглянем в волшебные залы Музея Прадо.
Надо сразу оговориться, что Прадо – это, прежде всего, собрание имен, а не стилей или художественных школ, так как основные фонды в большой степени отражают вкусы, а зачастую просто капризы монархов. Именно поэтому в Прадо один мастер может быть представлен очень широко, а другой очень скупо или вообще не представлен. Так, например, музей не располагает ни одной работой Леонардо да Винчи – видимо не доверяли испанские монархи, ревнители католицизма, мастеру из Италии за его всевозможные анатомические работы и «сомнительные» опыты и открытия и за неоднозначность (почти еретическую) его некоторых картин.
Еще одно замечание: я не буду подробно останавливаться на художниках, о которых были отдельные лекции (Боттичелли, Босх, Рафаэль, Дюрер, и др.).
Жемчужина музея — коллекция испанской живописи. Ни в одном другом музее мира не собрано так много работ испанских художников. Многовековая война с арабами привнесла в испанское искусство, с одной стороны, тонкие мотивы резьбы гренадских халифатов и живописное хитросплетение арабской вязи, с другой — острое отторжение чужой культуры. Именно в этом неприятии сформировалась обостренная религиозная экзальтированность испанского искусства.