Дом М. С. Ольминского. Или аукцион для малоимущих

Виктор Лицуков
  В  селе  Подсереднем   сохранился  дом  дворян Александровых  . Сегодня  в нём расположен  Музей  Истории села Подсереднего ,  ранее  в нём  распологался дом –музей Ольминского М.С  ,  старого большевика , соратника  В.И .Ленина  .  Известно ,  что Александровы  были дворяне   ,  как и сам  революционер  Михаил Степанович Ольминский  -урождённый Александров . О  деятельности  этого  человека   известно  очень  много   и речь  сегодня  не о нём ,  а именно об этом доме , о том  как он  смог  сохраниться  в то  время  , когда  повсеместно громили дворянские  усадьбы .  Из  дворянских     усадьб  до нас  дошли  единицы , и то  что   они  сохранились  скорее  всего исключение  из  правил  или  случай .

  Архивные  документы  нам  позволяют  посмотреть  , как выглядела  усадьба  до  переворота  1917 г .  Из довольно  крупного  владения  Александровых  в  350  десятин  пашни  и прочих угодий ,  к этой дате  осталась лишь  сама  усадьба с  садом  и постройками ,  а именно ; Дом  деревянный на  каменном  фундаменте ,  каретная , флигель  ,  амбар  и сад .  Земли  в разные  времена  были  проданы  дедом  и отцом  революционера .   Усадьба  занимала  площадь  немногим  более десятины ( 1,09 га)  и  вписывалась  в усадебные  места  других  подсереденцев.
Владельцами усадьбы  были братья Александровы ;  старший Николай Степанович – полковник  царской  армии , за ним  значился дом ,постройки и часть  сада , средний Владимир Степанович – офицер  царской армии  в своей доле имел  часть сада , а младший  Михаил Степанович имел  порожнее место, то есть пустой  участок .
  Владельцы  усадьбы  до революции  посещали  своё  имение  редко ,  чаще  всего там бывал  старший  Николай , приезжал на месяц- два  летом , меньшие  ещё  реже  на день –два . Присматривал за хозяйством  житель с . Подсереднего   Андрей Григорьевич Могилин ,  который  и проживал там во флигиле .
Когда  грянула  революция  ,  с лозунгом  « грабь  награбленное» ,  местные  власти не  устояли перед  соблазном растащить барское  имущество ,  поделив  его  среди  малоимущих . Сделано это было  весьма  изощрённо ,  всё  движимое  было распродано  через аукцион для малоимущих , что не может  вызвать  вопрос  - А  от куда  у малоимущих  деньги то?  Этот  аукцион  больно  аукнется  впоследствии  властям ,как сельсовета  Подсередненского , так и волостным  властям в Иловке  и уездным в Алексеевке .   Какое-то  чудо  спасло  дом  от  уничтожения ,  или  проживающий  во  флигиле Андрей  Могилин  предостерёг  реквизиторов , намекнув   об  особом  дворянстве    одного из братьев .

Борьбу  за  возвращение  усадьбы Николай  Степанович  начал  сразу  после  её конфискации .   В заявлении в губисполком  он  указывает , что сведения о конфискации узнал  от жителей Подсереднего , и в прошении указывает , что по состоянию здоровья и при преклонном  возрасте , в случае оставления  службы ,  служил он библиотекарем в государственном техникуме  Воронежа , усадьба  остаётся единственным  источником проживания.    В то  время  уже  чётко работала  система советского  рассмотрения жалоб  . Поступила жалоба в губернию – отправят в уезд , а там  в волость и в сельский  исполком . А назад пойдут отписки  - всё сделано правильно , усадьба не трудовая .   Такая  переписка  длилась боле года  без изменений  . Изменения  произошли , когда Н.С Александров  в последнем , уже в 3-м  прошении  указал , что владельцем  усадьбы совместно с ним  значится и брат Михаил Степанович Александров – писатель Ольминский .   Переписка губернии с уездом  сразу поменяла тон   . К  уезду  посыпались  вопросы из губернии; « на каком основании  усадьба  не трудовая? Куда делось конфискованное имущество ?» . По  видимому  жалоба  была продублирована и письмом  к Ольминскому ,  так-как  в Воронежский губисполком  пришло письмо  за подписью  управляющего делами СНК РСФСР  В.Д.Бонч-Бруевича ,  с  требованием  всё  реквизированное  срочно  вернуть  владельцам , а лиц  произведших  незаконную конфискацию привлечь  к ответственности . В  своём  письме   высокопоставленный  чиновник  молодого Советского государства  упомянул , что  усадьба долгие годы  являлась  конспиративной  квартирой  старейшего революционера , коммуниста М.С .Ольминского   и дословно «……являлась местом отдохновения и создания литературных трудов на пользу пролетариата» .
 
Вернули ли  местные  власти всё  изъятое   понять из сохранившихся архивных документов  сложно ,  из обрывков  удаётся выяснить , что 2  стола  , как не проданные с аукциона были  возвращены  из волостного правления в Иловке ,  изъят  у уездного чиновника   и возвращён  подрессоренный тарантас , а большинство имущества было куплено  кулаками  и их следы  затерялись , наверное  с белыми бандами  ушли  в конце 1919 года. А  как благо  всё начиналось – Аукцион для малоимущих.