Прадо. Мадрид. часть 3

Койфман Валерий
 «ПРАДО.МАДРИД» ЧАСТЬ 3.
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

В 1628г. в Мадрид с дипломатической миссией прибывает ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС. В Мадриде художник открывает свой филиал и последние 10 лет жизни постоянно работает на Филиппа IV.
Несколько картин были куплены испанским двором при жизни художника. Остальные работы, которые сейчас в Прадо были приобретены после смерти Рубенса.

Следующим этапом формирования будущей коллекции Музея Прадо стало воцарение в Испании новой династии – БУРБОНОВ. Они принесли существенную перемену в художественные вкусы Испании. Новый король ФИЛИПП V, внук Короля-Солнца Людовика XIV Французского, воспитывался в роскоши европейского двора и перенял царившие там нравы. Филипп выписывает из Франции  полотна модных и известных художников: Пуссена, Ларжильера, Риго, Ван Поо и других.

КОРОЛЕВА ИЗАБЕЛЛА ПАРМСКАЯ тоже  была очень деятельной натурой и обладала прекрасным художественным вкусом. Изабелла смогла купить прекрасное собрание скульптур, принадлежащее королеве Швеции. Она открыла для двора творчество Мурильо. В Севилье она приобрела значительное количество его работ.

Её страсть к искусству унаследовал её сын – КОРОЛЬ КАРЛ III (наконец, не Филипп!). При нем Испания переживала новый подъем, в стране зарождались и упрочивались капиталистические отношения. Карл III был сторонник философии Просвещения, верил больше в силу человеческого разума, в науку и технику более, нежели в Бога. При нем открывали в городах центры изобразительного искусства, ставившие образовательные цели. Создаются художественные мануфактуры: ковровая, камнерезная, завод стеклодувного и хрустального производства, шпалерная мастерская.

Придворный живописец немец АНТОН РАФАЭЛЬ МЕНГС был первым, кто предложил королю идею создания музея изящных искусств. При Карле III начинает возводиться здание, которое в дальнейшем стало художественным Музеем Прадо.

В 1785 году по поручению короля приступают к проектированию нового здания для Академии естественных наук, своего рода «Дворца знаний» или «Дворца науки», где должны были разместить многочисленные исследовательские лаборатории, кабинеты, классы для занятий, а также музей и ботанический сад.
Постройку предполагалось расположить в очень красивом и живописном районе Мадрида, рядом с дворцом Буэн Ритиро. Это был своеобразный городской центр, облюбованный горожанами для деловых и дружеских встреч, неспешных прогулок, ученых и светских бесед.
Когда-то здесь пролегал овраг, но он был засыпан и ландшафт выровнен. Именно здесь, в конце концов, был создан МУЗЕЙ ПРАДО. В дальнейшем, надо заметить, это отрицательно скажется на климатических условиях будущего музея – там будет всегда повышенная влажность, приносящая вред произведениям живописи.

Планировка здания характерна для господствующего в то время классицизма – в стремлении вписать всё многообразие внутренних помещений в симметричную форму (схему) состоящую из 3-х частей: вестибюль – ротонда, храм и дворец, соединенные между собой галереями. В основе своей здание имеет форму прямоугольника длиной почти в 200 метров с двумя фасадами одним – выходящим на аллею Прадо, другим – в парк. В архитектуре здания просматриваются французское и итальянское влияния – это касается основного здания.
Колорит постройки выдержан в серо-розовых тонах, что исключительно гармонирует с зеленью парка. Строительство затянулось до 1808 года, и было прервано наполеоновским нашествием.
В недостроенном здании французы расквартировали своих солдат.

К началу XIX века страной правил король КАРЛ IV – человек добродушный, но безвольный и небольшого ума. Основной силой был тандем – жена короля Мария Луиза и ее фаворит выскочка дон Мануэль Годой. Старинное дворянство и буржуазия возлагали большие надежды на НАСЛЕДНИКА ПРЕСТОЛА ФЕРДИНАНДА. Они хотели женить его на родственнице Наполеона. Но у БОНАПАРТА были свои планы в отношении Испании. Он хотел посадить на престол своего брата Джозефа. Именно воспользовавшись раздорами в испанской королевской семье, Наполеон двинул свою армию к Мадриду. Карл IV и его двор бежали из Мадрида.
Разъяренный народ заставил Карла IV отречься от престола в пользу Фердинанда. Наполеон не признал Фердинанда и потребовал прибытия его с семьей во Францию.
В Мадриде 2 мая 1808 года вспыхнуло восстание, которое Мюрат и его армия утопили в крови.

На трон Испании Наполеон таки посадил своего брата ЖОЗЕФА.
Нас интересует Жозеф Бонапарт, потому что именно в период его короткого правления была сделана первая и серьезная попытка основать музей изящных искусств. На это у него было несколько причин: повысить свою популярность (он даже вновь разрешил корриды, ранее запрещенные); его вдохновлял пример создания Лувра как общенационального музея Франции; он также хотел обессмертить себя, присвоив музею свое имя.
20 декабря 1809 года им был издан королевский указ об учреждении художественного музея и регистрации шедевров искусства в многочисленных королевских резиденциях и общественных учреждениях. Всё решилось в пользу недостроенного «Дворца знаний» на аллее Прадо.

Реконструкция возможно бы и затянулась надолго, если бы не вторая супруга Фердинанда ИЗАБЕЛЛА ДЕ БРАГАНСА. Испанцы почитают именно Изабеллу как основательницу Музея Прадо. Её величественная сидящая статуя встречает посетителей музея в вестибюле Веласкеса, у северного входа в него. Сама Изабелла, правда, не дожила до открытия музея, а ее дело, как ни странно продолжила III жена Фердинанда МАРИЯ САКСОНСКАЯ. Она говорила, что хотела бы видеть Музей Прадо ничем не уступающим тому, что находится в Дрездене у ее отца – короля Саксонии и Польши. К открытию музея готовили и картины. Так были выделены средства для реставрации самых ценных полотен из королевских резиденций. Было закуплено в период 1816-1819 годы множество работ, достойных занять свое место в храме искусства.