Александр Юдович, ведущий сотрудник бюро прогнозов погоды , держал в руках очередную подготовленную неутешительную сводку усиления ветра , готовое штормовое предупреждение. Расчеты показывали, что наводнения не избежать, но что-то не давало до конца поверить этому. Погода изменчива, особенно ураганы, куда он повернет только он один знает точно. Надо конечно быть готовым ко всему, но с другой стороны рекомендовать эвакуацию тысяч людей можно лишь когда сам уверен в факте неотвратимости катаклизма на все сто процентов. Случись в прогнозе ошибка и население встретит следующее предупреждение как минимум с прохладцей, при этом выскажут о синоптиках такое, что не захочешь больше прикасаться к своей работе.
Он вспомнил молодость, когда ходил в море сам. После окончания высшей мореходки в Калининграде попал в «Мортрансфлот» , на судах которого обошел весь шарик неоднократно.
Это было в Южно-Китайском море. Они перегоняли транспортное судно из Мурманска через Сингапур в Петропавловск-Камчатский. Обычный перегон на Дальний Восток. В те времена в Охотском море ловили рыбу, и транспортных единиц не хватало, поэтому перегоняли суда из Европейского бассейна. Шли в балласте, попутный груз не получился. Хотя ради него судно вернули с рейда Порт-Сайда в Новороссийск, и там они проторчали три недели, ожидая каких-то замороженных кур. Не дождались и пошли ,как всегда, в аварийном порядке ,догонять упущенное , по виде береговых головотяпов, между прочим, время. Транспортный рефрижератор, четыре трюма, длина чуть больше ста метров, рулевая рубка расположена в корме, так что из нее видны все грузовые операции на всех четырех номерах транспорта. До Сингапура добежали быстро и без приключений, обыкновеный рейс. Однажды только на переходе в Индийском океане старый старпом расхвастался на мостике перед молодыми рулевыми. «Чайки- это души погибших моряков»-, сказал он увидев как несколько птиц окружили рубку, и дал гудок. Птицы, не зная, какой высокой оценки они удостоились, от испуга наддали, да так , что вахтенные долго оттирали смотровые окна от вьедливых испражнений чаек, поминая старпома крепкими неласковыми словами из морского лексикона. В противовес старпому капитан –молодой кавказец, был горд своим судном и самим собой. С такими ходить в море хорошо если все проходит гладко, ибо море гонора не любит, а начальству это нравится- напористый, строптивый, знает что хочет. По выходу из Сингапура получили карту погоды, такие уведомления давали несколько береговых станций обеспечения прогнозами, включая, в том числе, и расположенные на нашей территории. Чьи прогнозы более точные судить сложно, хотя станция на Гуаме давала прогноз для ВМФ США и редко когда ошибалась. По прогнозу выходило, за Филиппинами по курсу судна выходил ураган «Надежда». Таких около десятка проходит с Тихого океана ежегодно. Разгоняется такой ветер по всей длине Тихого Океана и выплескивает волны на китайский берег, круша на своем пути все и вся. Да, не все шторма смертельные для судов. На волне можно устоять и дождаться когда ветер стихнет, если уж попал в море в передрягу. Стали в дрейфе, укрывшись за островом Лусон, там же где и еще шесть или семь судов, следующих параллельным курсом. Принимаемые через каждые шесть часов карты с прогнозами развития урагана показывали, что стоять там , подрбатывая машиной, чтобы держать волну по носу, дня три. Сказать, что команда чувствовала себя комфортно нельзя, ибо ветер все равно дул с такой силой, что дверь из рулевой рубки на крыло мостика можно было открыть только двумя руками, а то и с помощью вахтенного матроса. С волн сдувало барашки и свистело , и стонало ,и рычало клокочущее море. Ели по расписанию, но тарелку держали одной рукой крепко, качая ее в такт бортовой качки. Неровен час, и на себя выплеснуть можно было. Хотя в таких условиях не все могут есть и даже пить. Однако в этом экипаже большинство моряков были со стажем, и качка лишь усиливала аппетит. От низкого давления голова была тяжелой, любые движения вызывали ненависть у организма. После суток такого простоя и работе на волну и беспросветного, в смысле солнца не было видно , ожидания ослабления ветра, настроение медленно приближалось к нулевой отметке, шуток становилось все меньше. Конечно были и здесь забавные казусы. Огромный чан с борщом не был принайтован к плите и слетел на пол. На полу же он, следуя направлению бортовой качки, стал гоняться за поваром. Повар в белом фартуке и колпаке, сам белый стоит у стенки и ловит направление движения чана, а зеваки раскыв рот и затаив дыхание смотрят, увернется ли кок в очередной раз. Обошлось. Чан с ревом врезался в переборку и борщ выплеснулся на стенку и повара , окрасив его белую форму красным содержимым. Возгласы радости и снова уныние от продолжающейся бесконечной болтанки без движения. И вот радостная весть. Ураган отвернул от своего маршрута и пошел на север. Ура. Впереди открытая дорога, пусть не «шоссейная», а «с ухабами», но следовать ей можно. Здоровый дух экипажа воспрянул, снова засветились глаза, и веселей стали злые шутки истосковавшихся по берегу мужиков. Вот тут бы капитану и проявить восточную мудрость и подождать до утра, а с утренним прогнозом и пошли бы потихоньку... Но решение было принято без колебаний. Вперед и только вперед . Рыбаки простаивают, им некуда девать рыбу. Ну а ураган думал по- другому. Как неприятельский стратег думает, чтобы уничтожить врага. Пройдя немного на север, ураган вдруг развернулся и пошел прямо навстречу в лобовую атаку. Судно выскочилио из –под укрытия острова первым из всей группы судов, ведомыми , наверное , более умудренными , а может просто ленивыми капитанами. Поэтому когда ураган встретил его в открытом , никого рядом не было. Надеяться на помощь в урагане «Надежда» оказалось делом безнадежным. Конечно, все надели спасательные жилеты, некоторые со страху даже каски нахлобучили. Чего только не делают люди с испуга. Когда волна прокатывалась через все сто метров корпуса судна, а корпус дрожал от соприкосновения с тоннами воды, экипаж дрожал вместе с корпусом. Самое неприятное зрелище когда судно подныривало под волну , а она вытянувшись сначала ввысь , сливаясь с серыми облаками, поглощая горизонт и затмевая собой будущее, накрывала с размаху сразу весь корпус с ревом рвущегося прибоя, брызгами и сдуваемой ураганным ветром белой пеной . Вопрос о времени не стоял, молились, чтобы заклепки, которые держали корпус , не развалились от сотрясения. Наверное, если были бы в грузу, утонули бы. Уж слишком много воды проходило через судно. Конечно, гордость за отечественное судостроение, после прихода в порт присутствовала. Но седины этот ураган прибавил всей команде. О масштабе и силе урагана узнали когда матросы, разбирая последствия стихии после того как судно покинуло зону бедствия, сняли водоросли с верхнего мостика. Водоросли,обыкновенные сине-зеленые морские водоросли свешивались с верхнего мостика на смотровые стекла рубки. Хотя во время шторма никто их не замечал, смотрели на волны и закрывали глаза, когда волны накрывали корпус и перекатывались через судно, чтобы нести свою разрушительную силу по воле ветра дальше. Эти безжизненные уже водоросли после пережитого ужаса настолько потрясли всех, что шутить никто уже не шутил, и о шторме в разговорах между собой не вспоминали.Страшно представить какая была волна, что пройдя стометровый корпус судна оставила свои следы в кормовой части на высоте в пятнадцать метров. Пережили...В дальнейшем при встрече с членами экипажа о шторме не говорили никогда. Воспоминания о светопредставлении не радовали и не восхищали, а пережить снова страх от океанской мощи не хотелось никому.
Тогда он сделал для себя вывод -не надо шутить с природой, не надо даже стараться говорить о ней неуважительно. Человек слаб перед стихией. Выжить теперь уже в новых климатических условиях может быть и можно, но только опираясь на свой ум , знания и взаимовыручку, и на удачу, как уже раз было в урагане «Надежда».