Не положено

Валерий Ерёмин Сурский
 
- Анатолий, послушай! Это ты что же? Учился хорошо. Правила знаешь на отлично, с вождением проблем не было.
- А что такое, Михал Иванович? – настороженно спросил преподавателя Анатолий, сдававший экзамены на права.
- Что? Вождение по посёлку не сдал. Вот что.
- Как - не сдал? Я же всё выполнил, как положено.
- Ну, я не знаю. Я посмотрел список, кто не сдал, ты в их числе.   
- Михал Иваныч, вы разобрались бы, в чём там дело.
- Нет уж, давай сам. Зайди и спроси, - посоветовал Михаил Иванович, сочувственно посмотрев на Анатолия, и, открыв дверь, зашёл в класс. За ним, постучав в дверь, вошёл Анатолий.
- Разрешите?
- Да, - строго произнёс работник ГАИ, принимавший экзамен, не отрывая головы от бумаг. – Что вы хотели?
- Мне сказали, что я не сдал вождение, - сказал Анатолий, внимательно глядя на инспектора.
- Раз сказали, значит,  не сдал, - сказал инспектор, в голосе которого чувствовалось присутствие металла.
- Разрешите пересдать, товарищ капитан, - обратился Анатолий.
- Не по-ло-же-но, - сказал «товарищ капитан», делая ударение на каждом слоге, не глядя на обратившегося к нему Анатолия, и продолжил:
- В следующий раз. А пока потренируйтесь.
- Тогда вы мне скажите, какие я сделал ошибки? – спросил спокойно и твёрдо Анатолий.
- Получите экзаменационный, там всё будет указано, - пояснил капитан.
- Я хочу, чтобы вы мне объяснили в присутствии преподавателей, - настойчиво попросил Анатолий.
- Не положено, - услышал он ответ, в котором чувствовалось раздражение.
-  Тогда дайте мне телефон вашего начальника и начальника областного ГАИ. Это, я думаю, мне положено, - сказал Анатолий, продолжая внимательно смотреть на капитана. В классе стало слышно, как стучится муха о стекло, стараясь улететь прочь.
Вот только тогда «товарищ капитан» оторвал глаза от бумаг и внимательно посмотрел на Анатолия. Он смотрел на него, о чём-то вспоминая и чего-то прикидывая, и думая про себя: «Да, этот  позвонит. У этого не заржавеет. Его сразу видно. Этот будет бороться за правду-матку до конца. Этот испортит настроение перед ухой и шашлыком. Он мне и так уже его испортил, там, на мосту».
- Вам кто сказал, что вы не сдали? -  спросил капитан, стараясь сдержать букет нахлынувших  чувств.
- Михаил Иванович, - пояснил Анатолий.
- Мы ещё список не оглашали, документов не выдавали. Возможно, Михаил Иванович напутал, ошибся. Как ваша фамилия? Так. Ошибок у вас, конечно, много, но в допустимых пределах. Вы зря волновались. Так что вы сдали, - что-то исправляя в бумагах, с сожалением, как показалось Анатолию, сказал «товарищ капитан».
Тем временем Анатолий посмотрел на Михаила Ивановича. Тот,  пряча улыбку и приняв подобострастный вид, произнёс:
- Вот видишь, Анатолий, я, оказывается, ошибся. Ты уж извини меня, пожалуйста. Хорошо, что зашёл, разобрался. Товарищ капитан справедливый и делает всё по закону, в общем, как положено. А ты иди и успокойся.
Через некоторое время учитель вышел из класса. Он подошёл к Анатолию и спросил:
- Я чувствую, у вас с капитаном что-то произошло?
- Да чего произошло? Сел я сдавать. Едем мы по посёлку, а капитан всё трастит: «Места-то у вас какие, природа, лес, гора, речка. Красота. Давай на речку проедем. Давай к мосту. Водишь ты вроде нормально». Выехали мы на мост. Он голову из кабины высунул, природой,  речкой любуется. Вдруг у него фуражку с головы то ли ветром сдуло, то ли задел он ей обо что-то, в общем, слетела она у него. Ладно, ещё не в воду. Он на меня и заорал: «Ты чего это? Ездить, не умеешь? Как машину ведёшь? Останови немедленно, и за фуражкой бегом». А я ему: так, мол, и так, на мосту останавливаться не положено.   
- Ну, правильно, - вставил Михаил Иванович.
Анатолий продолжил:
- Проехали мы мост. Я на обочину, остановился, машину не глушу. Он мне опять: «Беги быстрее за фуражкой». А я ему: машину оставлять не положено. Смотрю, он позеленел. Из машины выскочил, дверкой, как воротами, хлопнул, вспомнил всех святых и побежал за фуражкой.
- Ты уж тут перехватил через край. Мог бы и сбегать, - улыбаясь, сказал Михаил Иванович.
- Ничего я не перехватил. А чего это он раскомандовался? Мог бы и попросить. Вот я и не побежал.  Не положено.