Что было бы, если бы не было времени?

Сергей Горский Москва
Что было бы, если бы не было воздуха? — Ответ очень прост: в отсутствии воздуха, содержащего необходимый для жизнедеятельности кислород, человек бы умер через несколько минут. И не только человек, но и все остальные живые организмы, которые используют кислород в процессе своей жизнедеятельности.

Что было бы, если бы не было воды? — Ответ очень прост:  в отсутствии воды человек бы умер через несколько дней. «Потому что без воды — и не туды и не сюды». И для человека, и для зверей, не говоря уж про рыб.

Что было бы, если бы не было еды? Ответ очень прост: В отсутствии еды человек умер бы через несколько недель или месяцев в зависимости от количества подкожной жировой клетчатки. Медведь впадает в зимнюю спячку и «сосет лапу», ничего не ест несколько месяцев, но по пробуждению ему тоже необходимо основательно подкрепиться, а то протянет ноги.

Все эти вопросы находят свои ответы из жизненного опыта. Увы, хватает на Земле смертей и от удушья и удушения, и от жажды и обезвоживания организма, и от недоедания и голода.

А вот что было бы, если бы не было самой планеты Земля? Такого опыта ни у кого нет, но обычная логика человека разумного даёт правильный ответ: не было и самой жизни (на Земле). Есть ли жизнь на других планетах, которых хватает в просторах Вселенной, никто, увы, не знает. Как говорит народная мудрость: «Есть ли жизнь на Марсе? Нет ли жизни на Марсе? — Это науке не известно! Наука ещё пока не в курсе дела».

https://www.youtube.com/watch?v=cime7VHHp34

Воздух, вода, еда, Земля — всё это вещи сугубо материальные, привычные человеческому опыту, человеческим органам чувств, человеческому сознанию, человеческому разуму, человеческой логике. А если усложнить задачу?

Что было бы, если бы не было антропного принципа? Человече! Читатель! Ты, хотя бы в принципе, знаешь об этом принципе? Боюсь, что большая-пребольшая часть земного сообщества человека разумного об этом принципе ничегошеньки не знает. Ни-че-го-шень-ки! Хотя касается он, этот принцип, его, человека разумного, самым непосредственным образом. Ведь само слово «антропос» в переводе с греческого означает «человек». (Порой разумный, порой не очень.)

Хомо сапиенсу, человеку разумному, озабоченному проблемой биовыживания, то бишь хлеба насущного, об этом принципе знать вовсе не обязательно. Денег это знание не приносит, по карьерной лестнице вверх не двигает, сердца прекрасных дам завоёвывать не помогает, наконец, его нет ни в человеческом опыте, ни в человеческих органах чувств, ни в человеческом сознании, которое делит мир на «я» и «не-я». Зато оно есть  в разуме и логике отдельных избранных, жрецов науки, которые и сформулировали этот доселе неизвестный принцип всего-навсего 46 лет назад.

О, эти люди — соль Земли! Они любят копаться в дебрях Вселенной и совать свой любопытный нос всё глубже и глубже в материю, открывая в ней доселе неизвестные миры молекул, атомов, электронов, протонов и нейтронов, кварков и квантов и тому подобных интересных (для них) вещей. (Правда, обычному хомо сапиенсу все эти миры — глубоко по барабану.)

Но накопали-таки эти любознательные люди, что не будь этого самого антропного (читай — «человеческого») принципа — не было бы и самого человека. Логично? — Логично! 

Только вот принцип этот на сей раз ни к чему вещественному не сводится. Нельзя его вдохнуть, нельзя испить, нельзя вкусить, нельзя увидеть, нельзя услышать, нельзя потрогать, понюхать и пощупать. А что можно? Можно понять!
 
Понять, что каким-то абсолютно чудесным образом во время Большого Бабац, именуемого не по-нашему Big Bang, почти 14 млрд лет назад все фундаментальные физические константы, которых насчитывается аж 26 штук, приняли именно такое значение, которое единственным образом разрешает существование и атомов, и молекул, и звёзд, и планет, и жизни на этих планетах, одна из которых гордо заявляет о себе: «Я Земля! Я своих провожаю питомцев: сыновей, дочерей…»  и т.д.

Поняли жрецы науки, что такой принцип есть, и что без него не было бы ни жизни на Земле, ни самой Земли и других планет, ни звёзд. А вот почему так произошло — мнения разнятся. Кто-то говорит, что это простая случайность, кто-то — что это скрытая закономерность. Однако в любом случае, если бы не было этого антропного принципа, то не было бы ни жизни, ни жизни разумной, ни нас с вами. Тут у жрецов науки полный консенсус.

Ещё более усложним вопрос, возвращаясь в нашей теме, обозначенной в заголовке. А что было бы, если бы не было времени? О, это вопросик на засыпку! На него даже достопочтенные и всеведущие жрецы науки затрудняются ответить. Что уж говорить о простых смертных, которые о таких вопросиках просто не задумываются. Им ближе слагать стихи и душещипательные песенки, посвящённые прекрасным дамам, типа знаменитой  “Et si tu n'existais pas” («Если б не было тебя…»)

            Если б не было тебя
            Я б выдумал себе любовь.
            Я твои не искал бы черты
            И убеждался вновь и вновь,
            Что это всё ж не ты… и т.д. (стихи Пьера Деланоэ, поёт Джо Дассен)

Итак, вопрос на засыпку: что было бы, если бы не было времени? Засыпались?

Время — это не прекрасная дама, без которой жизнь — не в жизнь, без которой душа томится, а сердце ноет. Время — это не воздух, не вода, не еда и не Земля. Это не вещество и не материя. Это не то и не сё, но оно незримо, сверхчувственно и иррационально присутствует в нашей жизни. Когда то, давным-давно, аж в прошлом веке, оно напоминало о себе тиканьем часом. Сейчас оно мигает движущейся цифирью мобильных телефонов, электронных дисплеев, мониторов и прочих гаджетов. Оно «лечит», как гласит пословица. Оно витает на устах при взгляде на старых знакомых: «Что делает время»!  «Время  рушит гранитные замки и заносит песком города», — как поётся в одном «ах-водевиле». О нём пишут писатели-фантасты, изобретающие хитроумные «машины времени». О путешествиях во времени снимают «ненаучно-фантастические, не совсем реалистические, и не строго исторические» фильмы как на Мосфильме, так и в Голливуде. О нём даже порой слагают песни, хоть оно — и не прекрасная дама:

                Нам уготовано, мальчик мой,
                Лёгкое это бремя:
                Двигаться вдоль по одной прямой,
                Имя которой — Время…

                Андрей Макаревич и группа «Машина времени»  (поздравляю с 50-летием!)
               
                https://www.youtube.com/watch?v=c_DeN3R5NXI

Или на английском:

                Who can say where the road goes?
                Where the day flows? Only time!
                And who can say if your love grows
                As your heart chose? Only time!

                Enya, “Only Time”: https://www.youtube.com/watch?v=7wfYIMyS_dI

                “Only Time” в переводе на великий и могучий означает «только время».

Без времени — никуда. Время подспудно присутствует во всех процессах. Что же это такое: время? Что нам скажет наука? Ваше слово, товарищ наука!

Самый главный жрец науки всех времён и народов по имени Альберт Эйнштейн скажет нам, что время — это иллюзия:

«Для нас, убеждённых физиков, различие между прошлым, настоящим и будущим — не более, чем иллюзия, хотя и весьма навязчивая».

Соответственно, если не будет времени, то не будет «навязчивой иллюзии», а будет истинная реальность. (Вы можете себе представить такую реальность? Вневременную?)

Несколько конкретизирует ответ на данный вопрос знаменитый Джон Арчибальд Уилер, автор терминов «чёрная дыра» и «червоточина» и различных мудрёных научных концепций:

              «Время — это то, что препятствует всему случаться одновременно».
              (“Time is what prevents everything from happening at once.”)

То есть, по мнению почтенных жрецов, время — это иллюзия, время — это препятствие. Не будет иллюзии — будет реальность. Не будет препятствия — будет беспрепятственный и безвременной один миг, в котором уместится вся история Мира. Миг — и Мир родился, развился, постарел и умер, и мы вместе ним.

Боюсь, что мы бы этого даже не заметили. Соображаем слишком медленно. Не можем, подобно поэту, «в одном мгновенье видеть вечность, огромный мир — в зерне песка…»

Кстати, о вечности. Помимо научной точки зрения есть ещё не то что бы не научная, но иная, философская точка зрения. Хотя некоторые лица нетрадиционной интеллектуальной ориентации из числа жрецов науки относят эту точку зрения к пустопорожней болтовне. Где, мол, формулы, где уравнения, где опыты, где цифры, где теория относительности, где «Успехи физических наук»? 

Им, жрецам, любовь к мудрости (греч. — «философия») не нужна. Им нужны математика и физика, причём не просто физика, а «физика в ящике», которая ковыряется в одном из многочисленных «ящичков», локальных подсистемок, единой, целостной Системы Космоса. Иной физики они просто-напросто не знают. Нет её ни в их разуме, ни в их сознании, ни в их замшелых учебниках, ни в их новейших «Успехах физических наук». Коротки успехи, что та кольчужка. Не налазят на Вселенную. А вот любовь к мудрости, как и любовь к Целому этим жрецам чужда. Эх, ребята, вы не любили, вам не понять!

Итак, возвращаясь к нашей любви — философии: родоначальник философской концепции объективного идеализма могучий древний грек Платон (не путать с современным чиновничьим новоязом: «платон» — «плата за тонну») делил единый мир на два иномира: мир времени и мир вечности. Мы существуем в мире времени, движения, становления, а в трансцендентном, потустороннем, недоступном органам чувств мире вечности существуют некие «идеи» и «формы». Их искажённым изображением мы, вместе со всеми вещами, и являемся.
 
               Милый друг, иль ты не видишь,
               Что все видимое нами —
               Только отблеск, только тени
               От незримого очами?

               Владимир Сергеевич Соловьёв (1853–1900)

Мир вечности — это мир истинной реальности. Соответственно, если бы не было времени, то была бы вечность, которая и служит истинной реальностью. В этой вечности нет вещества, материи, столь любимой жрецами науки. Зато там есть некие идеальные сущности, которые не подвластны органам чувств, однако, согласно Платону, подвластны разуму. 

В результате мы имеем уже две противоположные альтернативы: научную и философскую. Либо будет один миг, либо, наоборот, вечность. И тот и другое в человеческом сознании не укладываются. Ох, уж эта наука! Ох, уж эта философия!

Будут иные предложения? Смелее, товарищи!

Вопреки главному жрецу всех времён и народов некий научный еретик по имени Ли Смолин выдвигает диаметрально противоположную точку зрения на время, мол, время — вовсе даже не иллюзия, а, наоборот, единственная, к тому же фундаментальная реальность:

          «Я считаю, что время реально и имеет значение для фундаментального описания природы.
          А вот пространство, возможно, — иллюзия вроде температуры или давления:
          полезный способ организации представлений о вещах в больших масштабах,
          который, однако, едва ли годен для того, чтобы видеть мир как целое» [1].

Время из иллюзии превратилось в реальность! Что это значит? Это значит, что движение времени выступает в роли Творца, в данном случае — Творца физических законов, Творца новых явлений и состояний:

«Итак, перед нами два сценария, описывающие очень разное будущее Вселенной. В первом сценарии будущего нет, потому что нет времени. Время — это иллюзия, в лучшем случае — мера изменения. Эта иллюзия пройдет, когда закончатся изменения. В моем сценарии, привязанном к времени, Вселенная — это процесс воспроизводства новых явлений и состояний. Она постоянно обновляется по мере того, как эволюционирует во все более сложные и высокоорганизованные состояния. Результаты наблюдений однозначно говорят, что с течением времени Вселенная становится все интереснее. Вначале она была заполнена равновесной плазмой. Из простейшего состояния она превратилась в очень сложную структуру, наблюдаемую на всех уровнях в широком диапазоне масштабов — от скоплений галактик до молекул.

Постоянство роста и усложнения этой структуры вызывает недоумение, потому что оно исключает простое объяснение, гласящее, что все это случайность. Трудно представить случайное образование структур, которые сохраняются миллиарды лет и сложность которых при этом растет. И если бы наблюдаемая нами сложность была случайной, со временем она почти наверняка уменьшалась бы, а не росла» [1].

Если нет этого Творца нового, этого демиурга и созидателя, то всё уже детерминировано, как в компьютерной программе. Завел в компьютер  программу — получил результат. Только в нашем вселенском «суперкомпьютере» программа второго закона термодинамики обрекает всё сущее на разрушение, энтропию и смерть, а на самом деле процветает созидание в Космосе и жизнь на Земле. Соответственно, у «еретика» Смолина время само выступает в роли некой метапрограммы или, помилуй Бог, Метапрограммиста. Оно делает развитие Вселенной с возрастающей сложностью естественным и необходимым.

Соответственно, согласно этому «еретическому» сценарию, если бы не было времени, то не было бы роста сложности и организованности:

               «Увеличение сложности означает время. Не существует статической и одновременно сложной системы.
               У Вселенной есть история, и она рассказывает о возрастающей сложности» [1].

Ли Смолин это относит только к физике и космологии, но вопросы происхождения жизни и сознания — terra incognita для наших любимых жрецов науки. Жизнь — это штука сколь очевидная, столь и невероятная с точки зрения современных научных материалистических концепций, сплошь и рядом основанных на случайности. Вероятность случайного образования жизни равна нулю. А что такое сознание и как оно работает, наука вообще объяснить не в состоянии. Вот и вся наука!

Может, и здесь не обошлось без времени? Соответственно, в этом «еретическом» случае не было бы времени — не было бы ни жизни, ни сознания, ни нас с вами.

Наконец, самая радикально новая, «антинаучная» точка зрения на время состоит в том, что время — это не просто реальность настоящего, которое делает будущее отличным от прошлого, как считает Ли Смолин, а это самая настоящая физическая реальность:  «материя» в понимании физиков или «субстанция» в  понимании философов. С этой точкой зрения вы можете ознакомиться на странице автора данных строк.
 
В этом радикально новом взгляде Время с большой буквы является Творцом и Космоса, и материи, и пространства, и неисчерпаемым источником энергии, и Вечным двигателем Вселенной, и источником жизни и мысли. С этой точки зрения, если бы не было времени — не было бы ничего. Ни-че-го-шень-ки! Вообще ничего! Ни Космоса, ни «неба», ни «земли», ни нас с вами.

Вы будете смеяться, но такая «еретическая» (если не сказать «богохульная») точка зрения, идущая вразрез с современным научным релятивистским каноном,  имеет самые что ни на есть веские подтверждения в одной книге, которая является Высшим авторитетом для более чем миллиарда человек на планете Земля.


Примечания:

1. Ли Смолин «Возвращение времени. От античной космогонии к космологии будущего».


Продолжение следует: http://www.proza.ru/2019/06/29/573

            
                27 июня 2019