Прадо. Мадрид. часть 2

Койфман Валерий
 «ПРАДО.МАДРИД» ЧАСТЬ 2.
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Особой любовью короля пользовались работы Иеронима Босха «САД   ЗЕМНЫХ НАСЛАЖДЕНИЙ»,  1503-1504
(что было несколько странно для рьяного поборника чистого католического искусства).  Видимо работы Босха привлекли Филиппа своими изощренными странными фантазиями на темы райской жизни и Страшного Суда. Работы Босха были приобретены специально для Эскориала и ныне украшают собрание Музея Прадо, за что потомки благодарят своего короля – Филиппа II.

И лишь несравненный Эль-Греко был несправедливо обойден вниманием Филиппа II, ему не понравились работы мастера. Король нашел в них что-то крамольное, и Эль-Греко был выслан из дворца. Хорошо, что художник имел покровителей в церковных кругах Толедо, и благодаря их стараниям – мы можем увидеть полотна мастера в Прадо. ЭльГреко«Изгнание торговцев из храма»

После смерти Филиппа II, к власти пришел Филипп III, историки определили время его правления как крайне унылое. Он приводит страну в упадок, проводя политику поддержки дворянства (пенсии, привилегии). Культуре тогда отводилась незначительная роль. Ко всему прочему в 1604 г. происходит величайшее несчастье – в пожаре в Эль Пардо погибает коллекция картин.

Уже следующий король Филипп IV (тоже Филипп!) – рьяный собиратель художественных шедевров. Именно при нем должность придворного живописца занимал Диего Веласкес. Это важная веха для истории Музея Прадо.

Великолепный подарок Филиппу IV сделала королева Швеции – полотно немецкого живописца Альбрехта Дюрера «Адам и Ева».

А герцог Медина дарит дворцу – «Мадонну с рыбой» Рафаэля. Для будущего музея – это бесценные приобретения. Филипп IV не пропускал ни одной значимой художественной распродажи. Так после свержения Карла I Английского Кромвель выставил на аукцион собрание картин покойного короля. Филипп незамедлительно купил его.