Про пользу и вред от страхов

Леа Веденски
О страхе и креативном мышлении.
Любопытное явление – страх. С одной стороны нечто природное и инстинктивное, но самые интересные – это страхи порожденные разумом. В этом случае воображение выступает в роли творца реальности, в буквальном смысле слова. И чем сложнее душевная организация человека, тем изощреннее его страхи.

Каждый страх имеет свой источник, найти и преобразовать который может быть настоящим путешествием в параллельный мир, конечно если задействовать для этого креативное мышление. Как говориться «клин клином вышибают».
Все мы знаем, если одолевает страх, то воображение рисует нам самые ужасные варианты возможного развития событий. Это вполне естественный процесс.
Но никто не мешает нам направить креативный поток своего воображения.
Раз мы можем представить самое ужасное, никто не мешает нам представлять и другие вещи. Рассматривать пугающие явления с разных сторон.

Помню был такой случай на группе. Одна из участниц рассказала, что последние несколько месяцев у нее стремительно портиться зрение. Страх слепоты сдавил ее в своих объятьях, ей снились кошмары на эту тему. Она обращалась к множеству глазных врачей, один из специалистов заподозрил угрозу отслоения сетчатки.

На той группе мы использовали один из видов проявления креативного мышления - игровые импровизации.
И в какой-то момент один из участников в буквальном смысле «облачился» в ее страх слепоты. Накинув на себя большую коричневую шаль, он скрыл под ней свое лицо и обхватил руками глаза той женщины. В этой игровой ситуации страх стал отдельной сущностью, обретя способность говорить. Он сообщил нам о том, что он «мальах» (;;;; на иврите ангел или посланец), функция которого защитить ее от того, что она не хочет видеть прямо у себя под носом.
Этот «ангел», возникший в игровой ситуации помог женщине осознать и наконец-то увидеть не самые приятные вещи, которые происходили рядом с ней. Признание правды угрожало ей крушением устоявшихся представлений о близких людях, эмоциональной болью и горьким разочарованием.
И тогда она вытеснила свое интуитивное знание в область бессознательного, где это знание и эмоции, связанные с этим знанием, преобразовались в защитную систему, которая со временем вызвала и соматическую реакцию – ухудшение зрения и породила страх слепоты.

Этот случай надолго отложился в моей памяти. С тех пор я частенько мысленно обращаюсь к этой «методе».А а что если бы этот страх тоже был «ангел-мальах», спрашиваю я себя, какой была бы его функция, и что он мог бы рассказать мне?

Подобными приемами пользовался Юнг, беседуя со своими пугающими  внутренними сущностями. Так же можно найти множество случаев из жизни выдающихся людей.  Например, знаменитый Черный Человек Есенина – страх преследовавший поэта всю жизнь, от которого он так и не смог избавиться.
Или демонический «мальах» Мистер Хайд, порожденный гением писателя Роберта Стивенсона в романе «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Где злобный  Мистер Хайд – воплощенный в персонаже, вытесняемый писателем с детства страх и ненависть к доминантному и жестокому отцу.  Облачив свой страх в персонаж, рассмотрев его со всех сторон, заглянув в его темную душу, автор наконец-то освободился от этого страха и исцелил свою душу.

Страх – цена за приключение. Да и вообще, в каком-то смысле и цена за то, чтобы быть живым и чувствующим.
А креативное мышление - это защитная оболочка, скафандр защищающий психику и позволяющий нам выйти в «открытый космос» бессознательного, где наши творческие способности ограничены.

Пришли страхи - отлично, значит пришло время исследовать свой разум и душу, пришло время говорить со своими «малахим» (;;;;;;) ангелами/посланцами, которые явились, чтобы рассказать нам нечто важное...



#WedenskySchool #ЖивоеСлово #ОСтрахе #КреативноеМышление #ОТворчестве (ред.12.03.20)

Художник Peggy Bjerkan