Завещание Еремея Казловского. Щацк

Елена Ганешина
Это завещание Артиллерии подполковника и кавалера Еремея Казловского

РГИА, фонд 1343, опись 23, дело 4999

15-20 листы 

завещание Еремея   
               
«Во имя Бога в троице прославляемаго отца и сына и святаго духа Аминь.
Лета тысяча восемьсот двадцать третьяго (1823) января в третий день я, нижеподписавшийся  Артиллерии подполковник и Кавалер Еремей Иванов сын Казловский, приближаясь по зрелости летъ моих к старости и воображая о смерти могущей иногда нечаянно последовать, почему, руководствуясь Силою Всемилостевейше пожалованной российскому благородному дворянству Грамотой 22 Статьею, заблагоразсудился учинить при ниже подписавшемся духовном моем отце  и благородных сему целях сие духовное завещание и распорядится, как о принадлежащем мне ныне, равно о всем оставшемся после меня благо приобретенномъ мною движимом и недвижимом имении на ниже следующемъ положении, каковое распоряжение и да будет по смерти моей непременно исполнено и приведено в надлежащее и совершенное действие.
Первое: благопрiобретенное недвижимое имение мое, состоящее  Тамбовской губернии Шацкого уезда въ селах Дуткинlъ и на реке Сельце маломъ Агишево и деревне шаче Сабуровке тожъ с дворовыми людьми и со крестьянами, сколько оных мне ныне принадлежитъ и впредь будет принадлежать, в каком бы то количество и качестве не заключались по крепостям и по другим  всякого рода актам мужеска пола душъ с женами их и детьми, рожденными после седьмой ревизии, внучат и со всеми ихъ семействами, не изключая  и находящихся въ бегах,
с их крестьянским дворовым хозяйством, огородным и гуменным строением и со всяким имуществомъ, со скотом и птицею, с хлебом, въ гумне стоячимъ, и в земле, посеянным, и находящимся в селе Дуткино и деревне Шаче Сабуровке, тожъ Господскими домами имеющуюся в оных мебелью, Золотою, серебряною и всякаго посудою, денежным капиталом, в какой бы сумме оной не заключался, разного рода вещами, библиотекою, гардеропомъ, экипажами  и состоящими при тех господских домах садами и всякого рода скотом, птицею и со всеми прочими заведениями въ устройствах находящимся и впредъ быть имеющими с лежащего под теми вотчинами моими усадебного и принадлежащего къ оным пашенною и непашенною землею, с лесом строевым, дровяным, и всякаго рода мелким, сенным покосом, рыбной ловлей, и всякими вообще угодьи, а равно и состоящей при деревне Лесной Сабуровке на речке Шаче винокуренный завод со всеми к оному принадлежностями, медною и прочею посудою и все то, что только принадлежащим мне окажется и следовать будет, представляю по смерти моей в вечное потомственное владение супруге моей и другу Артиллерии подполковницы Елизавете Дмитриевне Казловской, которая за любовь, добродетель  и искренней ко мне приверженности достойна всякаго моего уважения и почтения.
Второе: имеющiяся по кончине моей остатся на мне казенные и партикулярные долги и сие последние, не иначе однако ж признанные ею справедливыми, удовлетворить и заплотить все безъ изъятия из оставшихся после меня наличных денег, есть ли оныя случаться, или из доходовъ съ имения быть долженствующих или же и собственностью оной супруги моей, а так равно буде кто останется и мне по актам законным, обязательствам, ломбартивным билетам и … распискам и без оных должен, то есть таковые долги, безъ исключения предоставленного, получить оной же супруги и другу моему собственную пользу.
Третье: внукам моим двоюродным, покойного Титулярного советника Гаврилы Кузнецова дочерям Анне и Марье Кузнецовым, в память любви моей к ним отказываю денег каждой из них по тысяче рублей Государственными Ассигнациями, каковуя сумму и обязать выдать им приемница имения моего.
Четвертое: хотя всему после меня имению моему за зделанным от меня награждением Старшему сыну моему, Прапорщику Александру, и стоит прямой наследникъ второй сынъ мой, находящийся ныне в военной службе прапорщик Михаил Казловский, которой и должен ожидать себе и с оного Завещаннаго мною имения награждение и получить от супруги моей по её воле, усмотрению и распоряжению, а в прочем есть ли и в без исключении оставшееся после меня всякаго рода имение предоставлено будет от нее ему Михаилу, то старший мой сын Александр требовать отъ него Михаилы о равном от супруги моей из того имения себе части ни в каком случае не должен, права на то ему нипочему не предоставляю, ибо во всяком супруги моей распоряжении тем имением … полная воля, а так как и выше явствует, что сын мой Михаила да старший Александр находятся в военной службе, то дабы они, а особенно меньший сынъ Михаила, как не имеющий собственного за собою имения и от меня еще не получивший награждения, и неотделенный по молодости лет ихъ или по другим непредвидимым случаям, не вовлекли себя в обязательства кредита, то по всем вообще открыться имеющим на них требованиямъ, как сделанным без воли моей, в чем бы оная не заключалась и ни в каком так же случае из сего завещанного моего имения удовлетворения не делать, не подвергать оное под взыскание, а ~соответствовать тем сыновьям моим собственностию их самим или приобретенною. Дочь моя, въ замужестве ныне находящаяся, Артиллерии подполковница Екатерина Лазарева- Станищева также в полной мере  мною уже награждена .
Пятое:  … чаяний , что оная супруга моя артиллерии подполковница Елизавета Дмитриевна Казловская, по преклонности ее в летах и слабому здоровью в ~скором по смерти моей или и прежде чего однако ж, боже сохрани, кончит дни жизни своей и не успеет привести всего мною ей завещаемого в исполнении и распоряжении, то в таком случае все оставшееся после ее имение, движимое и недвижимое имение, как значущееся  по сему духовному завещанию моему, такъ и после оного мною благоприобретеннаго, в чем бы оно не заключалось, все без исключения предоставляю я в награждение одному меньшему сыну моему Михаилу Казловскаму, как имеющему особенную склонность и дарование ~началом … много дознания  к хозяйственному занятию, а посему самому и возлагаю на него бережено всякое и во всех предметах выполнения сего духовнаго завещания моего. Старшему же сыну моему Александру остатся довольнымъ, как и выше явствует, особо сделаннымъ от меня до учинения мною сего духовного завещания полным награждением, за получением каковаго имъ награждения и не должен он Александр ни по каким правамъ въ оставленном после меня имение, в чем бы оное не заключалось,  входить и непочему ни во что не вступатся.
Шестое: Завещание сие восприемлит силу свою и действие не прежде как по кончине моей, а до оной волен я, что признаю для себя нужным и заблагорасужу переменить, убавить, прибавить или и вовсе  уничтожить.
И седьмое: Законные мои наследники и родственники по сему духовному завещанию, которое я учинил в полном уме и твердой памяти и по произволению моему, соблюдютъ Свято и ненарушимо и не под каким предлогом ни во что не вступатся и, ест ли кто либо и въ чемъ нибудь предъприметъ сiе Завещание оспаривать или малейшее навлекать супруге и другу моему безпокойство, тот досудится со мною на втором и страшном пришествии Господа Вседержителя и Бога нашего. Сiе духовное Завещание по воле Завещателя … Коллежский Регистратор Иван Иванов сын ~Кольсиевъ и к сему духовному завещанию Артилерии подполковник и Кавалер Еремей Ивановъ сын Казловский руку приложил, что сие духовное завещание Господином Артилерии подполковником и Кавалером Еремеем Ивановичемъ Казловским учинено съ воли его  в полномъ уме, твердой памяти и в совершенном здоровьи и подписано действительно рукой его.
Въ том свидетельствуя и подписуюсь 
духовный его отец села Дуткина церкви живоначальньия троицы Священник Герасимъ Ефимовъ.
Въ томъ  же свидетельствую и подписуюсь
Коллежский Советник и Кавалер Илья Иванов сын Звягинцов.
Въ том же свидетельствую и подписуюсь
поручикъ Николай Сергеевичъ сын Тарасовъ,
въ томъ  же свидетельствую и подписуюсь
Губернский Секретарь Алексей Иванович сынъ Язьiков,
въ томъ  же свидетельствую и подписуюсь
поручик и Кавалер Князь Владимиръ  Князь Петров сын Волконский.



 1836 года января 27 дня в Тамбовской Палате Гражданского Суда по слушании сего духовнаго завещания
Приказали: из дела сего видно
1е) Артилерии подполковник Казловский в жизнь свою, именно 1823 года января 3го, учинил домашнее духовное завещание  благоприобретенному своему движимому и недвижимому имеiю, состоящему Шацкой округи в селах Дуткино и Юрино  …  малом Агишево и деревню шачи Сабуровка, то же которое и представил в вечное и потомственное владение жене своей Елизавете Дмитриевне дочери, но не прежде как по смерти своей и с тем притом, что она Г. Козловская может передать всё завещенное сыну их … полковнику Михаилу Козловскому, дозавещал двум племянницам своим, Анне и Марии Кузнецовым, каждой по тысяче рублей.
2е) По смерти Козловского, как по справке с духовною консисторiею открылось 1834 года мая 25 числа, жена его, будучи в слабом здоровии и преклонных летах, не желая принять и вступить в завещенное ей именiе передала оное сыну своему помянутому полковнику Козловскому за изключением ~таких следующих ей указанной … ей конец,  представив 1835 года марта 11 духовное завещание, просила в отношении передачи того имения сыну своему Г.Козловскому утвердить, объявляя, что завещенное имение заключается в 184 душах … по совести … 4000 рублей.
3е) Духовник умершего Козловского села Дуткино священник Герасим Ефимов и свидетели коллежский советник Звягинцов, поручик Волконский, Губернский секретарь Языков и поручик Тарасов непренужденную волю Завещателя при здравом уме и твердой памяти, учиненную первый по священству, а последнiя присягою, утвердили 4е из числа завещанного именiя по прошедшей 7 ревизии умершим Козловским завещен о в Московском опекунстком Совете в селе Дуткино 80 душ и деревни лесной Сабуровке 34 души. Еще значится запрещение за выдачу Козловскому в 1824 году на агишевские 35 душ и в селе Дуткино 7 душ.  Свидетельства впрочем по делам палаты не видно, чтобы оное куда либо представлено, сверх того в числе благоприобретенного Козловского имения в сельце малом Агишево заключается дошедшее к нему по преданию из имения умершего майора Бунина, но купчая крепость на оное, как из выведенной справки видно, мнением Государственного совета Величайшего, утвержденным в 13 день мая 1833, уничтожена, а какое имение по окончательному решению отдано уже коллежскому секретарю Абаносимову.
Гражданская Палата из соображений сих находит, что Г.Козловская передачей благоприобретенного умершего мужа своего имения сыну своему Полковнику Козловскому исполняет волю покойного, объявленную в духовном завещании, за исключением сею формою закона облеченную, и вследствие ~чего  ~ определяет духовное завещание за исключением следующей Козловской указной части имения Бунинского, перешедшего уже, так и перейти к нему долженствующего к Абаносимову, утвердить, не подвергая приемника Г-на Козловского крепостными пошлинами, ибо в сих случаях, по основанию тома 5 Устава о пошлинах 336 статьи, таковые не взыскиваются, а потребовать только, согласно того же тома 95 статьи пункта 5, за гербовый лист соразмерно объявленной по совести цены двести рублей и за акт десять рублей и с завещанного Кузнецовым 2000 рублей пошлины 80 рублей, потом духовное внести в крепостную книгу и отдать Г.Козловской. С тем вместе оказавшiяся запрещении перевести на лицо полковника Козловского, о чем с приложением следующих на публику денег 6 рублей 85 копеек и кои так же принять от Г.Козловского. Сообщить в Губернское управление, но не приступая к сему в отношении перевода заложенного имения … (неразборчиво) приемников ~отдать наперед сие согласие от опекунского совета, о чем в оной с приложением копии с духовного завещания сообщить.
Мая 2 дня 1836 года подписал Советник Ярцов, скрепил помещик секретарь Дмитрий ~Галушев, справил повытчик Попов.
Вследствие чего означенные деньги 296 рублей 85 коп приняты и завещание по записи подлинником в книгу под № 23 из Тамбовской гражданской палаты выдано мая 2 дня 1836 года в должности казначея …
Выдана сия копия Гвардии полковнику Кавалеру Михаилу Еремеевичу Козловскому  вследствие поданного от него в сей суд прошения и последовавшей на нее резолюцией

(20 лист оборот,  тут только подписи)
за подписанием присудствующего и приложением казенной печати мая 6 дня 1848 года.

Подписал дворянский Заседатель (подпись) Данилов,
по листам скрепил за секретаря    (подпись) Дуткинский,
справил подканцелярист ~ Самуллов  у подлинной надписи Шацкого уездного суда печать
Верно:   Дворянства Секретарь  (подпись) Андреев»