Прадо. Мадрид. часть 8

Койфман Валерий
 «ПРАДО. МАДРИД» ЧАСТЬ 8
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИО (ОК. 1476/77 ИЛИ 1489/90 – 1576). Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения, Тициан оказал огромное влияние на развитие мировой живописи. Он сотворил своим творчеством своеобразный переворот основ живописи, отдав первенство МАЗКУ.
Тициан пишет ЦВЕТОМ, КОТОРЫЙ У НЕГО ПЕРЕСТАЛ БЫТЬ ДОПОЛНЕНИЕМ К РИСУНКУ, как это было у его предшественников. Он добивается великолепных художественных решений, таких эффектов колорита и освещения, величественных и прекрасных типажей, что все сходятся в том, что Тициан – один из величайших гениев, которых рождала наша планета.
Конечно, как у любого человека у Тициана  было и детство, и юность, но точно установить дату его рождения так и не удается. Он прожил необычайно долгую жизнь, даже по самым скромным подсчетам (от 100 лет до минимум 86 лет). Родной город маэстро – это Пьеве ди Кадоре, входивший во владения Венеции. Отец художника, Вечеллио был воином из старинного и почитаемого семейства. Заметив у юного Тициана дар живописца, он отправляет его учиться живописи в Венецию. Очень важной была его учеба у Джованни Беллини, представителя прославленного семейства живописцев.
Несомненно, большую роль в становлении творчества Тициана сыграл его близкий друг Джорджоне. Знакомство и дружба с  Большим Джорджо (так переводится Джорджоне) многое дали  молодому Тициану. Слава о Тициане гремела по всей Западной Европе.
В истории живописи создан облик Тициана, как абсолютно счастливого богатого и влиятельного человека. Но были в его жизни и трудности, и горе, и потери. Его жена умерла рано (при родах), они долго не могли зарегистрировать свой брак, хотя у них было уже двое сыновей. Были проблемы со старшим сыном, который вел беспутную жизнь, растрачивая отцовские средства.
Рассмотрим некоторые картины Тициана из Прадо.

«ПОКЛОНЕНИЕ ВЕНЕРЕ» (ОК. 1518-1519) – произведение, аналогов которому нет во всей мировой культуре. У подножия статуи богини художник изобразил добрую сотню
резвящихся амурчиков. Такого количества младенцев, да ещё с таким мастерством, не написал ни один живописец. Их можно долго и с удовольствием рассматривать. Что только не вытворяют эти очаровательные создания: танцуют, едят яблоки, обнимаются, целуются, тут же дерутся, стреляют из лука и спят, утомленные этой суетой.
Особый ритм в картину привносят две вакханки, врывающиеся в композицию справа от алтаря Венеры. Кажется, что вакханки шагнули в эту картину из другой картины – из «Вакханалии».

 «ВАКХАНАЛИЯ» (1520-1521). Эту картину назвали торжеством мгновения. Действительно, перед нами торжество жизни, вдруг на какое-то мгновение, замершее по воле волшебника.
Герои картины, как гости во дворце Спящей красавицы, готовы  в любой момент продолжить свой праздник. Причем в этой сцене нет той откровенной эротичности, которую привнесет в свои полотна Рубенс, не раз копировавший это произведение Тициана. На картине изображен момент праздника в честь бога вина Вакха. Спящая обнаженная красавица на переднем плане, скорее всего, мифологическая Ариадна, рядом с ней Амур.
Женщина в центре (лежащая) олицетворяет музыку. Моделью для этой фигуры послужила Виоланта да Пальма, прелестная венецианка, вскружившая голову молодому Тициану.
На переднем плане – небольшой листок бумаги, где помимо нотных знаков есть надпись:
«КТО ВЫПИЛ, НО НЕ ПЬЕТ СНОВА, НЕ УМЕЕТ ПИТЬ...». Красив и изыскан колорит картины.
Голубые, розовые, белые одеяния отливают перламутровым блеском, что подчеркивается нежностью освещения. Вся эта сцена заставляет отвлечься от мрачных мыслей, погрузиться в атмосферу праздничного, бесшабашного веселья.

 «ДАНАЯ» - это один из четырех вариантов, созданных Тицианом. Основная «Даная» хранится в Нац.музее в Неаполе. Две другие картины – в Эрмитаже и в Музее истории искусств (Вена).
Известно, что сюжет «Данаи» посвящен рождению Персея – героя Эллады, победителя ужасной медузы Горгоны. Если верить Вазари, то Микеланджело видел эту работу. Он, правда, сетовал, что в Венеции не учат правильно рисовать натуру, слишком много внимания уделяется цвету.
«А в остальном, - отмечал Буонарроти, - лучшего и большего нельзя себе представить, имея в виду прекраснейшее дарование и его изящнейшую и живую манеру» - вот так великий гений Возрождения, довольно скупой на похвалы отозвался о «Данае» Тициана.

В некоторых работах влияние Микеланджело на творчество Тициана явное.
Таков – «СИЗИФ».  «Сизиф» - сын бога ветров Элла, мифологический основатель города Коринфа. Он отличался своим коварством, хитростью и изворотливостью. В конце концов, Сизиф был наказан богами. Тема всем известная. Художнику удалось блестяще передать момент, когда камень должен вот-вот сорваться, и человек делает все, чтоб его удержать.

 «ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ» - сюжет, любимый художниками Возрождения, так как позволял выразить всю глубину человеческих эмоций. Построение картины очень простое.
По традиции изображены: Иосиф Арифамейский – у головы; тайный ученик Иисуса – Никодим; Богоматерь и Святые Жены. Считается, что это одно из самых «сильных» живописных творений, которые можно увидеть в Прадо.

 «АВТОПОРТРЕТ» (1566) – это своеобразный итог творческого пути Тициана. И это был как бы вариант исповеди старого художника. Изображен старый, но не дряхлый человек, взгляд устремлен вдаль. Годы дали художнику мудрость и опыт, умение видеть суть событий и людей. Поражает чувство собственного  достоинства. Интересно, что, воображая внешний облик Тициана, вообще трудно представить его юным или даже молодым человеком.
Возможно, свою роль сыграли автопортреты, где он глубокий старик. Но, скорее всего дело в силе его искусства, которое было изначально настолько зрелым и качественным, что трудно представить, что такие полотна мог создать безусый юнец (Интересно, что в случае с Рафаэлем – всегда впечатление художника молодого, цветущего).