Письмо 888. 29 06 19. Быть или казаться?

Елена Вагнер Федосеева
Письмо 888. 29 06 2019. Быть или казаться?

Намерение с вечера было: посетить поликлинику… Но… ночь… время творчества и размышлений «о Главном»… в результате – новая глава в новую книгу. КНИГА. О ГЛАВНОМ. Соответственно, с видом рассвета можно ознакомиться на моей инстаграмной страничке… Ах, вы спите по ночам? А я, к сожалению, нет… уже давно… но иногда, когда никто не мешает, ни Муза, ни другие «посетители», я с удовольствие обнимаю свои кружевные подушки и сон бывает на редкость сладким и нежным… Но это очень редко… к сожалению…

Сегодня  28 06 19 в Москве дождливый день… серое небо… мокрые аллеи парка… Но я выглянула в окно, реагируя на звуки женского голоса… каково же мое удивление: в парке за окном в такой дождь идет репетиция… Воздвигнут временный шатер и сцена… Тут же вспомнились мои уличные выступления в Доме моделей по случаю «народных гуляний»… я капризничала, не соглашалась… но в итоге, за компанию с моими подружками все же соглашалась… за определенную плату, конечно… Кстати, недавно мы с моими коллегами по подиуму увиделись воочию…Мы посчитали, что не виделись 30 лет!!! Тридцать… Света и Наташа…

Сколько всего было, сьемки, тв, дефиле, командировки с модными показами на Север… Мы встретились сначала на Большой Никитской в «Кофемании», потом пошли в « Bosco», потом вновь вернулись на Б. Никитскую, сели в ресторанчике напротив Консерватории… Я осознала, что с противоположной стороны никогда не «имела чести» лицезреть Большой зал Консерватории… новый ракурс… новизна ощущений… Говорила, в основном, Наташа… говорила о себе, о Портофино, о своем любимом уголочке земли, о встрече с Берлускони, о своем возлюбленном немце Клаусе… Мы со Светой в основном, слушали, едва успевая в перерывах бесконечного Наташиного спича показать фото своих детей и внуков друг другу… Я подвезла Свету до метро… А Наташа пошла ночными переулками в «Елисеевский»…


- Зачем ей в эти переулки? Если можно прогуляться по Тверскому бульвару… наряднее… и безопаснее, - подумала я, но переубеждать не стала…
Мы обнялись на прощание… все вместе… втроем… Когда мы теперь увидимся? У всех своя жизнь… Но вместе было не плохо… даже скажем, в определенном смысле – хорошо… Наташа готовая артистка… Невероятно эмоциональна… Пристроить бы ее в какой-то театр на характерные роли… Комедийность ей была бы очень к лицу…
А за окном – дождь и репетиция…

- Вот кто рискнет петь под дождем? – вопрошаю я. – А как же голосовые связки? Выдержат ли они? Но девушка поет очень неравнодушно… я бы сказала – с настроением… Жалко мне уличных артистов… Нелегок этот труд…. Бродячие артисты… ассоциации… Но как же они счастливы… думается мне… Счастливы ли?


Сегодня меня куда-то приглашали… на какие-то незапланированные встречи… Но… погода… лень… не слишком высокая заинтересованность с моей стороны… да еще Муза прилетела неожиданно… и пришлось сесть за комп… Результат моих сегодняшних рассуждений перед вами:


КНИГА. О ГЛАВНОМ.

Гл. 29. Быть или казаться?

Быть или казаться? Этот вопрос волновал мое беспокойное воображение в моей научной юности. Вот так случилось, что с подобной постановкой вопроса, я столкнулась в творчестве Омара Хайяма… Вы помните?

«Вместо злата и жемчуга с янтарём
Мы другое богатство себе изберём,
Сбрось наряды, прикрой своё тело старьём,
Но и в жалких лохмотьях останься — царём!»

Я носила маленькую книжечку с рубаями Хайяма в сумочке. Я читала их везде: в метро, в транспорте, в ванной, в кафе, в перерывах между лекциями в академии, по мере надобности и уместности делилась со студентами во время лекций, я читала эти премудрости перед сном,  у моря на отдыхе, в садах и парках… везде…
Я гуляла по роскошному парку санатория Совмина СССР «Зеленая роща» в Сочи в абсолютном одиночестве после неудачного «матча» по теннису с одной дамой и измученная неудовлетворительными трансакциями с моей визави ( несовпадение уровня развития интеллектов и соответственно, мировосприятия) проникалась хайямовскими истинами, которые оказались прямо в тему:

«Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно не мало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало…»

В качестве « с кем попало», конечно, была та моя партнерша по игре в теннис…  Освободившись от ее несовершенного для меня общества, я почувствовала кайф жизни просто от того, что я гуляла по тропическому парку, созерцая голубое небо и просвечивающее сквозь деревья августовское море… пряное и теплое… слушала пение птиц и в полной мере познавала кайф «одиночества», которое на деле обернулось невероятным блаженством…

Я не стану делать парадоксальные заявления… я напишу так, как есть…как было…как чувствовалось… Конечно, в памяти народной отпечатываются некоторые парадоксы, например, «стремление к положительному – есть отрицательный опыт»… Камю, кажется… Но не в авторстве дело… важно, что это услышали… услышал близкий мне человек, например, и сообщил о своем познавательном открытии мне… Я сообщаю вам, дорогие читатели… Это означает, что «нерукотворный памятник» автор запомнившихся народу «перлов» себе в веках воздвиг… у него получилось… Это не просто «бла-бла-бла», чем мы сейчас занимаемся… (я занимаюсь, в частности)… Впрочем, поток сознания не остановить… Вот так течет моя мысль… Это проникновение в Тайны творчества… словотворчества… Это мой стиль… Но вернемся к главной теме:
 
БЫТЬ ИЛИ КАЗАТЬСЯ?

Много позже, во время интервью с мэтром моды Славой Зайцевым, я задала ему тот же вопрос, который волновал меня: быть или казаться?
Ниже отрывок из интервью, которое состоялось в Доме моды на проспекте Мира  21-го февраля 2002 года…


ЕВФ: Сейчас появилось больше возможности посвящать время развитию личности, познанию мира, не привлекая к себе чрезмерного внимания «ярким оперением» …

Слава Зайцев ( СЗ): Да, появился достаток, люди тратят деньги на отдых, на поездки, на приобретение недвижимости, строят дома, благоустраивают жилища. Одежда становится вторичной. Русская женщина никогда не позволяла себе быть красивой. Красота преследовалась. Сейчас наступила эпоха расцвета русских женщин. Русская женщина поражает мир своей элегантностью, красотой. Если она имеет возможность проявить вкус и средства для реализации свои мечты, она становится совершенной. В мире есть отдельные личности, обладающие чувством вкуса. Но в России – их сотни, тысячи. Я испытываю удовольствие и радость, бывая на серьезных приемах. Люди следят за манерой одеваться, держать себя, создать нужную ауру. Я наслаждаюсь образами русских женщин и мужчин, о которых мечтал.

ЕВФ: Омар Хайям несколько столетий назад призывал:

«Вместо злата, жемчуга с янтарем
Мы другую одежду себе изберем.
Сбрось одежду, укрой свое тело старьем,
Но и в жалких лохмотьях останься царем…»

Можно ли поспорить? «Быть» или  «казаться» - вот в чем вопрос?

СЗ: Лучше быть, чем казаться. Конечно, «быть» можно и в «лохмотьях». Порода проявляется в том, как держит человек спину, насколько он  не суетлив. Можно надеть роскошную одежду и быть плебеем. Среди новых русских есть личности, которые добились материального достатка, но пошли дальше не по линии накопления, а по пути совершенствования интеллекта, изучения культуры и приобретения знаний. Люди приобрели манеры, но в глазах еще просвечивает прежнее выражение. Хотя у некоторых уже появился лоск, хороший, достойный, который затмевает прошлое. 

ЕВФ: И все же, являть миру истинную красоту души или прятаться  за видимую форму красивого платья и изыски манер?

СЗ: Возвращаясь к Омару Хайяму, понимаешь бренность бытия сегодняшнего… Конечно, порода есть порода и ее не передашь ни шмотками, ни драгоценностями… Плебей останется плебеем до старости. Редко удается преодолеть родовое плебейство. Люди пытаются «казаться». Во Франции меня познакомили со старой русской княгиней. Она была скромно одета, черное платье, но брошь на груди – роскошная: 18-19 век. Тишина общения, повороты головы значимые, не суетливые. Общаясь с ней, я погружался в тишину и тайну. Я «прикасался» к далекому прошлому, к духу женщины, воспитанной на лучших русских традициях. Это  чарующе. Я не аристократ по происхождению. Для меня общение с таким человеком - всегда открытие. Мне повезло в жизни. Я много общался с высокоинтеллектуальными людьми, с ними обретаешь покой и свободу: не надо суетиться, лицемерить, приходится быть самим собой. Тебя обнажают до предела…  «Вкус молчалив, кричит безвкусица».

ЕВФ: Вы полагаете, все зависит от воспитания?

СЗ: У нас утрачена система воспитания, культура. Старушки-носительницы традиций русской культуры ушли в мир иной, а те, кто  остался – «дышат на ладан». Существуют попытки создать супердорогие школы для избранных. Детей стригут, одевают, «лакируют» с пятилетнего возраста. Но люди-то, их большинство, к сожалению, изначально – плебеи…

ЕВФ: Фальшь видна, несмотря на  сюртуки, бабочки, галстуки, перчатки… Суть замаскировать невозможно и опытный глаз видит все наносное, поверхностное…

СЗ: Фальшь достается в наследство от родителей. Дети не виноваты. Надеюсь, они воспримут настоящее, а не то, во что их рядят. Раньше французы-гувернеры занимались с русскими аристократами, Сейчас детей отправляют учиться в Англию, Америку, Германию, во Францию. Возможно, новое поколение людей здравого смысла станет примером, и за ними потянутся все остальные… Я  стараюсь не зацикливаться на страшной российской действительности, иначе можно сойти с ума.

ЕВФ: Когда вы смотрите на человека, на что Вы обращаете внимание в первую очередь? Вы чувствуете или видите?

СЗ: У меня  «компьютер»…

ЕВФ: В обыденной жизни  Вы воспринимаете людей «на автомате»?

СЗ: ( Устало) Да…

ЕВФ: Часто Вы позволяете себе роскошь выйти за пределы этой «механики», чтобы пообщаться на чисто человеческом уровне? Чтобы отдохнуть душой или это происходит редко и воспринимается как подарок судьбы?


СЗ: В жизни есть женщины, которые, действительно, воспринимаются мною как подарок судьбы. Например,  Людмила Яралова. Мы вместе пишем вторую книгу.  Человек необычайно воспитанный, интеллектуальный,  интересный.  Она заполняет собою все пространство. Она подарила мне два года своей жизни в моей усадьбе под Москвой. Она работала, обобщала собранный материал. Меня не тянуло на  тусовки. Мне было достаточно общения с ней. Я получал от нее интереснейшую информацию о нашем прошлом, о жизни царского двора, об удивительных женщинах начала XX века. Из нового поколения молодых - Таня Сорокка. В прошлом она топ-модель европейского подиума, живет в Сан-Франциско, начала серьезно заниматься теорией моды, журналистикой, работает для русского «ВОГА». У нее огромный интерес к  происходящему в мире. Она  высоко интеллектуальна, живет в мире постоянно обновляющейся информации. Ее муж Серж Сорокко – галерист. Он предоставил мне возможность выставить свои рисунки, живопись в своих галереях в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке.  Таня тоже влюбилась в бизнес мужа. Она коллекционирует платья, обувь, аксессуары, украшения, перчатки и  фантастические сумки начала XX века. Она выходит в свет в платьях от Поля Пуаре, ранних платьях от Шанель или Балансиаги.. Общаясь с ней, я  заряжаюсь ее страстью. Таких людей среди моделей не так уж много. ОНА ВРОДЕ ВАС: высокая, красивая, такой же типаж, энергичная и в то же время – трепетная… Она создана для общения, для любования… Как и Вы…

( прим. ЕВФ: Постфактум замечу, что по прошествии многих лет этот скупой комплимент из уст великого кутюрье радует меня несказанно… вернее, даже не просто радует, а согревает мою душу и сердце… эти нестандартные по форме и содержанию, глубокому смыслу комплименты, которые мне приходилось слышать в свой адрес от людей великих и далеко не примитивных по сути своей, несказанно дороги мне…я помню их всегда… это поднимает мою самооценку… хотя… справедливости ради скажу: вероятно, она у меня завышена… уже… а впрочем, со стороны видней)

ЕВФ: Вы красиво сказали… «создана для общения». Великое счастье в жизни и  большая роскошь – ощутить прелесть общения. Гений может быть востребован только гением…  Как известно, Ваш клиентский «портфолио» наполнен известными именами… С кем из «звезд» было приятнее работать? Может быть, у вас осталась особая теплота, удовлетворенность от общения?

СЗ: Со всеми работать было интересно и приятно. С Верой Васильевой я впервые ощутил радость приобщения к ярчайшей личности, когда мы работали над костюмами к спектаклю «Женитьба Фигаро». Непревзойденная Юля Борисова («Принцесса Турандот»), Клавдия Ивановна Шульженко, Мария Ивановна Бабанова. Боже, как мне повезло, меня пригласили делать костюмы к ее  спектаклю. Я видел, как она работает! Сейчас таких актеров очень мало, или они другие. Любовь Петровна Орлова - изумительный человек…Я рисовал костюмы к ее последнему фильму и для повседневной жизни. Я счастливый человек… Ангелина Степанова, Галина Волчек, Марина Неелова, Татьяна Доронина, Иосиф Кобзон, Людмила Зыкина, Т.Синявская, М.Магомаев. Они мне доверяли. Я гордился дружбой и восхищался ими. Когда ты работаешь с человеком, ты должен его любить. Нельзя относиться к работе, только как к работе. Это часть  жизни и когда перед тобой  человек стоит открытый для созерцания, себя тебе доверяет, ты не имеешь права нарушить тайну создателя и музы…


Я бегло перечитала этот отрывок из интервью… И удивилась несказанно… В качестве наиболее приятных личностей Вячеслав Михайлович назвал, в основном, актеров, актрис, певцов… С некоторых пор я не люблю артистических личностей… Эти « игры воображения» меня не пленяют… Хотя утвердилась во мнении, что для большинства « жизнь – это только игра»… это позиция «пофигиста»… не принимать все происходящее всерьез… не серьезное отношение к жизни… Да-да… принимаю факт, что без чувства юмора жизнь превращается в кошмар…
 
Сегодня с коллегой по академии и по кафедре Людмилой К. говорили о мироустройстве, миропонимании, о медитативном образе жизни, о нашей планете «выбора» и есть ли этот пресловутый выбор, о «розовых очках», которые и помогают и мешают жить… Я созналась, что на этот сезон я приобрела себе новые розовые очки в прямом смысле… через них очень приятно смотреть на мир…

- Вот и смотри! – сказала Людмила в качестве своеобразного «резюме» и добавила, - но не вляпайся в какую-нибудь «неприятную историю» в результате добровольного «осветления « этого мира и розовой вуали на глазах… впрочем, тебе не привыкать…

Ах, вот и вскрылась причина моих «творческих мытарств»… Розовые очки на носу… Отсутствие реальной оценки ситуации… Не умение распознать вовремя: кто перед тобой? А перед тобой опасный зверь в облике человека! И если реально осознавать все «преимущества» общения с такими персонами, то лучше пойти «своим путем», соблюдая правила «Божественной дипломатии»… а вот розовые очки «осветлили ситуацию и особь в человеческом обличии, которая на деле оказалась зверьем… а на лице – маска красавца писанного… тело полубога… а внутри – зверь!


Счастье ли это? Ходить в «розовых очках»… Почему-то вновь вспомнилась история Иисуса… Его не желание бороться с темнотой этого мира… а по-существу, с темной материей, природой плоти… Вспомнились наш местный батюшка из церкви рядом с домом, Феофан Затворник, Иоанн Крондштадский… все они принадлежат к категории святых христианского мира… Они воспринимали плоть, как бренность и ценили оргазмические состояния духа и пребывания тонких материях бытия… Я намеренно делаю акцент на кайфе духовных, высоких состояний сознания, применяя отнюдь не христианские термины, не сочтите за наглость, дорогие читатели…

Хасидская мудрость вполне понятна, расставляются некие точки над «И»… Хочешь жить в раю в ТОМ мире – молись и постись… Хочешь жить в раю в ЭТОМ мире ( плотном) – займись торговлей…Хочешь рая и в том, и в этом мире – встань на путь познания!


Познание… не только окружающего мира, но в том числе и самого себя… познание самого себя … вот в чем необычайный кайф… Я люблю высказывание Шопенгауэра: « Будучи в Париже, наслаждайтесь не Парижем, а собой в Париже!»… Вот этой фразой я выиграла некогда спор с одним из братьев Стругацких… Как теперь понимаю, с Борисом, поскольку встреча произошла в середине 90-х прошлого века сначала в редакции журнала « Химия и Жизнь», потом в Переделкино, когда мы все вместе с молодыми журналистами, членами «тайного Круглого стола» ( шучу, конечно…Но нас в редакции  называли «новобранцами»… это была студия научно-популярной журналистики…Понятно, откуда такой полунаучный слог?)  Мы ходили все вместе на могилу к Пастернаку и давали клятву верности профессии журналиста: не врать! Никогда!

Я соблюдала это условие во всех своих публикациях… Я сознательно не поднимаю т.н. «щекотливые темы»… я понимаю, что каждая истина бесконечна… и т.н. «правда» весьма условна, в зависимости от миропонимания, точки и угла зрения говорящего… Поэтому… я говорю о Любви в своем творчестве… Only about Love...

Мне нравится высказывание одного восточного мудреца : земная жизнь так коротка, успеть бы полюбить… хоть кого…хоть кошку, хоть собаку, птицу… цветок, наконец… розу, например… как Маленький принц Сент Экзюпери… или хотя бы самого себя…
Любовь… относительно безболезненная тема… хотя… как посмотреть… « Любовь, что движет солнца и светила»… Ах, этот всепоглощающий обман… Я написала много стихо и мини poems на тему любви… но повторюсь, что истина и суть любви ускользает… как и соль и смысл жизни… Мой близкий друг говорит, что единственный смысл жизни: просто жить… Я постепенно с ним соглашаюсь… Хотя ранее придерживалась иной точки зрения…

Основной смысл жизни, как видится теперь, с высоты полученного опыта, - само соврешенствование, саморазвитие, самопознание… и в этом смысле весь окружающий нас мир и социум, конечно, нам в помощь…

Как, например, узнать, что укус ядовитой змеи смертелен? Только послушать мудрецов и очевидцев, прочитать умные книги, получить хорошее образование, не прогуливать уроки «Зоологии», в частности, чтобы знать «ху из ху» в окружающем мире…

В общем, основные сферы жизнедеятельности оформлены в научные знания, описаны в учебниках и научных трактатах… «Читай! Не хочу!» Учись на примере опыта других! Но… многие предпочитают собственный опыт… Я много говорю на эту тему… Об этом мы говорили сегодня с моей академической коллегой Людмилой К…. В частности, мы обе, будучи кандидатами наук в области Мировой экономики, создавали и развивали научное знание в этой области человеческой жизнедеятельности…

Обобщение чужого опыта, анализ и синтез новых знаний – это тоже раздел и сфера научных исследований… Мы с Людой пришли к заключению, что занятые деятельностью по обобщению опыта, наработанного в сфере Мировой экономки, мы совершенно не знали живого мира за стенами нашей элитной академии… А мир разнолик… люди различны… Мы были и защищены, и обесточены одновременно своей сферой деятельности… Соприкосновения с реальными мирами происходили опосредованно… через научные знания и опыт других, в частности…

Людмила сказала:

- Ну, если хочешь, можешь и дальше прозябать в этих искусственных мирах… с меня – довольно!

Мы говорили о выборе…

- Иногда мне кажется, что все предопределено… - сказала я осторожно…

- Ну, дорогая… ты в определенном смысле фаталист, - заключила доцент, кандидат наук Людмила К., - я предпочитаю думать, что выбор есть… хотя бы в плане реакции на происходящее в нашей жизни…

Вот оно ключевое слово – «реакция» на происходящее… как странно… мы можем реагировать только на то, что есть в нас самих… и вот тут встает вопрос о честности с самим собой…

Есть в моем окружении еще одна молодая и красивая женщина… странная очень, надо сказать… прагматичная до невероятности… Катя получила образование тета-хилера, обучалась у многих магов, в т.ч. и у победителей «Битвы экстрасенсов»… Несомненно, принадлежит к четвертой касте … касте магов… Когда мы с ней познакомились в группе « Стихотерапия» у Алисы Т., мы притянулись друг к другу моментально… Что-то неизмеримо общее…и различное одновременно в нас обеих…
 
Встретив ее этой зимой, я очень удивилась ее ментальному росту… Хотя высшего образования у Кати нет, но ясно понимание этого мира, законов его функционирования у Катерины очевидно… Мы ходили на обучение к одному и тому же мастеру-магу… Я убедилась в том, что он не стесняется использовать свои магические способности, чтобы «применить насилие» к непосвященным… По-существу, он блокирует тех, кто мешает ему жить, нападает первым… Вот так… не соблюдая принципа «ненасилия», который соблюдают неукоснительно некоторые просветленные эзотеристы…

Сегодня мы говорили с Людмилой К. и о людях-зверях… Да, собственно, любой человек с «непромытыми образованием» мозгами – зверь… Вопрос лишь в том, какими знаниями напичкан мозг-компьютер… Как просто это осознание… чистая спонтанность выводов… Даже в ущерб самочувствию…

Чтобы все же прийти к какому-то выводу и ответу на вопрос: быть или казаться?, я приведу пост моей Кати-тета-хилера в Инстаграме, который и послужил неким «толчком» к сегодняшнему размышлению… Катя пишет:

«Если внутри у вас страх, жизнь будет пугать вас.
Если внутри - агрессия, жизнь будет «нападать» на вас.
Если внутри у вас желание бороться, вы получите соперников.
Если внутри у вас чувство вины, жизнь найдет способ вас «наказать».
Если внутри у вас обида, жизнь будет давать поводы обижаться еще больше.
И все это с одной целью: показать вам то,
чем вы являетесь,
что носите в душе.
Жизнь видит вас таким, какой вы изнутри.
А вовсе не теми, какими мы хотим показаться ей и окружающим людям...

Вот и все… принцип «Зеркала» в действии… Быть или казаться? Выбирайте! Но учтите: казаться все равно бесполезно… не лучше ли все же БЫТЬ?

29 06 19, Мск.

А репетиция в парке наконец-то закончилась…я не люблю джазовые композиции… не люблю…не мое…!!