19. Как дети! БардАк -АкБард. фестиваль и рыба. Ду

Юрий Игнатюгин
                Как дети!
                (БардАк)-АкБард.


   Фестиваль бардовской песни Новосибирского Академгородка на берегу Бердского залива.

   Попал я туда совершенно случайно, поскольку совсем не бард. И к современным песням почти равнодушен, а вот потусоваться среди любителей, это моё!
   Ехал я на днях к другу на свидание в «восьмёрке», автобус этот исстари ходит в Академ, и встал на задней площадке. И пристала ко мне молодица – садитесь пожалуйста, да садитесь пожалуйста! Я смотрю на неё и думаю -я ж еще мог бы на такой даже жениться, а она за деда меня принимает…. А она продолжает «заигрывать» - зазывать на своё место. И уже даже порозовела от смущения. И я начал краснеть, пока внутри. И пока краска не выступила наружу, вынужден был сесть и, как престарелый жентильмен, занимать стоящую молодку Олю беседой.
   24 минуты ехали мы до Нижней Ельцовки и я узнал всё о её семейном положении, образовании, планах на будущее, и кое каких интересах. Заодно дал ей свой телефон с вацапом, пригласил на свой сайт и даже в поход выходного дня с заходом в Зашиверскую церковь. Она же советовала наоборот – начинать поход от церкви к морю и там, на брегу моря Обского посидеть у костра. Там не возбраняется – кругом пески и пожара не будет. А без костра скучно! Наш она человек, оказалось! И подтвердила это через день посылкой вацаповой с инфой об этом фестивале. И дала маршрут как добраться. В общем окружила заботой.

   В церковь мы не пошли и никому не советую туда «ходить». Стоит она хотя и недалеко от моря – 7 километров, но у дороги жутко проезжей. Это мы выяснили в разведочной поездке.  Идти пешком, да еще с детьми, по обочине, в выхлопах и пыли, мы передумали. И в пятницу вечером, часам к десяти, на двух машинах поехали искать фестиваль.

   Найти его не совсем просто. Потыкались мы, помыкались в темноте по разным дорогам и тропам лесным за Новым посёлком, и спросили у сторожа очередного пионерлагеря – не знает ли он о таком сборище?

   - А вы чо? Не слышите разве? Вот же в кустах они базлают!

   И точно! Если прислушаться, то можно услышать какую-то музычку…. И мы поехали плутать дальше и в дебрях и бездорожье, наткнулись на двух глазастых красоток под охраной четырёх бардов. Они были без гитар, но с бардами и даже с шнурбардами - усами.  Эти мытари без шлагбаума и алебард, собирали милостыню для организации шабаша. Мы дали 500, а Марина протянула 1000 рублей. Сдачи не было – пожертвование! И через полкилометра, приткнув в кусты машины, уже топали по темноте к светящейся эстраде. Откуда лились чарующие звуки скрипки.

    Тропа вилась мимо костров и машин, палаток и толп народа сидящих возле костров, машин, и палаток. Все что-то варили, что-то пели, гремела посуда и звенели смех, ложки, стаканы, гитары. Сияли улыбки – народ в основном молодой и зубастый!

   Мы пришли и повалились прямо на землю усыпанную сосновыми иглами. Вокруг сидели любители послушать, а напротив, на эстраде, любители поговорить и попеть. Длинные речи устроителей уже закончились и начали петь про Штирлица. Вот такие нынче темы. Мюзикл из жизни Броневого, Визбора и Тихонова привезли в Новосибирск москвичи. И даже рояль прикатили оттуда. Электрический. За ним сидел роялист определённой национальности. Впрочем, их тут было много. Можно было вычислять по скоплению народа. Чем больше зрителей, тем определённей национальность барда.

    Понюхали мы дыма, послушали песни, музыку, попили из Катиного термоса кофе с коньяком и решили, что нужно утром сюда обязательно вернуться уже с коллективом который сейчас спит и видит во сне Зашиверскую церковь. Ведь уже у них котелки и рюкзаки подготовлены стоят под кроватями. Коллектив обещает быть немалый. Еще из Германии я заручился обещанием принять участие в этой экскурсии не менее двадцати человек! И никто еще не знает, что наше сиятельство передумало. Думаю, будут бить! Не больно. А фестиваль им даже больше понравится.

    Между тем мюзикл про Штирлица, наконец, закончился и опять стали петь приличные и понятные песни из русской жизни. Но мы уже настроились на ретираду и ушли к машинам, миновав на выходе из леса Чёртову Бабушку. Так назывался мусорный контейнер. И мы туда адресовали и наш мусор.

   Часа в три ночи были дома, а в 10.10 у нас электричка от Речного вокзала. И там, во втором вагоне, нас будут ждать подъезжающие с Главного вокзала разнообразные жаждущие увидеть Зашиверскую. (Заинтригованным поясню – церковь эта, вся деревянная, вывезена с Нижней Тунгуски из за шиверы. Называется она именем какой-то святой, но зовут Зашиверской. Стоит теперь на поляне за Академом. И всегда закрыта, но я добился экскурсовода. И потом пришлось от заказа отказаться.)

   И утром мы были на перроне. И не приехали на встречу и не пошли с нами в поход:
   Утомлённая отчетами булгахтерша и бывшая альпинистка - спелеологиня и мастерица спорта Валя, её подруга и тоже спелеологиня, но нынче садистка-дачница Ирина, устроители музея Счастья Ирина и Юрий, сделавшаяся нездоровой ПВДэшница Зоя, всегда лёгкий на подъём, но сегодня утром чихнувший Ротов с сыном, Оля из автобуса номер 8 с сынулей, трое неизвестных хотящих в поход с коими я познакомился на днях в метро.  Внуки и дети Танины тоже пренебрегли, а их было бы семь штук!

   И получилось нас одиннадцатеро!  И вышли мы на берегу моря и побрели вначале по обочине, а потом по параллельной ей просеке. Под нами, в земле, был газопровод и таблички над ним. Вот по ним мы и пришли к фестивалю. По пути нашли много интересного и даже съедобного. Например, паучки и бабочки интересовали мою сноху Юлю и моего мелкого внука Григория, сныть и дудки попробовал старший внук и Катя с сыном Егором, сестре очень понравились огоньки или жарки. Их мы увидели в лесу и обязательно сфотографировали, а на выходе из леса  нашли «фу», по выражению моего сына Антона. Остальные стояли молча, и только мы с Таней сказали радостно: «Ага!», и тут же стали кидать в мешки. Стоявшие в раздумье Катя и Саня нерешительно взяли тоже по штучке и долго нюхали, а потом отдали мне.

   А это была РЫБА! В лесу! Точнее на лесной дороге, просто в колдобине, лежала рыба. Ничья! Судаки и окуни. Вообще-то она уже была мёртвой, но ещё пахла рыбой, и мы её забрали с собой. Правда из вежливости взяли не всю, а только ту, что просилась – самую крупную. Гадать о природе этого явления долго не пришлось – ямка недалеко от трассы и браконьеры из леса, явно, увидели патруль и расстались с запрещённым до 10го июня уловом.

   Не доходя с километр, на обочине насобирали хвороста и понесли его в лагерь. Кто волочил, кто-то тащил за комель, а мой внучек тянул ветку за макушку.  Неизвестно будут ли там дрова, но у нас будет свой костер. Или пустят к чужому. Со своими-то дровами.

   Миновали вчерашнюю мытню – тех же девочек с уже другими бардами – безбородыми. Платить уже не стали и нас пропустили – поверили во вчерашний взнос. Хотя билетики нам давали вчера – какие-то марки дающие право на питьевую воду. Но они остались в машинах. А вода у нас была с собой. Я почему про воду вспомнил? Потому что это говорит об организаторах хорошее. Вот воду предусмотрели, чтобы из моря не пили…. А еще мусорный контейнер. И туалеты!!! Я в них не побывал, но видел издали. И замечательно то, что остальное было совсем не зарегулированным! Никто не ходил с повязками и не указывал, куда поставить машину и не запрещал костров. И вообще, если бы не громовые речи в неважный микрофон, сопровождавшие эти мероприятия, то можно было бы подумать что эта толпа собралась тут стихийно! Но любят «администраторы» блеснуть красноречием и краснабайством. Шутить они не любят, а вот велеречиво представлять очередного певуна, это пожалуйста. Но речи с трибуны мы знаем как нужно воспринимать. И не только мы, но и они. Нам песни подавай, а не то сами запоём!

   Дело в том, что мне пришлось тоже выступить и меня тоже не слушали, а сынуля мой так вообще, как только я двинулся в сторону эстрады, от стыда ушел в кусты. Он-то знает, что я буду петь или читать стихи. «Ну, началось», сказал он  жене Юле и по совместительству моей снохе, и скрылся из вида.  Их обоих я разочаровал – на эстраду влез, но только для того чтобы вручить конферансье посылку из музея Счастья.

    (В этот музей меня зазвали его хозяева и весь вечер вчерашний пели мне песни и заставляли меня им подпевать, при этом подливали и подливали, а в конце  вручили, мне осчастливленному, эту посылку адресованную фестивалю.)

   Я был краток и четыре медали с обещанием сбычи счастья передал с поручением наградить ими самых лучших певунов. Независимо от наличия или отсутствия бород.
   Испытывать терпение зрителей своим пением не стал. Не созрели они для фольклора.

   И пошел чистить рыбу. Ко мне присоединились еще две Тани. Чистили мы их прямо в прибое Бердского залива. А потом обильно посолили собранной Катей с миру по крупинке солью и, самую крупную начали запекать на чапсе.

   Чапса это палочка оструганная в виде сабельки и на неё распнутый окунь одевается. Втыкается в песок у костра и через пять минут уже можно пробовать. Первую испечённую рыбку я выложил на «стол»  в виде клеёнки постеленной на землю и не успел оглянуться, как мой сынуля сделал своё второе сегодняшнее «фи» и зашвырнул деликатес  в овраг!  Потом сообразил, что что-то не так сделал и остальных рыбок просто игнорировал. А мы их съели! Да и как не съесть – это же любимая еда любого обского татарина – ханса-ли, манта-ли, а об остяке (ли) вообще молчу! 

   И вот, слушая бардов, мы выпивали и закусывали сидя у костра. Пили чай, и даже самогон. Но настолько в меру, что даже Джавахарлал Неру бы одобрил. А у нас и пьющих-то было – я да еще двое!  А потом я пошел погулять по фестивалю! Отошел на сто шагов и вернулся скорее назад уже с шашлыком из перепелиных яиц. Там тётеньки привезли с собой машину этих крохотных яичек и жарили их на палочках. Я схватил и отнёс  своим. И все наши ринулись гулять. Кто осмелился войти в «фестиваль» метров на сто, кто дошел даже до другой эстрады, а я так даже до последнего костра. У этого костра разгуливал здоровенный мужик лет пятидесяти девяти. Гулял он возле «Волги 21», наверное своей ровесницы. И оттенял интерес  к ней своей фигурой. Аполлон Новосибирский! Причём без туники и только в плавках а-ля семидесятые.  При нём была жена соответствующей стати. А на дворе все ходили в куртках. Но фигура обязывает ею похвастаться, и я, проходя мимо, тоже попытался втянуть живот. Под курткой.

   На лесной концертной площадке, пел Серёга Демшин. Что-то благопристойное, но по хулигански расхристанное. Долго ему хлопали и звали еще спеть. А он загадочно улыбался…. И вытирал ушанкой пот с лица. После него играли на скрипке и гитаре девушки, и они же пели что-то кошачье жалобное. Но красивые такие кошечки! А какие колоритные персонажи разгуливали по лесу! Коты, клоуны, чертенята…. Кого только не было тут! Резвились взрослые как дети! И организовал этот чудо праздник  бардовский клуб  Академ Городка. АкБард. Звучит несколько мусульманско настораживающее, но если БардАком назвать то не будет соответствовать по смыслу. Потому что порядок был! 

   Останавливался я у многих столов, где пели и выпивали, и все без исключения разрешали мне снимать и видео и фото и даже подставляли детей под объектив. Чего в городе родители обычно не делают. Особенно в Европе.  Ни один человек не загородился ладонью и совсем даже наоборот - позировали и улыбались. Отдельные женщины даже завлекательно…. Этакие Кисы. Особенно одна Наташа!

   Заглядывал и в котелки и сиживал у костров чужих. Наткнулся даже на «соотечественницу». Немку природную. Хотя я и не немец, но живу в Германии, она же наоборот, живет в России, но по происхождению немка. И парадокс еще один – варила она нечто в большом котле и я спросил, что это?  - Это бухлёр!

    Уверяю вас, это был не бухлёр. Хотя составляющие те же. У неё это много мелко нарезанной картошки и немного мяса с водой. У бурятов это полное ведро мяса кипит в бульоне и в конце варки добавляют одну, две картофелины - сколько есть. И луковица. И всё! Вот что такое БУХЛЁР!
   Не доверяйте национальное варить вашим женщинам! Получится из бухлера суп. Из борща тоже  суп. Из шашлыка – котлеты. Из ухи тоже суп. В походе варите сами!

   В лесу встречались мне одинокие барды поющие соло, а были и целые коллективы с гитарами и даже гармониками.  Множество детей резвилось в окрестностях, и никто  ничего им не запрещал. И удивительно – никто не пропал, не обгорел и никого не украли и ваще все было очень весело и по свойски. Массовики с затейницами учили малышню танцевать и бороться, и даже ножевой бой преподавали двое. Один с бородой и одна очень красивая. И никто не порезался.

   Но вот уже все нами съедено и выпито и отдохнуть от впечатлений пора. А палатки у нас нет, поспать после обеда и возлияний бедному пенсионеру негде, и  нужно уже нам идти обратно. Собравши детей и себя в кулак, мы пробиваемся к выходу. До свидания АкБард! Спасибо оргам за организацию праздника Всесибирского. До свидания две тысячи добрых людей, вам еще сутки веселиться. Мы вам завидуем!

ПыСы.
 
   На обратном пути  заглянули мы в ту рыбную колдобину. Никого! А рыбу отнесли родителям и услышали восторженое «ухты!».
   Спустя вот уже двадцать дней, они всё ещё ею заняты! Варят, жарят и не нахвалятся нами – какие мы с сестрой рыбаки! «Дас ист фантастишь!» Сказала мамуля. А она в рыбе знает толк.