Суслики

Вадим Светашов
                Суслики.

          После окончания Уральского Лесотехнического института я был направлен в г. Сысерть, что в 50 км южнее г. Свердловска. Там и начал свою производственную деятельность в должности лесничего Сысертского лесничества Сысертского лесхоза.
          На территории лесничества, в нескольких километрах от города, был расположен базисный лесной питомник, в котором выращивался посадочный материал для всего лесхоза. Выращивали в основном сосну. Сосновые сеянцы росли на грядках два года, а на третий выкапывались и развозились по посадочным площадям лесхоза. Излишки реализовывались другим лесхозам области.
          На второй год моей работы, лесники сообщили, что на одной из грядок прошлогоднего посева неподалёку от изгороди, появилась нора. Особого значения этому факту не придали. Ну, нора и нора, мало ли кто мог её выкопать. Да и норой-то это можно было назвать с большой натяжкой. Так, дырка в земле, диаметром со спичечный коробок, и кучка выброшенной земли. Какой от этого ущерб!
          В середине мая провели посев сосны, а вскоре стали замечать на грядках посева раскопки. Причём раскопки появились строго по линии строчек посева семян. Мы раскопали землю, внимательно перебрали руками, даже просеяли, но нашли только несколько пустых невсхожих семян. Я доложил об этом в лесхоз, но там только удивились. Посудили-порядили и решили, что это дело ворон. Подобные случаи бывали и ранее. Раскопки продолжались недолго и после первых всходов прекратились. Тем не менее несколько квадратных метров посевов было уничтожено.
          Уже летом лесник, первым в тот день приехавший на питомник, рассказал, что видел какого-то зверька, стоявшего столбиком около норки. Некоторое время тот смотрел на подходившего человека, затем резко свистнул и нырнул в норку. Леснику показалось, что ещё несколько зверьков прошмыгнули туда же.
          -- Может быть, это был бурундук? – спросил молодой лесник.
          -- Нет! Какой там бурундук! – лесник даже замахал руками. – Что я бурундуков не видел! Бурундук чисто лесной житель, и на открытое место никогда не полезет. Энтот крупнее, пожалуй, будет, да и с рыжа цветом-от.
          У меня появились кое-какие подозрения и я поделился с ними в лесхозе. Возникло несколько версий, и один из инженеров, живший (или бывавший, сейчас не помню) ранее в Казахстане, предположил, что это могли быть суслики.  Сотрудники – все местные жители – сусликов не только никогда не видевшие, но даже и не слышавшие о них, неожиданно посчитали эту версию самой перспективной. А коли так, то нахождение грызунов на территории питомника посчитали нежелательным. Директор и главный лесничий предложили мне самому найти способ избавиться от нежелательных зверьков. Но копать категорически запретили, во избежание ущерба двухлетним сеянцам.
          Вечером я отправился в районную библиотеку. Перерыл кучу литературы, но способ нашёл. Утром, отправив лесников с техниками на отводы лесосек, я с помощником на мотоцикле отправился на питомник.  Ничего не объясняя, уложил в коляску четыре ведра и два дерюжных мешка. Накануне договорился с руководством ближайшего к питомнику пионерского лагеря о выделении двух старших отрядов на прополку питомника.
          Два пионерских отряда во главе со старшим вожатым и двумя отрядными вожатыми прибыли вовремя. Я провёл инструктаж по безопасности, определил объём работ, и попросил старшего выделить трёх парней покрепче для похода за водой. Вожатый удивился, сказав, что вода у них есть, причём родниковая. Но я ответил, что вода нужна для технических целей. Ручей протекал буквально за оградой питомника и помощник с ребятами быстро принесли четыре ведра воды.
          Воду начали лить в нору. Я, с мешком наготове, стоял рядом. Оказалось, что стоял зря. Всю воду вылили, но нору не наполнили. Отправил за водой повторно. Когда выливали уже седьмое ведро, показалась вода, а с ней какой-то мокрый зверёк.
Выпучив глаза и открыв розовый ротик, он чихал и отфыркивался. Я схватил его за спину, но зверёк даже не  пытался сопротивляться, видимо наглотался воды. Длина его была сантиметров тридцать, и весил он уж точно больше килограмма. Крупные резцы сразу бросались в глаза и выдавали его принадлежность к грызунам. И хотя мне раньше не приходилось  вживую видеть никого подобного, я понял, что у меня в руках суслик, а уж определить его вид не составит труда.
          Несмотря не то, что с него стекала вода, окрас меха просматривался хорошо.  Серебристо-
серая голова с аккуратными округлыми ушками и большими чёрными глазами. Над глазами и на щеках тёмно-рыжие пятна. Охристо-бурая со струйчатым рисунком спина. Бока рыжие, брюшко светлое, сероватое. Обращали на себя внимание длинные пальцы на передних лапах.
              Внимательнее рассмотреть не удалось, так как следом, один за другим стали выныривать другие суслики, только более мелких размеров. Помощник схватил сразу двух зверьков и стоял, не зная, что с ними делать. Я затолкал своего в мешок и подставил мешок помощнику. Ребята, принесшие воду, побросали вёдра и толкаясь принялись вылавливать выныривающих сусликов и отправлять их в другой мешок.
           Работавшие поблизости мальчишки и девчонки побросали прополку и примчались к нам. Начался гвалт и столпотворение. Вожатые пытались утихомирить своих ребят, но бесполезно! Наконец, всех выловили. Оказалось девять сусликов: двое взрослых и семь молодых.
          -- Что вы собираетесь с ними делать? – стараясь перекричать этот гвалт, громко спросил старший вожатый.
          Я молча пожал плечами. Шум мгновенно смолк. Ребята стояли плотным кольцом, десятки глаз вопросительно смотрели на меня.
          -- У меня есть предложение, -- обратилась ко мне одна из вожатых, -- у нас в лагере есть живой уголок. Белка, черепахи, морские свинки, несколько птиц. Есть и пустые клетки, и даже одна просторная вольера с мелкой проволочной сеткой. Подарите нам этих зверушек?!
          -- Не возражаю, -- вздохнул я с облегчением, -- вообще-то я должен был их уничтожить, но у меня не поднялась бы рука.  Я думаю, что это наилучший выход.  Давайте сделаем так: все продолжают работу, а я с одним вожатым на мотоцикле увезу пленников в лагерь. За себя оставляю своего помощника. Согласны?
         -- Согласны!! – многоголосый хор прокатился эхом над питомником и заглох в лесу. Старший вожатый только крякнул и кивнул головой.
          Доехали буквально за несколько минут. Директор пионерского лагеря, симпатичная женщина средних лет, с удовольствием приняла подарок и сразу повела к вольеру. Я осторожно вытряхнул мешки на дощатый пол. Суслики заметались, но быстро нашли спасение, забившись в небольшую кучку соломы, лежавшей в углу. К сожалению, два молодых зверька так и остались лежать. Они были мертвы, возможно, захлебнулись.
          Дома, просмотрев литературу, по описанию я быстро определил, что имел дело с большим или рыжеватым сусликом, самым крупным представителем этого отряда млекопитающих. Оказывается, у них в помёте бывает от четырёх до шестнадцати детёнышей. Так, что выводок оказался и некрупным, хотя, конечно, могли не все вынырнуть…
          На следующей неделе я заехал в лагерь. На территорию мотоцикл не пустили, сказав, что директор отсутствует. Попросил вызвать старшего вожатого. Тот меня сразу не узнал, так как я был не в форме, но потом обрадовался и повёл смотреть новых питомцев. По пути рассказал, что все они живы, но человека пугаются и мгновенно прячутся. Им сделали длинный деревянный домик, так они набили его соломой и сеном и теперь там живут.
          Каждый день им косят свежую траву, в кормушку засыпают различного зерна, дают хлеб и печенье. Печенье они съедают в первую очередь. Давали молоко,  но суслики от него отказались, предпочитая воду из пруда. Если сидеть неподвижно метрах в пяти от клетки, они вылезают из домика, играют, питаются. За ними очень интересно в это время наблюдать. Ребятам из большинства отрядов прочитано всё, что нашли в лагерной и городской библиотеках. Остальным будет читаться до конца смены.
          На прощанье он пригласил заглядывать к ним, но я больше не нашёл времени для посещения.