Прадо. Мадрид. часть 6

Койфман Валерий
 «ПРАДО.МАДРИД» ЧАСТЬ 6
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ ИЛИ МУЖИЦКИЙ (1525/30 – 1569). Великий нидерландский художник создал глубоко национальное искусство, опирающееся на нидерландские традиции и фольклор. О жизни Питера Брейгеля неизвестно практически ничего. Из всех документальных фактов, достоверных только три: в 1551 году принят в гильдию Антверпенских художников, в 1563 году – женился и 5 сентября 1569  года – скончался.
Искусство Брейгеля – сложное и противоречивое. Оно полно мрачных предчувствий, указаний, на человеческую неразумность, никчемность. И все же через весь этот мир жутких образов, проглядывает величие простого человека.

Музею Прадо принадлежит написанная около 1562 года картина «ТРИУМФ СМЕРТИ». Многие помнят бессмертную книгу Шарля де Костера о Тиле Уленшпигеле и атмосферу, царившую в то время в стране под властью испанской короны: жесточайшая инквизиция, «ведьминские» процессы, виселицы и костры стали привычной частью пейзажа. Кажется, что при создании «ТРИУМФА СМЕРТИ» боль за все человечество, трагизм существования, всё страшное, что есть в жизни, выплеснулось художником на живописную доску – жуткий вариант Апокалипсиса.
Задний план картины озарен пламенем пожарищ. На совершенно спокойном море тонут корабли. Спокойствие обманчиво, ему нельзя доверять абсолютно. Смерть, тысячекратно умноженная, наступает со всех сторон, от нее невозможно скрыться. Скелеты, скелеты, скелеты, их несметные полчища скрываются за горизонтом. И надо всем этим звучит леденящий душу набатный колокол.
Смерть не щадит никого: ни короля, ни служителей церкви, ни женщин с детьми, ни воинов, ни стариков и калек. Сама Смерть, восседающая на тощем красном коне, просто косит бегущих косой. Брейгель как будто пытается изобразить все возможные варианты человеческой гибели: люди тонут, падают со скал, горят, их душат, рубят, закалывают, заманивают в гигантское подобие мышеловки.
Даже природа гибнет: деревья стоят голые обезображенные. Людям остается только отступать, спасаться бегством. И, кажется, что всеобщей панике нет конца.
В правом углу картины есть группа воинов, которая оказывает сопротивление полчищам Смерти. Один из них ранен, упал, но не выпускает меча из своих рук. Он будет сражаться до последнего вздоха. Художник говорит нам: слепое подчинение судьбе, покорность, неумение бороться лишает людей их человеческого облика. НЕЛЬЗЯ ПОБЕДИТЬ СМЕРТЬ, НО МОЖНО ПОБЕДИТЬ СТРАХ, И ИМЕННО ТАК ОБРЕСТИ БЕССМЕРТИЕ.