Как соколовене стали славянами

Сергей Курочкин 3
Узнал недавно, что «по Чудинову слово СЛАВЯНЕ трактуется как СОКОЛОВЯНЕ»... Словене, другое дело. И тут не сложно: река Ока от «око», как и Злынка от «буя», а теперь мы, то самое ОКО убираем из термина, что остаётся? Были С(ОКО)ЛОВЕНЕ, а стали: СЛОВЕНЕ, родственное и однокоренное слову СЛАВЯНЕ, да не совсем. Новгородцы - с(око)ловене, это надо понимать так, как смену Заветов, не родственные связи.

Я не читал Чудинова, но, чтобы от СЛАВЯНЕ перескочить на СОКОЛОВЯНЕ - это надо потрудиться... Сближает множественное число (яне), а корень разный. СЛАВ и СОКОЛ(О), согласитесь, не имеют даже общего звука, кроме - с - союза. Спарта или «С лёгким паром» имеют больше прав на пар и парту, иже школьную скамью, а уже от школы - к коло... или колу? а можно и - колУ... Не заплутать бы тут: коло - окружность, а кол - палка. А вообще, как я понимаю, звуки - не то чтобы важнее, а они - первичнее любой писанины. И всё же интересно стало, а как это?

И рече Гзакъ къ Кончакови: — Аще его (сокола) опутаев; красною д;вицею, ни нама будетъ сокольца, ни нама красны д;вице, то почнутъ наю птици бити въ пол; Половецкомъ…

Слово о полку Игореве даёт ответы на многие вопросы, но иногда их задать бывает сложно. Язык не тот и мы другие. Но интересно же!

Если начинаем сближать термины, то по какому принципу? По роду-племени, месту жительства, вероисповеданию? И со всеми вытекающими, так сказать и перетекающими образами...

1. Начнём по месту, что нам ближе к пониманию:
Допустим, земля - земляне, а отсюда - земляки и землянин.
Или где я сейчас: бывшая д. Дурни - дурняне - дураки - дурнянин.
По аналогии: римл(янин), галич(анин), клинч(анин) и др. однополчанин - когда их много, но с одного места. В таком случае уместно: Полоцк, Клинцы, Галиция и даже - римлянцы... Как в той комедии: - Сограждане мои! Дорогие мои, римлянцы! Не сказать же ему - еврейцы или полуорловцы, да и не к месту, хоть он и завсегда с народом с 59 года... Восьмёрку опустили, а по сути - с 859 - первого летописного упоминания земли русской посредством Новгородской, но там были словене (не славяне). Почему словен и славян нельзя путать. Место - важно как основа... Если оно протяжённое вдоль племён, то и - река Словутичь (образ Днепра). Как пример именования, но не от слова «слово». Каламбур какой-то.

Посему слав(янин) с тем же окончанием (римлянин, клинчанин), как будет по аналогии, клинцу? А никак. Словцом, однако, если (красным), но словцы или словец - нет такого в обиходе. Тем более - клИнцу, если быть точнее со звуком и корнем, не подобрать аналог и вовсе ему. А вот, если половчане и река Полота - Полоцк.

Что же касается уменьшительной формы «словцо», то оно может подчёркивать остроумную, изящную форму сказанного с одной только целью - извратить смысл и убить самую суть. Или высмеять. А хоть героя афоризма, а хоть комментатора его. Для красного словца не пощадит ни матери, ни отца. И переходим к теологии - пословица явно житейская...

2. Теперь по вероисповеданию:
Если таким образом трактовать термин сокол: с-о-коло(вяне) - те кто с О (с кругом и солнцем) - солнечные или Ольговичи. А единственное число -  соколовянин. Легко получается. Сюда же и фразеологизмы - с око, с околицы - женский род, причём звук не исчезает, союз читается. Сокращённо и без огласовок: сок, сколь, скол, ра-скол... Сок, сокрытый, сокровище, сокровенное место (Заутра скрыйся, и сяди в сокровищи, Цар.), или кладовая, хранилище, клеть, клад, кут.
Сокровищевати, -ществовати, церк. копить богатства. Дореволюционное значение русского слова. Толковый словарь Даля В.И.

3. По роду-племени:
Сюда же, к ценностям материальным, деньгам и золоту требуется ларь-ларец: сокровищница, а к ней - ключница, милостивица... У княгини Ольги таковая была еврейка Малуша, а чем дело кончилось всем известно: памятник «Солнышку» стоит, а отцу его, Святославу - нет... А мы всё «вокруг да около», а в те времена было «око за око - зуб за зуб». Как известно, на заре христианства враждовали два племени: Ольговичи и Мстиславичи - родичи по крови и меж собой... Распря известная: сначала землю пополам и по реке, а потом пошло-поехало. А кончилось тем, что Андрей Боголюбский впервые совершил то, чего никогда на земле не бывало - оторвал от места мощи и перенёс их... Вражда очевидна и сегодня, только сегодня всё ужасно запутано. Думается, что сознательно. При Святославе же место под столицу Руси присматривалось на Дунае. К слову, что есть бог и любовь в нынешнем его понимании, а хоть и с латыни сказано - логос - уже не столь важно уху русскому... Потому что мы россияне? Наверное. Но трактуемся, как рассеянные. Однако бред.

4. Четвёртый вариант поиска ответов - язык.
Если бы мы пошли «языком до Киева», то было бы короче:
Ольговичи - от съоль - солнца или СОКОЛО-ВЕНЕ (с-о-коло-вене, с-око-ловене). Три в одном, но звук не спутать, куда не ставь ударение - обмануться невозможно. Они же: с-око- и -ловене, и при вене-венце со срубами и венками. Известная песня после ночи Иван-Купало: - Дунай, Дунай, а ну узнай где и чей подарок...

Теперь мы, то самое ОКО убираем из термина, урезаем его и что остаётся? Были С(ОКО)ЛОВЕНЕ, стали: СЛОВЕНЕ или СЛАВЯНЕ - когда их много и они не локализованы, не привязаны к конкретному месту. Окать вообще стало грешно и некультурно. Стали славяне, а они же были с(око)ловене. Слишком просто, но так получилось. Русский язык - это конструкция которую не сломать, но которая сама сломает голову кому угодно.

Самка сокола, как и слона и кита, перестали существовать в языке школьном - их исключили за вредностью мышления. Есть понятия слониха, китиха. Производители же детей, ясен-красен: кит и слон.  Если бы не молоко - была бы Москва - Бычиха. Шучу, но столицу лингвисты и историки (и кто там ещё), вывели сегодня от коровы. С лица воды не пить, вспомнилось... - Да на что тебе молодой? С лица, дура, воды не пить... Выходи, вот и всё! - А.П.Чехов. Кухарка женится. И вся вам история... Хотя столица от ста-лиц и, с око-лиц от соколиц. Если есть орлица, то есть и соколица. Или соколиха и орлиха? Не-е-е... Орлиха неуважительно. Однако детки их: орёлики и соколики, и уменьшительно-ласкательно, и суть - хороня, но храня за языком. Язык бережёт память. А орёлики разрушают?

Эпилог.
Взвейтесь соколы... орлами! - А нахрена? спрашивается... А поём. А подумать? Нет, я серьёзно, ну давайте весь зверинец и скотный двор весь перепугаем и придумаем птицу с двумя головами... Есть уже? И вопросов нет, и само рассосалось. А сравнить герб Старой Ладоги и Украины, так одно лицо - сокол. Только в первом случае птица живая, во втором - пикирующий трезубец. Присмотритесь внимательнее, узнаёте?

Еду сейчас через (прислушайтесь только!) города и веси: Веребье, Греблу, Вяжицы, Сюйськи, через Алоль на Лобок и Езерище... Не земля - живой рассказ. Научимся землю читать и понимать, что предки вкладывали в названия местности, может и глупости книжные поймём. Живой букварь под ногами, как «тату» на теле женщины. Только все они разные, а хотят... одного. Любви.

Вот такой экспромт получился из хаоса мыслей и по дороге. В этом деле, главное, так это мысль отсеять, как учили...

Птица феникс ясный сокол.
А вторая, соколОм.
Рассуждая о высоком,
помня первую, колОм...
Я за чтобы выпил третью?
Ну, конечно, за любовь!
Чтобы всем на белом свете.
За капусту и морковь.

27.06.2019 г.