Предметы старины - ступа в казачьем быту

Татьяна Бузнякова
В этнографической коллекции «Дерево» Старочеркасского музея-заповедника представлен целый ряд деревянных ступ. На территории Области Войска Донского деревянные ступы бытовали в каждом хозяйстве. В результате историко-этнографических экспедиций по верхнему Дону, в 80-х годах, в фонды музея поступило более десятка ступ. Дерево было самым доступным и любимым материалом мастера. Различного размера, разной формы, с ручками и без ручек, с пестами. О ступе разговор может быть долгим. Значение слова «Ступа» произошло от старого русского слова ступать — переставлять ногу с места на место. Необходимой принадлежностью ступы был "пест". Пест еще называли толкач, чекмарь, вырезали его из дерева.Применяли пест чаще всего двухсторонний, то есть с двумя рабочими концами и ручкой-перехватом посередине (представлен на фото). Пестиками толкли, растирали, продавливали или пробивали что-либо. Изготавливался он от 20 до 100 см. в длину при диаметре около 5-10 см. Конец песта нередко обивали железом, чтобы утяжелить его и предохранить от раскалывания. Небольшой пестик с ручкой и плоской рабочей поверхностью называли "толкушка". Толкушка часто использовалась как самостоятельный инструмент без ступки (в её роли выступала любая подходящая ёмкость). Выдалбливалась ступа из крепких пород древесины и в основном из нижней части ствола без сучков. В ступе производили экологически чистый продукт. Делали ее саму из экологически чистого материала, своими руками. В зависимости от основания, на которое устанавливали ступу, различали ступки настольные (ручные) и ступы напольные (наземные).
Дерево, на первый взгляд, кажется не совсем подходящим материалом для ступки, но если ступа выдолблена из бруска в продольном направлении волокон, то она будет прочнее даже некоторых металлических изделий. Корпус (тулово) ступы иногда опоясывали укрепляющими металлическими кольцами.
Качества деревянной ступки напрямую зависело от породы древесины. К породам средней твердости принадлежит дуб, осина, клен, береза, а самыми твердыми являются кизил и самшит. Предназначались ступы для толчения зерновых культур, волокон льна и конопли, а также ступки для толчения картофеля, соли, льняных и конопляных семян. Кроме того, в быту использовались ступы для специй, назывались таковые "салотовки", выполняли две основных функции - растолочь и растереть. Данное приспособление использовалось для толчения чеснока, сала, перца горошком, смешивания разных трав и пряностей. Хозяйки добавляли в блюдо свежеизмельченные приправы — это придавало ему неповторимый вкус и аромат. Выдалбливалась салотовка из цельного куска древесины, горизонтально и представляла собой невысокую, широкую с расширяющимися кверху бортами чашу, с короткой ручкой цилиндрической формы.   
В казачьем доме, обычно, было несколько ступ, и каждая из них использовалась по-своему, хотя все они предназначались для толчения. Самой высокой считалась ступа для волокон льна и конопли, до 80 см.в высоту, глубиной 50 см. На Верхнем Дону повсеместно такие ступы использовали для толчения вымоченных и высушенных стеблей конопли и льна. В качестве песта применялись колотушки-чекмари. Стебли конопли так же, как и льна, имели волокнистую структуру и служили основой для изготовления прочных нитей, из которых изготавливают канаты, шпагат, парусину и брезент. По толковому словарю Даля чекмарить - бить, колотить, утолакивать. Чекмарь от (тюрк. chokmar булава, дубина). В коллекции Старочеркасского музея несколько таких предметов. Представляют собой деревянную массивную колотушку, которая напоминает киянку. Имеет молотообразную форму. Рабочая часть слегка изогнута, насажена на рукоять через сквозное отверстие, просверленное по центру. Рукоять - недлинная палка, круглая в сечении, в отверстии расклинена, куда вставлен металлический клин. Привезены в 1977 году из научно-этнографической экспедиции по Верхне-Донскому району.
Чуть ниже применяли супы для зерновых культур (ячмень, кукуруза, пшеница, овёс, гречиха, просо) – до 70 см. Чтобы зерновые можно было употреблять в пищу, их надо было сперва очистить от оболочки. Для этого и толкли в ступе. Толочь зерно в ступе процесс нудный, однообразный и требующий терпения. Начинать нужно было медленно, чтобы не разбросать зерно вокруг ступы. Очень осторожно, легко, бережно опускать пест. В процессе, извлекали пест из ступы и рукой проверяли, сколько зерен в шелухе сколько очищенных. Когда зерна оставались без лузги примерно на 95%, то крупу пересыпали в ведро, затем толкли следующую порцию. После того, как процесс толчения заканчивался, ступу переворачивали вверх дном, и с пестом ставили в угол. Устойчивость ей придавала расширенная и утолщенная платформа. Иногда ступа имела две ручки, выдолбленные из того же ствола дерева, которые служили для перестановки ступы с места на место. Если ручки отсутствовали, то обычно делали удобный перехват посредине тулова. Обязательное условие - ступа должна быть изначально из цельного куска дерева, а не из частей, склеить, скрепить хотя бы из двух деталей ее было нельзя: нагрузка велика, могли образоваться щели.
Прежде чем пустить конопляное, льняное семя в маслобойку применялась невысокая ступа в 40-50 см. Такая ступа с пестом для толчения (оталкивания) привезена из экспедиции - станицы Калитвенской, Каменского района, Ростовской области. Ступа из цельного дерева. Внутренняя полая часть выбрана с помощью долбления. Тулово цилиндрическое, расширяющееся к горловине в форме рюмки. Борт гладкий, скошен вовнутрь. Тулово плавно переходит в высокий конусовидный поддон с круглым основанием. Высота поддона 8,5 см.  Пест - цельный, двухсторонний, цилиндрический с утолщениями на концах
Бытовое использование ступы и песта регламентировалось многочисленными правилами и запретами. По поверьям, не следовало оставлять на ночь пест в ступе, иначе ночью им будет толочь нечистая сила. А потом болезнь рассевать по народу. Советовали во время пожара перевернуть ступу кверху дном, чтобы ветер утих и не разнес огонь. Во время засухи парни бросали в колодец ступу, пест и кувшины, чтобы вызвать дождь. Особенно ярко проявлялись ступа и пест в сказках и шутках. Каждому ребенку известно средство передвижения Бабы-яги – деревянная ступа.
До сих пор неповоротливую женщину называют в хуторах и станицах ступой. Еще чаще ступа упоминается в русских народных пословицах и поговорках: «Ее и в ступе не утолчешь» (упряма), «Его толочь заставь, так он в ступке дно прошибет» (глупый), «Не ест ступа толокна, а мир кормит»(приготовление крупы), «Дурака, хоть в ступе толки, таким и останется".
Давно уже нет ступы в обиходе. Сейчас ступа нечасто используется в хозяйстве, но помнить о традициях предков все же стоит.

Литература:
1.Топорков А.Л. Ступа и пест // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / Под общ. ред. Н.И. Толстого. — М.: Международные отношения, 2012. — Т. 5 (Сказка—Ящерица). — С. 188—192. — 736 с.
2.Шангина И.И. Ступа с пестом // Русский традиционный быт : Энциклопедический словарь. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — С. 235—237. — 688 с.
3.Предметы этнографической коллекции «Дерево»- фонды СИАМЗ.
4.Акты приема в Старочеркасский музей 1972-1977 гг.