Северная Венеция

Мария Городецкая 2
Дожив до 14 лет, я осознала страшное и тогда еще  неисправленное никак.Я осознала, что до сих пор ни разу не была в северной столице.Разве можно было дожить до стольких лет и ничего не видеть в этом    мире, кроме одного Воронежа и Черного моря почти каждое лето?Еще три года кряду  санаторий возле Львова от одного до  двух месяцев.И больше ничего.Жизнь была почти загублена, даже толком не начавшись.И спасти все это могло только срочное  посещение этого города на карте.

Моя бабушка-животновод тогда развила деятельность кипучую по  этому вопросу. А мне реально нужны были свежие    силы в организме       срочно, чтобы хоть как-то пережить позор прощания навек с инструментом скрипка и как-то себя морально настроить за овладение альтом.Его мне уже выдал на  тот момент завхоз нашей школы.Инструмент   тот, мой  самый первый из альтового семейства оказался хоть и приличной изначально чешской фабричной сборки. А ведь не секрет, что эти фабрики реально часто знали свое дело куда надежнее скрипичных мастеров.И  тот факт, что свой решающий экзамен я исполняла на первой в своей жизни мастеровой  скрипке изготовления Ярового     меня все равно не смог удержать в рядах скрипичных игрецов никак. Да, если признаться уж совсем-совсем честно.Завалящая то была скрипчонка, хоть мама честно отдала за нее аж 250 своих рублей. А купить ее мне тогда присоветовал один скрипач известный.Профессор консерватории и ассистент Д.Ойстраха.П. А.Бондаренко. который на тот момент во мне живейшее участие принимал.Но первая скрипка руки мастера была им срублена явно в те годы, когда он сам еще всему учился только. Потому и не слишком удалась. А до этого я знала только фабрики в инструментах.Но чаще фабрики немецкие то были.

Так вот чешский фабричный альт    на начало обучения.Он был кем-то с душой  изготовлен.Но руки, в которых ему побывать пришлось до моего с ним знакомства.Его сильно   подкосили.Там не хватало уже  многих частей на теле. А те, что оставались, тоже выглядели печально и требовали ухода.Нас ведь в тот год на альт было переброшено критическое число, как оказалось.  И инструментов однозначно не хватало на всех и сразу.

 Короче, мне требовалось немедленно нервы сохранить.


Так бабушка списалась с одной из  своих боевых подруг, которая как раз жила тогда в месте подходящем для гостевания тех, кто желает увидеть  Ленинград.Хоть жила она совсем   не в городе самом.А неподалеку. Во Всеволожске она жила.Но у нее имелась дочь Галина. А та уж и в самом  Ленинграде имела квартиру из двух комнат.Далеко от центра она, правда, проживала.По адресу Московский проспект.И 20 минут пешком от станции метро.

Там тоже располагался интересный  памятник Победе.На проспекте том поставили бетонный монумент в честь героизма  города    во времена Блокады.

Перед отъездом для ознакомления я запаслась маленькой запиской от жены профессора П. А.Бондаренко к своим молодым друзьям, живущем в этом городе.А надо         подчеркнуть особо, что  эта жена обладала неероятным умением обо всех заботиться и усердно помогать.Так в той записочке имелся номер телефона.И они должны были мне  показать все то хорошее, что делает этот город таким исключительным в глазах людей.

 Короче, я стартовала в приключения с  Ленинградского вокзала.Доехав до Северной столицы, я пересела на электричку с очередного Финляндкого вокзала.И вышла на поселение  во Всеволожском уже.Мне очень обрадовалась бабушкина     подруга.И тут же начала меня усиленно кормить.И мне невероятно пригодилась маленькая новая рыжая записная книжка, в которую я записывала     старательно  все   свои впечатления от Ленинграда и кулинарные рецепты бабушкиной   подруги...Рецептов оказалось много больше.Но впечатления тоже накапливались тихонько.

Так из впечатлений.Казанский      собор сначала стоял на первом месте.Там же в подвале.Интерейснейший музей про    инквизицию и все ее  кошмары.И абсолютно даром, что немаловажно.Там я и дыбу осмотрела.И сапог испанский научилась отличать от модельной обуви  легко.

Потом я воспользовалась и номером телефона.Та     молодая семья уже  совсем все вещи    собрала и упаковала, чтобы  скорей  свалить навеки в Палестину.Но  меня целый день при этом успели поводить по Ленинграду.Тогда я навеки  запомнила Кунсткамеру со всеми банками и скелетом гренадера невиданного роста с грудной клеткой, которую надо непременно осмотреть.Поэтому Эрмитаж со всей своей начинкой  на меня настолько же       сильного впечатления     совсем не произвел.
Там мне только лестница на второй этаж понравилась очень сильно.Ну, залы там тоже  были очень ничего.Но!!! "Бедненько, но чистенько". Ваза из яшмы вполне на месте. Часы с павлином тоже впечатление оставляют.. А вот уже там, где   высоко и все увешано картинами. Я просто в тот приезд так высоко не забралась.

Молодые люди тоже для меня приготовили обед в середине дня, хоть у них и посуды тоже уже почти не находилось.Но в тот обед я впервые в жизни ела   какой-то невиданный     салат  по-ленинградски, куда жена ухитрилась покромсать вместе с помидорами редиску.Там и огурцы нашли себе место.Но редиску с помидорами. В Москве такое не едят. Сильно ленинградская кухня отличается от обычной.

 Позже в моей книжке появится тоже очень новый для меня рецепт. С названием."ОЖИГА".Потом я смогла это переделать в "Аджику".Но не тогда совсем.

Но из реального и интересного.Из  рецептов. Я  вывезла из Северной     столицы рецепт творожного печенья, который долгое  время был моим коньком.Там не кладется сахар изначально.Зато каждая щтучка  перед противнем макается в этот сахар одной из своих сторон.И вот контраст невероятный     сладкого с соленым. В этом-то и самый   цимес этого рецепта. Его обычно все съедали  в первый час, сколько не замеси.

Но самое невиданное впечатление от Ленинграда.На меня проихвел универмаг "Московский", который я регулярно посещала, пока чапала 20 минут от станции метро в квартиру.Там продавались такие невероятные товары. Мне удалось купить там эмалированный чайник для кипячения.Еще однажды повезло ухватить кружок на    унитаз, сделанный  из чистейшей пластмассы    с крышкой      сверху. А кружка из  эиали тоже объемом в  целый литр.Где такую в Москве   вы смогли бы ухватить?

После универмага сказочного я ежедневно посещала бетонный музей памяти Блокады.Там я тоже в полном одиночестве ходила по желебетонным конструкциям.И поражалась стойкости народа в эти годы.

Но самое памятное приключение в тот приезд поджидало меня в день отъезда   уже  на Московском    вокзале. Я тихо сидела на каменных перилах в ожидании     посадки на   свой неуклюжий дневной     поезд, потому что другого билета достать не удалось. Как вдруг возле   меня нарисовались два молодых задиристых парня.Начали они куражиться, и ко мне приставить вот с какими текстами.Один из них вдруг   стал плакать.Не очень натурально.И все просил меня дать ему  носовой платок, чтоб эти слезы утирать.И просьба эта меня поставила в      сильное затруднение.Я не знала, где  у меня лежит платок.Где-то в недрах рюкзачка он наверняка хранился.Но ведь к рюкзачку было привязано так много ценнейших сувениров Ленинграда.Там и чайник с кружкой. И унитазное сиденье с крышкой. Как в таких условиях искать платок? Зато в рюкзачке почти с самого верха.Лежало мое полотенце для лица. Я его и   протянула безобразникам их     слезы утирать.Надо сказать, они и сами такого не ожидали.Они смутились, изобразили, что шуруют по лицам  друг у друга. Кинули мне мое  полотенце в руки.И быстро убежали.

 Стала я      снова упаковывать багаж.Но сколько потом мама не  стирала это полотенце. Я брезговала сама к нему хоть как-то прикасаться.
Поэтому и все хорошие впечатдления от северной столицы как-то очень сникли и потерялись  в ракурсе  моего загубленного какими-то  поганцами полотенца для лица.