Особо летувистый Каунас

Александр Бурьяк
(Фото: Огромный и внушительный костёл Архангела Михаила.
Был построен в 1891-1893 годах как православный приходской храм
гарнизона Ковенской крепости. Передан католикам в 1990 г.)

Александр Бурьяк
Особо летувистый Каунас

  По-видимому, Каунас является самым литовским из всех литовских
городов. Интенсивно литовизироваться он начал ещё в 1920-х --
когда стал столицей Литвы, которая тогда, кстати, была по площади
процентов на 15 меньше нынешней, а после 1940 года выросла благо-
даря мудрой политике товарища Сталина, к которому литовцы не ис-
пытывают за это, кажется, ни малейшей благодарности, хотя если бы
им пришлось за ту же территорию сражаться с поляками, то жертв
было бы вряд ли меньше, чем от сталинских репрессий, но главное,
что она бы литовцам в конце концов всё равно не досталась. Кста-
ти, первоначальная территория литовского государства получила са-
мостоятельное литовское управление не в последнюю очередь благо-
даря революционной деятельности товарища Ленина. В литовской
Википедии (lt.wikipedia.org) Vladimiras Leninas представлен лишь
статейкой на пару бумажных страниц. Таки не руган, но похвален
почему-то единственно за борьбу с антисемитизмом. Ну, хотя бы не
чудовище: детям почти не страшно. Надо полагать, что в глубине
своих душ литовцы в целом вполне понимают, что не видать им было
самостоятельности, если бы не большевики.
  В Каунс меньше частят туристы и эмигранты из Белоруссии, и это
тоже делает его более литовским. Если на Вильню у белорусов алчно
вечноположенный глаз, то на Каунас они не претендуют ни в малей-
шей степени. Поляки тоже не в претензии: надо ведь хоть что-то и
литовцам оставить -- старой маленькой великой нации, законсерви-
ровавшейся среди лесов и озёр.
  Каунас примечателен в первую очередь многочисленными архитек-
турными проявлениями нерусского и/или несоветского менталитета,
которые чуть юго-восточнее (всего лишь 200 км) уже оказываются в
большом тоскливом дефиците.
  В части великовозрастных храмов всяких конфессий Каунас выгля-
дит весьма и весьма достойно -- несмотря на две Мировые войны и
страшное советское прошлое. Здесь имеются даже действующая мечеть
и действующая синагога не лишь бы какой постройки.

                *  *  *

  Основные достопримечательности Каунаса:
    - костёл Архангела Михаила;
    - католический кафедральный собор Cвятых Петра и Павла;
    - костёл Святого Георгия;
    - костёл Святой Гертруды;
    - костёл Витовта Великого;
    - кармелитский костёл Святого Креста;
    - костёл Св. Франциска Ксаверия;
    - костёл Воскресения Христова (белый, с высокой башней, стиль --
      функционализм; есть доступ на крышу);
    - Пажайслисский монастырь (на северном Каунасского водохрани-
      лища; стиль -- барокко; в монастыре похоронен Алексей Львов
      (1798-1870) -- автор музыки гимна "Боже, царя храни!");
   
    - пешеходная улица Лайсвес;
    - улица Вильнюсская;
   
    - президенция Антанаса Сметоны;
    - ратуша;
    - школа, в которой работал Адам Мицкевич;
    - дом Перкуна;
   
    - частичная реконструкция на руинах Каунасского замка;
    - остатки городских укреплений Каунаса;
    - форты (9 фортов; самый досягаемый -- VII форт; находится в
      пределах городской застройки);
   
    - Каунасская хоральная синагога;
    - еврейское кладбище;
   
    - Пятрашюнское кладбище (пантеон выдающихся людей Литвы,
      восточная часть города);

    - каунасская мечеть;
   
    - Военный музей имени Витовта Великого;
    - Аллея героев возле Исторического музея;
   
    - фуникулёры (действующие, два: 1931 и 1935 года постройки);
    - "Каунасское море";
   
    - музей чертей;
   
    - зоопарк (открыт в 1938 году).

                *  *  *

  Пажайслисский монастырь, Каунасское водохранилище, Пятрашюнс-
кое кладбище, а то ещё и форт номер какой-то там можно посмот-
реть за одну прогулку. Ехать надо от автовокзала на 5-м троллей-
бусе до конечной остановки. Она -- почти сразу за указанным
кладбищем. Проезд оплачивается у водителя.
  В монастыре -- и монахини, и какая-то "светская" гостиница.
Монастырский костёл очень даже неплох, но может быть заперт (в
этом случае надо мягко, но настойчиво тыкаться в боковую дверь).
Большевичьё, как могло, напортило тут, конечно, но поездка окупа-
ется холмисто-лесистыми пейзажами на берегу Каунасского водохра-
нилища.
  Пятрашюнское кладбище -- приятно-холмистое, но всё равно не
зрелищное. До вильнюсского кладбища Расу ему далековато. Зарывают
на нём теперь кого попало. Надгорбия великих литовцев так сразу в
глаза не бросаются. Вообще, старых качественных надгробий малова-
то. Ограда и ворота тоже так себе. Печать дурной советскости
почти на всём, и требуется срочная радикальная эстетизация, чтобы
лет через сто уже можно было притязательным людям упокаиваться
здесь с чувством глубокого удовлетворения.
  На Пятрашюнском кладбище хватает литвизированных фамилий польс-
ко-белорусского происхождения. Приводить примеры здесь не буду из
суеверных соображений, но феномен меня заинтересовал.
  Форт номер какой-то там -- на полпути от автовокзала к монасты-
рю. Хозяйственно освоен. Из троллейбуса хорошо сфотографировать
его вряд ли получится, так что -- с вещами на выход, друзья.

                *  *  *

  Литовцы -- бывший имперский этнос, который к XIX веку настолько
растерял свою пассионарность, что даже был вытеснен из городов
поляками и евреями. До 1917 года литовцы преимущественно кресть-
янствовали, а думали и рулили за них другие.

                *  *  *

  Очень литовские фамилии: Иванаускас, Баранаускас, Грибаускас,
Мицкявичаус, Ладсбергис и т. п.

                *  *  *

  На финском языке слово "kaunis" означает "красивый". На литовс-
ком (древнем) -- вроде, что-то попроще, типа грязи. Слово -- воз-
можно, родственное русскому "гов...".

                *  *  *

  Во время Второй Мировой войны литовцы, под влиянием немцев и с
их помощью, радикально деевреизировали свою страну, но до состоя-
ния judenfrei довести не успели, потому что вернулись непрошенные
злобные кровожадные большевики и пресекли этот геноцид.
  Кстати, если корректно пользоваться словами, то советской окку-
пации Литвы не было, а был АНШЛЮС. Не исключительно насильствен-
ный. Литва вошла в СССР как РАВНОПРАВНАЯ территория, а что каса-
ется наличия людей, не совсем довольных произошедшим, то они есть
всегда и везде, что бы ни делалось.
  СССР не ЗАНЯЛ территории Литвы, а ПРИСОЕДИНИЛ её. Большинство
литовцев осталось жить на своих местах и управлялось по преиму-
ществу своей, литовской администрацией. Поскольку литовцы заседа-
ли в Москве и служили в Советской Армии, они, получается, были
со-оккупантами самих себя, а в придачу со-оккупировали остальной
СССР, пусть и помимо своей воли.

                *  *  *

  Мой первый визит в Каунас случился ещё в суровое советское вре-
мя, когда не то что посмотреть прогноз погоды в интернете, но да-
же просто достать карту города было мудрено. В результате неплохо
развивались 1) интуиция, 2) чувство направления, 3) зрительная
память на всякие повороты улиц, 4) ноги. Из тех времён помню
только, что было серо и сыро. На вокзале работал буфет, и в нём
продавали дивные варёные сосиски с особо чёрным и особо вкусным
каунасским хлебом. А в кинотеатре на улице Лайсвес я посмотрел
отличный чёрно-белый фильм "Тридцать три несчастья" (1962) с
Джеком Леммоном в главной роли.
  Насколько помнится, улица Лайсвес стала пешеходной ещё в совет-
ское время. Сегодня чуть ли не каждый районный центр имеет свою
пешеходную зону, а а тогда это было ново и впечатляло.
  Не удивлюсь, если окажется, что улица Лайсвес в Каунасе --
самая длинная (и самая прямая из самых длинных) пешеходная улица
в Европе. Вот так-то.
  Ещё говорят, что именно в Каунсе появилась первая в Советском
Союзе дорожка для велосипедистов[, а ещё первый в Союзе стриптиз-
бар и первый секс-шоп.]

                *  *  *

  С одного взгляда на неподробную карту Вены, Кёльна, Кракова
можно определить, где там у них исторический центр, то есть, куда
устремляться в первую очередь. Дело в том, что вокруг нормального
исторического центра города улицы располагаются приблизительно
кольцами, и одно из этих колец, наиболее выраженное, -- линия
бывших крепостных стен. С Каунасом это не так. Тут надо использо-
вать другое правило: искать центр ближе к месту слияния двух рек.

                *  *  *

  Большой маленький Каунас. Город весьма растянут во все стороны
-- из-за всяких парков и просто заросших склонов холмов, низин на
берегах рек, а также из-за коттеджной застройки. Значительная
часть зданий -- убогий хрущёвско-брежневский ширпотреб, плодящий
алкоголиков и антисоветчиков. Не знаю, как теперь с антисоветчи-
ками, а алкоголиков в Каунасе -- если судить по физиономиям --
немеряно. За день фланирования по задворкам всенепременно увидишь
с десяток сизариков, а то и поболее.

                *  *  *

  Ковенская (теперь каунасская) крепость. Это помимо средневеко-
вой. Таки существует -- правда, построенная с экономией на всяких
кирпичных стенах. Основа её -- девять фортов на трёх берегах двух
рек. Вне фортов вместо стен были реки, а где не хватало рек, там
располагались валы со рвами. Благодаря такой экономии удалось
растянуть указанную крепость до размеров чуть ли не самой большой
в Европе. Строительство началось в 1882 г. В 1912 г. пошли на
рекорд: напланировали сооружение ещё "двенадцати фортов, двух
фортовых групп и девяти опорных пунктов на удалении 2-4 км от
старых фортов" (Википедия), но как-то не сложилось. Каунасская
крепость оказалась почти такой же полезной, как Брестская: в 1915
году она продержалась целых 10 дней, а в 1941 г. её и вовсе сдали
без боя, не дожидаясь, пока каунасские литовцы перестреляют
защитников в спины.
  (Зато постройки Ковенской крепости интенсивно использовались
разными властями в качестве тюрем и мест казни: не пропадать же
добру.)
  Для сравнения: в чистом поле под Барановичами русская армия
удерживала фронт с осени 1915 г. до лета 1916 г., в чистом поле
под Гомелем в 1941 году -- месяц. Ладно, Гомель не оказался перед
остриём немецкого клина. Но оказавшийся там Могилёв оборонялся
целых две недели.
  Ясное дело, что подводят не крепости, а люди. Значит, следует
вкладывать средства не в кирпичи и железобетон, а прежде всего в
людей. Причём делать из них надо не тупых огнеупорных вояк, а
гибких сообразительных бойцов, знающих приёмы и прецеденты, дове-
ряющих начальству и товарищам, принимающих миссию своей страны
как собственную и заслуживающих уважения со стороны аборигенов. К
сожалению, в 1941 г. в районе Каунаса под эти требования больше
всего подходили... Waffen-SS.
  Возможно, Ковенскую крепость губило то, что она была слишком
большая, со слишком слабым кольцом сплошных укреплений, а офицеры
вдобавок воспитывались в суворовских идеях манёвренной войны:
пуля дура, штык молодец, голова хвоста не ждёт и т. п. У сидевших
в форте было впечатление, что они в нём одни-одинёшеньки, остав-
ленные врагу на растерзание в его глубоком тылу, тогда как все
нормальные люди давно уже где-то маневрируют на восток...  В са-
мом деле, когда получаются такие расстояния между фортами, какие
получились в Каунасской крепости, надо  прокладывать между ними
железную дорогу и пускать по ней бронепоезд, иначе, если потре-
буется манёвр, особно не набегаешься. Напомним себе, что Брестс-
кая крепость хоть как-то оборонялась в 1941 г. только потому, что
не было возможности оставить её, не сдавшись врагу заодно и са-
мим, а находиться в плену -- это ведь позорно, унизительно, го-
лодно и боязно, не говоря уже о сталинских репрессиях против
родственников.

                *  *  *

  В межвоенный период каунасцы не знали, что им вскоре достанется
ещё и Вильнюс, поэтому обустраивали Каунас как столицу государст-
ва, пусть маленького и бедного, но с великим прошлым и с выходом
к морю.

                *  *  *

  Русская культура парковых качельно-карусельных развлечений к
литовцам не прилипла: ушла русская власть -- ушли и вышеупомяну-
тые аттракционы. Точнее, ржавеют в парке Витовта Великого. Навер-
ное, у литовцев они асоциируются с репрессиями. Правда, немножко
живёт ещё тир в указаном парке: вдруг русские снова полезут?

                *  *  *

  Район реконструированных руин Каунасского замка не зрелищный.
Ну, я понимаю, что других руин здесь не было...
  Почему Каунасский замок появился на том месте, где теперь
топорщатся его зареставрированные ошмётки, я не знаю. В Каунасе
имеются и холмы совсем недалеко от реки. Возможно, князю было
видение. Впрочем, поблизости находится место слияния двух рек.
Может быть, раньше они сливались ближе к замку. Может быть, князь
рассчитывал, что если в одной из рек вдруг не станет воды, то он
будет брать из другой.
  Я долго размышлял над тем, зачем был оставлен незастроенным
этот обширный и отнюдь не заливной луг в месте слияния двух кау-
насских речек. Наверное, чтобы осаждённые каунасяне имели возмож-
ность выпасать скот и/или растить лук на огородах (для профилак-
тики цинги)? Впрочем, ландшафт ведь со временем изменяется, осо-
бенно вблизи рек, так что не исключено, что этот луг -- новообра-
зование.

                *  *  *

  На берегах своих рек Каунас смотрится простовато. Десяток-дру-
гой репрезентативных зданий не помешал бы.

                *  *  *

  Литовская молодёжь матерится по-русски.

                *  *  *

  Мне показалось, что дешёвый уличный общепит в Каунасе немножко
недоразвит. Я рыскал по Каунасу голодным вилкасом с втянутым жи-
вотасом, а поесть удавалось только в кафе.
  Идея: воздух, вытягиваемый из кухни хорошего ресторана, должен
поступать не вверх, а вниз, в физиономии прохожим. Это будет при-
влекать дополнительных клиентов.

                *  *  *

  Литовцы стали самими собой в несколько этапов: сначала избави-
лись от поляков, потом от евреев, потом от русских.

                *  *  *

  VII форт в Каунасе -- такой же провал в цивилизационном конти-
нууме, как и еврейское кладбище. Убогим, но труднопреодолимым
забором отгорожено нечто, заросшее деревьями и пр. Литовцы здесь
играют в концлагерь: башенок для часовых наставили.

                *  *  *

  В Каунасе я нигде не видел кваса. Похоже, в отличие от эстон-
цев, литовцы считают этот напиток слишком русским.

                *  *  *

  Каунас -- город натуральных блондинок, ещё не осквернённый
массовым заездом расово чуждого элемента с юга.

                *  *  *

  Коты в Каунасе степенные: ни убежать, ни мявкнуть по-зверски.
Просто таращатся на тебя и пытаются понять, чего ты от них хо-
чешь. Чего хочу, чего хочу... Хочу, чтоб каждая собака мои
книжки читала. Чтоб каждая задрипанная лошадь головой кивала мне
навстречу. Зацепиться за вечность хочу. А ещё хочу некоторые
мгновения продлить (а они -- ни в какую!).

                *  *  *

  В Каунасе невраждебная социальная среда: спокойно заходишь в
любой двор, спокойно там [писаешь] смотришь. Может, тебя здесь и
ненавидят, но тихо, сдержанно (везде бы так!).

                *  *  *

  Каунасский университет Витовта Великого -- везде и нигде: кор-
пуса его факультетов расположены в разных местах. Но хотя бы все
в центре города.

                *  *  *

  Перед зданием Исторического музея располагается Аллея великих
литовских полководцев. Есть даже Вечный огонь по европейской
традиции.

                *  *  *

  Каунас -- город, в котором у путешественников нет проблем с
just to piss a little: тут и там заросли на крутых холмах.

                *  *  *

  Каунас более менее причёсан и обустроен, показывать не стыдно.
Не знаю, правда, откуда у литовцев взялись на это деньги: лысого
несменяемого благодетеля у них нету, промышленность, унаследован-
ная от СССР, якобы легла и не поднялась, а Евросоюз якобы доду-
шивает оставшееся, чтоб конкуренции его старым членам не было.

                *  *  *

  По части всяких ландшафтов и старой архитектуры Минскас рядом с
Каунасом даже рядом не стоял-с.
  Всяких крутых лесистых холмов в Каунасе больше, наверное, чем
во всей Белоруссии. Надо думать, скандинавские ледники почти всю
свою холмообразующую силу на Литву потратили.

                *  *  *

  Военный музей имени Витовта Великого. С сайта www.travelzone.lv:]
  "История Военного музея началась в 1919 году, когда офицеры
Литовской армии организовали небольшую экспозицию вооружения.
Выставка продлилась две недели. Музей был открыт 16 февраля 1921
года. В его экспозицию вошли предметы и вооружение, сохранившиеся
с первой мировой войны и борьбе за Независимость Литвы в 1919
году, а также образцы вооружения, изъятые из боевых частей.
  28 ноября 1930 года музей был назван в честь Витаутаса (Витовта -
на литовском Vytautas (1350-1430) Великого, Великого князя
Литовского.
  В 1931-1936 годах по проекту В. Дубенецкиса для музея было
построено новое здание. Музей в новом здании был открыт 16
февраля 1936 года.
  После вхождения Литвы в состав СССР музей был переименован в
музей военной истории (25 июля 1940).
  Во время второй мировой войны здесь же размещался Музей красного
террора.
  После войны музей вновь стал называться музеем военной истории,
а с 1956 года - Исторический музей Каунаса. Соответственно и
экспонаты отражали советскую идеологию.
  После 1988 года музей восстанавливает своё первоначальное
значение. 29 января 1990 года музею было возвращено и его прежнее
название.
  В современном музее собраны экспонаты отражающие историю войн
Литвы, начиная с древности до сегодняшнего дня: луки, арбалеты,
рыцарские доспехи и щиты, старинные литовские и шведские пушки,
холодное оружие и множество другого вооружения. В музее находится
коллекция военных форм зарубежных государств, документы и книги.
  В музее представлены документы и вещи, фотографии, повествующие о
полете через Атлантический океан самолета 'Lituanicа', а также
остатки разбившегося самолёта.
  Перед музеем выставлено несколько единиц боевой техники периода
второй мировой войны. В галерее, расположенной с правой стороны
музея, выставлены пушки XVI - XVIII веков."
  Галерея с пушечной экспозицией перед музеем сильно изгажена
граффити -- побочным продуктом европеизации.

                *  *  *

  Первая ночёвка в Каунасе была осуществлена мною в палатке -- в
основном для покрытия своего имени вящей славой, а ещё потому что
было жалко денег на гостиницу. В палатку я как бы особо не рвал-
ся, а просто так получилось, что когда я стал на reception клян-
чить комнату с окном во двор, на самом последнем этаже, последнюю
в коридоре, непрокуренную, без клопов и т. д., мне признались, что
вообще-то  у них в ресторане всю ночь будет [орать и топать пьяное
быдло] свадьба.
  Одна из "засад" при выборе отеля -- возможность справления в
его ресторане [собачьей] свадьбы на weekend. Это особенно вероятно
в 3-звёздочных отелях. В указанном отношении безопасны отельчики,
не имеющие ресторанов (и соответственно вряд ли предоставляющие
завтраки), но ресторан может оказаться и в соседнем с отелем
здании, что тоже не совсем сахар.
  По причине недостаточности естественного освещения от уличного
фонаря, а также из-за привычки действовать скрытно, исследование
места на предмет установки палатки проводилось лишь методом заню-
хивания [и ощупывания], и дало ошибочный положительный результат,
а весьма нежелательная субстанция была обнаружена только утром --
на днище палатки, на первичное очищение которого ушёл весь запас
воды и влажных салфеток. Вывод: обследовать место предполагаемой
ночной разбивки палатки надо ещё днём, при достаточном освещении.

                *  *  *

  Наружная часть Собора Святых Петра и Павла -- местный аналог
Кремлёвский стены (даже цвет кирпича совпадает): здесь погребены
некоторые литовские знаменитости.

                *  *  *

  Первое, что неприятно впечатляет при подходе к еврейскому
кладбищу в Каунасе, -- неряшливо сделанный железобетонный забор.
Только небольшой, напоказ расчищенный от зарослей участок этого
кладбища обеспечен простенькой железной оградкой с "могендови-
дами" на воротах. Большинство надгробий исчезло, зато сохранились
надмогильные плиты (надгробия ставились на плиты; надписи -- на
надгробиях, а не на плитах). Самое позднее захоронение, какое
попалось на глаза, относится к 1952 году. Привести это кладбище в
более презентабельное состояние ещё можно: поставить ограду
лучшего качества, наладить освещение и дистанционное наблюдение,
установить стенд с историческим экскурсом. Сложность состоит,
может быть, не в том, что евреям жалко на такое денег, а в том,
что у литовцев "никто не забыт, ничто не забыто", из-за чего
более качественное оформление этого места будет провоцировать
"акты вандализма" со стороны литовской молодёжи, ищущей себя в
радикальном национализме.
  Теплота литовско-еврейских отношений достигла высшей точки
накала к концу 1930-х. После передачи Литве Вильнюса Советским
Союзом в 1939 году в этом городе тут же произошёл еврейский погром.
Есть даже мнение, что так называемая советская оккупация Литвы
(на самом деле, конечно, аншлюс) отсрочила "холокост" здесь на
один год, но, я думаю, это -- преувеличение.
  Считается, что в 1941-1944 гг. в Литве были уничтожены около
95% евреев, проживавших там до войны и составлявших до 10% около
населения. В 1941 году Германия захватила Литву за одну неделю,
так что эвакуироваться успели только около 15 тысяч евреев (часть
из них потом воевала в составе 16-й стрелковой (Литовской)
дивизии). Насилие над евреями местами начиналось ЕЩЁ ДО ПРИХОДА
НЕМЦЕВ. Массовое убийство евреев с первых дней оккупации проводи-
лись немецкой полицией безопасности при содействии местных жите-
лей и вспомогательных полицейских формирований.
  Многие литовцы, некоторые немцы -- и даже один японский консул
-- помогали евреям спасаться от геноцида. Большинство -- с нема-
лым риском для себя.
  В СССР тема участия литовцев в уничтожении евреев тщательно
замалчивалась: чтобы лишний раз не задевать литовцев (и без того
шибко глядевших "налево", в Европу) и чтобы вообще не возбуждать
межнациональных трений. Любопытно, как бы относились к отложению
Литвы московские еврейские "перестройщики" в 1990-1991 гг., если
бы тема напряжённых еврейско-литовских отношений вдруг оказалась
тогда максимально поданной -- под предлогом "гласности" и под
острым соусом -- на всеобщее рассмотрение?
  После 1991-года имели место всякие официальные покаяния в
содеянном литовцами против евреев. Литовские специалисты по
местному "холокосту" частью представляют литовский антисемитизм
формой антисоветизма, частью оправдываются дурным влиянием нем-
цев. Некоторые, разумеется, заходятся в предельном самоистяза-
тельном покаянии.
  Википедия (статья "Холокост в Литве"):
  "Количество нацистских преступников, проживающих ныне в Литве,
больше, чем в любой другой стране Восточной Европы." "На фоне
отсутствия преследования литовцев, причастных к геноциду евреев,
литовские правоохранительные органы проводят активные
следственные действия в отношении бывших советских партизан
еврейского происхождения в связи с обвинениями в убийствах мирных
жителей." "В Литве регулярно происходят акции вандализма в
отношении памятников жертвам Холокоста - примерно 8-10 случаев в
год."
  Сегодня евреи официально составляют 0.1% населения Литвы, то
есть, в 100 раз меньшую долю, чем до Второй Мировой войны. Надо
понимать, антисемитизм в современной Литве сместился из бытовой
сферы в историческо-идеологическую: отыскать еврея для непосредс-
твенного приложения к нему ненависти уже трудно, зато стало удоб-
нее привлекать тему ужасных евреев для неофициального оправдания
различных литовских эксцессов в недавнем прошлом.
  Я думаю, что литовцам признать "историческую правду" во всём её
объёме мешает не только чувство неловкости в условиях нынешнего
официозного евреелюбия в Европе, но также опасение (вряд ли без-
основательное), что -- слово за слово -- дело может дойти до
истребования Израилем с Литвы репараций за повреждённую и изъятую
еврейскую собственность и за всё прочее, а в рамках нынешних ев-
ропейских идеологических заскоков предъявить еврейству встречные
претензии не получится.
  Кстати, для евреев, пребывающих в "рассеянии", способ кое-какой
защиты от антисемитизма -- рассеиваться как можно больше. Чем
меньше концентрация евреев, тем слабее "бытовая" подпитка непри-
язни. Типовая реакция на отдельного редкого еврея, если он рас-
познан в качестве такового,  -- любопытство. Типовая реакция на
группу евреев -- опасение, переходящее в неприятие и далее во
вражду. То же в отношении представителей любого другого народа.
Один азербайджанец на базар -- достопримечательность. Десять
азербайджанцев -- нашествие. Против инстинктов особо не попрёшь,
тем более в условиях, когда интеллект регулярно подвергается
оглупляющему воздействию массовой культуры.

                *  *  *

  Из опыта посещения синагог мизантропами в мирных культурно-
познавательных целях.
  Моя очередная попытка (июнь 2019) проникнуть в каунасскую
хоральную синагогу была почти успешной, но индивид, застуканный
мной на отпирании двери, затребовал платы по 3 евро с каждого
члена моей боевой группы. Если совсем честно, то моя первая мысль
была о том, что нацисты в своё время местами недоусердствовали.
Уж у кого какие первые мысли бывают. Можете отправить меня за них
в газовую камеру, но только чуть позже. В синагогу мы на этих,
мягко говоря, странных условиях, разумеется, не пошли -- из гу-
манных соображений: чтобы мразь не подавилась нашими трудовыми
накоплениями. Из-за таких вот говнюков, как этот присинагожный
фраер, срывается налаживание тёплых отношений евреев с нееврейс-
кой общественностью Европы. Замечу, что я ВЕЗДЕ, кроме Будапешта,
заходил в синагоги совершенно бесплатно даже без "шмайссера" и
нацистского приветствия. Более того, в нашем Бобруйске меня
запустили в неё ДАЖЕ В СУББОТУ (только попросили не фотографиро-
вать). Вот такие евреи, как у нас в Бобруйске, -- правильные, и
за них будет желание вступиться, если что. Сказал бы тот фраер,
что нам неплохо бы бросить по ОДНОМУ евро в специальный ящик для
пожертвований на содержание синагоги, мы бы сделали это с чувст-
вом глубокого удовлетворения. Будапештская синагога -- ещё ладно:
она -- практически музей, да и сам я не хотел бы, чтобы там толпы
случайных людей шастали (но цена билетов могла бы и там быть
пониже).
  И таки да, был у меня ещё инцидент в Риме: сначала нас тщатель-
но  просветили на пропускнике при воротах, причём лично меня не
хотели пускать аж В НАКАЗАНИЕ за то, что обнаружили в моём ава-
рийном наборе складной микроножик, который до того вполне себе
прошёл проверку в аэропорту (но, кстати, позже -- не на входе в
путиноидский Кремль; тут напомним себе ехидно, что при царях
входить на территорию Московского Кремля можно было свободно, а
нонче некоторые элементарно сцут, когда видят простых трудящихся
блзковато от собственных приметных особ). Так вот, ближе к Риму.
Отстояв небольшую очередь, пройдя худо-бедно проверку на террори-
стические наклонности и углубившись, наконец, на синагожную тер-
риторию, мы обнаружили... билетную кассу с зашкаливающей ценой на
билеты (что-то в районе 11 евро, тогда как во все блистательные
музеи Ватикана скопом она составляла только 16). Вот тут я психо-
нул, повернул свою банду назад и громко высказался охранникам на
тему, что о всяких таких удивительных вещах вообще-то должна
предупреждать табличка на входе, что мы из-за свинства некоторых
человечков просто потеряли драгоценное время и что за такие день-
ги дружба народов не покупается (правда, мы [из мести] сходили в
бесплатный туалет возле кассы).
  Таким образом, я просто вынужден печально констатировать, что
у нас проблем с евреями всё ещё хватает и что культурный диалог
раз за разом срывается по вине отдельных представителей еврейской
стороны, из-за чего мне приходится снова и снова внушать самому
себе, что "в семье не без урода". А некоторые ещё ж сокрушаются
по поводу "роста антисемитских настроений в Европе". А вы просто
берите плату с людей по-божески, и не будет вам никакого антисе-
митизма, пока сами не попросите. Вот лично я почему-то всегда
учитываю, что по мне будут судить о ВСЕХ белорусах, и стараюсь
удерживаться от мизантропских выходок, по крайней мере в ситуаци-
ях, когда можно идентифицировать мою этническую принадлежность.
Даже ругаюсь я на всякий случай по-немецки (всё равно ж мало кто
понимает и ценит).
  Это ведь как с собачками: одна паскудная шавка облает тебя дол-
го и противно, наскакивая и пытаясь цапнуть за твою драгоценную
конечность, и вот тебе уже лезет в голову смелая мысль, что не
лучше ли обходиться без собак вообще? Что, может, ну их совсем на
фиг, всех этих Рексов, Шариков и Мухтаров, чем хотя бы иногда
подвергаться нападениям в моменты отсутствия запаса камней за
пазухой?
  И вот откуда в людях такая уверенность, что очередного "холо-
коста" ни за что не случится? Или что в крайнем случае "холокост-
нут" не их, а каких-то других евреев? Или что лично им вполне
удастся перекантоваться в Judenpolizei или в качестве концлагер-
ных "капо", а потом подделать документы и ещё лет 30-50 доить де-
нацифицированную общественность, корча из себя "невинные жертвы"?
А если это расчёт на глобальную катастрофу природопользования,
точнее, на то, что они успеют хватануть напоследок побольше баб-
ла, устроят себе убежища попросторнее, наполнят их разными вкус-
няшками и потом будут смотреть через скрытые видеокамеры, как
вымирают противные гойские антисемиты, то это ведь тоже глупость.

                *  *  *

  О предельной концентрации евреев. В пожарном деле есть понятие
взрывоопасной концентрации горючего газа в воздухе. У разных га-
зов она разная. Приблизительно то же с народами: могут получаться
взрывоопасные концентрации одних народов в других Разумеется, со-
циальная взрывучесть зависит от того, кто в ком концентрируется,
а также от ситуации с едой в обществе.
  10% евреев среди расово и религиозно однородного прочего насе-
ления -- это гремучая смесь. Даже 7% -- это гремучая смесь. Боль-
ше 15% евреев, вроде, нигде нет и не было, потому что либо соци-
альный взрыв случается ещё на подходе к этой концентрации, либо
евреи в предчувствии его сматывают удочки.
  Если судить по википедийной статье "Холокост в Литве" и по ны-
нешней численности литовского еврейства, евреи на литовцев таки
обиделись.

                *  *  *

  В Каунасе весьма эффектно обновляют хрущёвки, брежневки и пле-
бейские сталинки: добавляют облицовку из чего-то там, смотрящуюся
хорошо.

                *  *  *

  Улица Maironio в Каунасе названа в честь Майрониса. Майронис,
он же Йонас Мачулис, он же Мачулис-Майронис, 1862-1932, доктор
богословия с 1903 г. -- литовский поэт, драматург, теолог, като-
лический священник. Главный поэт эпохи Литовского национального
возрождения. На Вильнюсской (Vilniaus) улице в Каунасе распола-
гается литературный музей Майрониса.

                *  *  *

  Lietuvos savanoriai -- литовские добровольцы 1918-1920 гг.,
борцы за самостоятельное литовское государство. В честь них
названы проспекты в Каунасе и Вильнюсе. "Savanoris" -- доброво-
лец. Спасибо самоотверженным храбрецам за то, что Литва сущест-
вует.

                *  *  *

  С 1889 по 1902 г. в Ковно служил уездным предводителем дворянс-
тва Пётр Аркадьевич Столыпин (1862-1911). Потом он был назначен
губернатором в Гродненскую губернию.
  (Уездные предводители дворянства выбирались уездными дворянски-
ми собраниями на 3 года, но считались государственными служащими.
Содержания не получали, но имели право на пенсию. Фактически яв-
лялись главами уездов. На время находжения в должности считались
чинами V класса -- статскими советниками. После 3-х сроков нахож-
дения в должности получали этот чин в качестве постоянного. Всего
было 12 чинов, самый младший -- 12-й, право на личное дворянство
приобреталось с получением чина V класса, на потомственное --
чина IV класса).

                *  *  *

  Jurates B&B Namai -- отельчик возле каунасского аэропорта. Ми-
нималистский, но очень хороший: всё при нём, а главное, самолётов
ночью из него не слышно: наверное, по ночам они летают с глушите-
лями и ничего не сбрасывают на крыши домов.

                *  *  *

  О как бы отеле Kauno Arkivyskupijos Guest House.
  Что понравилось. Расположение: в 80 м от Ратушной площади.
Невысокая цена. Старый антураж.
  Что НЕ понравилось. Расположение: в 60 м от ресторана, при
котором дискотека, которая может достаточно чувствительно шуметь
до 5 часов утра. У меня хоть окно было во двор, а не в сторону
этого страшного заведения. Низкая культура минимального быта.
Полок, крючков в номере НЕТУ.
  Правда, на чём-то держалось Распятие, но я не рискнул цеплять
вместо него свою куртку. В санузле не на что было повесить поло-
тенце, разве что себе на шею. Ладно, это бывшая келья с высотой
потолка 4 м, понимаю, но ведь не в рясах же здесь спали!
  Я заказывал номер ЗА НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ, просил что-нибудь поти-
ше. Предоставили самый шумный: за стенкой была кухня-столовая, в
которой до 2 часов ночи "гудела" нетрезвая русскоязычная
компания.
  А до того по коридору несколько часов подряд носились и орали
детишки -- какие-то юные спортсмены, приехавшие на какие-то
соревнования с вот этими самыми родителями, которые потом
"гудели".
  Правда, обошлось хотя бы без ночных визитов привидений и вампи-
ров, а то было бы совсем уже слишком...

                *  *  *

  О Margaret Apartments на улице Nemuno (Нёманской; забавно, что
в Минске моя улица -- тоже Нёманская: длина реки Нёман -- 937 км,
так что её хватило ещё и на Калинингрнадскую область; происхожд-
ение названия реки непонятное).
  Расположение апартаментов прекрасное: главная историческая
улица -- Виленская -- в двух шагах. Продуктовый магазин -- тоже.
До большого торгового центра "Акрополис" идти пешком 20 минут.
  Из аэропорта ехать 29-м автобусом до остановки "улица Элоизы
Ожешко". Обратно в аэропорт -- этим же автобусом с остановки,
которая в 20 м от дома. С автовокзала можно ехать 5-м тролейбу-
сом до этой же остановки, а на автовокзал -- с остановки "улица
Элоизы Ожешко".
  Дом межвоенной постройки: стены толстые, потолки высокие.
  Апартаменты располагаются на 2-м этаже. В них две спальни, меж-
ду спальнями -- зала с кухонным углом и диваном. Окна двух комнат
выходят на двор. Улица не шумная, двор -- тем более.
  Телевизора и Wi-Fi не было. Ключ получался и возвращался при
личной встрече.
  В выдвижной секции дивана была отломана одна ножка, так вот,
это сделали не мы. Кухонные ножи были тупые, пришлось купить
свой.
  В Каунасе воду из крана можно пить без кипячения.