Клоун

Сергей Пермяк
Вряд ли кто-то поймет, что внутри. Вряд ли кто-то сможет понять то, что чувствую я, что ощущаю, когда они смотрят на меня. Когда тысячи пар глаз устремлены на мое бренное тело, ковыляющее по сцене, отчаянно пытающееся их рассмешить.
  Шарики взлетают. Взорвите свои улыбки в свете прожекторов. Взорвите свои чуждые мне глазки.
  Все равно вы не увидите сути.
  Внимательно ли вы смотрите, когда артист предъявляет вам сцену? Когда артист делиться с вами сценарием, написанным другим человеком?
  Внимательно ли вы смотрите, когда он отчаянно пытается передать всю чувственность написанного текста? Сколько боли, сколько страдания были пережиты перед этим представлением. Перед этим спектаклем чувств.
  Чувств, переживаний и унижения.
  Через кровь. Через отчаяния и порывы безумия.
  Через все жалкие человеческие слабости перед достижением цели. Перед реализацией планов.
  Ведь это его мечта. Он рад этому. Он достиг то, к чему шел полжизни. То, на что он потратил столько сил, столько времени и нервов.
  На что ты готов пойти, когда смотришь этот спектакль? Когда задумываешься об этом. О том, что перед тобой человек, прошедший через сотни волн отчаяния.
  И вы смотрите на него. Вы смотрите на меня. На очередного артиста, за выступление которого вы отдали часть своего времени. Часть своего гонорара.
  Чтобы он позабавил вас. Чтобы избавил от тяготы жизни, от того якоря, который каждый несет. Несмотря на тот якорь, от которого пришлось избавиться этому жалкому артисту. Жалкому и отчаянному.
  Отчаянному, потому что играет хорошо.
  Жалкому, потому что получается.
  Но ничего не меняется. Преодолевая один барьер, на горизонте появляется новый. Когда удается что-то одно, теряется другое. И этот человек, этот бренный артист, бедный в душе, бедный в жизни, но богатый снаружи. Богатый в одеждах. Богатый в роли.
  Но не дальше. На этом его жизнь кончается. Он отдал все для этого. Он все отдал, чтобы отвлечь тебя от мира. Отвлечь тебя от реальности.
  Чтобы перенять удар твоих жалких эмоций на себя.
  Мой юный друг, мой самый лучший зритель. Узри же мое представление!
  Шарики падают в мои руки. Они петляют между моими пальцами. Этому я учился несколько лет. Чтобы выглядело достаточно убедительно, чтобы назвать это фокусом. Простым, конечно.
  Но и этого достаточно, чтобы получить клеймо фокусника.
  И зал заливается аплодисментами. Он взрывается после моего трюка. После моего фокуса.
  Фокуса, на который я потратил несколько лет.
  Фокус, который длился несколько секунд.
  И все ради тебя. Все ради того, чтобы отвлечь тебя от реальности. Все, чтобы унести тебя в мир иллюзий, где ты кажешься не таким жалким.
  Это мастерство, которому учатся столетиями. Уходить из реальности посредством нелепого представления. Главное – увидеть.
  Главное – понять.
  Посмотреть сквозь артиста. Посмотреть, через что ему пришлось пройти, чтобы порадовать тебя какие-то несколько секунд.
  Какие-то пару лет.
  Какие-то полжизни.
  И все ради тебя.
  Я кручу шарики между своих пальцев. Выглядит очень ловко. Конечно же. И это все для тебя.
Ведь никого не волнует то, что происходит внутри этого человека. Никого не волнует, что никто не сможет утешить его так же, как он утешает их. Зрителей, что засыпают зал овациями. Зрителей, что взрывают чувства артиста улыбками. Зрителей, что взрывают артиста своими чуждыми ему глазками.
  Чуждыми, потому что они ему нужны. Нужны больше, чем солнечный свет. Нужны больше, чем все остальное.
  Ведь тот артист дышит этим. Он этим живет. Он тратит полжизни, чтобы порадовать тебя, чтобы искусить твою душу хоть на секунду. И если ему это удается, значит, его цель достигнута. Значит, его мечта исполнена.
  Но сам он никогда не сможет понять этого.
  Вы внимательно смотрите, когда шарики из моих рук взмывают в воздух?
  Вы внимательно следите за траекторией их полета?
  Ведь суть не в шариках. Суть в пальцах. В кистях. В руках.
  В бренном теле артиста. 
  Как теперь смотрится этот спектакль? Как теперь выглядит этот ансамбль? Танец отчаянного человека, пожертвовавшего всем ради трюка. Танец отчаянного человека со смертью.
  И ты следишь за этим танцем – аж дух завораживает. Ведь каждый из нас боится этого танца. Каждый из нас боится встречи с ним. А этот артист, этот жалкий, в какой-то степени убогий человечишка, танцует с ней. Это немыслимо. Это возмутительно.
  Именно поэтому этот трюк удается. Именно поэтому ему удается захватить дух. Отсечь тебя от реальности. Но всего лишь на мгновение. Но и этого мгновения достаточно, чтобы понять, что бояться нечего.
  Ради этого они борются полжизни. Ради этого мгновения они тратят несколько лет. Чтобы показать зрителю, насколько все просто может быть. Насколько несложна жизнь, если ее не усложнять. Насколько человек может быть немыслимо ловким и удачным.
  Хоть дело и не в удаче. Просто никто из них не понимает. Он приходит, чтобы узреть представление, на которое потратил чуть ли не целое состояние. Но он не понимает, что если вглядеться, если быть чуточку внимательнее, он сможет понять, он сможет разглядеть этот танец.
  Танец, которого каждый из нас боится. И этот артист, этот клоун в маске с красным носом попросту укрощает страх зрителя.
  Разве это не захватывающе? Разве это не стоит всей жизни? Этот миг, это мгновение.
  Вот только никто не сможет разглядеть, что внутри. Вряд ли кто-то сможет понять то, что ощущаю я, когда они смотрят на меня. Смотрят на мой танец со смертью. К которому я готовился полжизни. На которое я убил столько времени и сил. Столько моментов отчаяния и безвыходности. 
  Я ловлю шарики, но они падают. Падают, потому что так начертано сценарием. Так начертано сюжетом.
  Может, даже, судьбой.
  В конце концов, каждый из нас артист своего спектакля.
  Теперь зритель не так воодушевлен, как был еще в начале представления, когда шарики были под моим контролем. Но они падают. Разочаровывая зрителя. Человека, отдавшего свои средства, чтобы увидеть этот чертов спектакль.
  В конце концов, каждый из нас зритель, свидетель спектаклей других артистов. Других клоунов.
  Так случается. В определенный момент, эти шарики падают. Выкатываются из твоих рук. И ничего с этим не поделаешь.
  И тогда по сюжету, по сценарию, написанному дьяволом, появляется еще один артист, еще один клоун. Который помогает тебе собрать эти раскатившиеся по полу шарики, помогает их тебе поднять. Этот артист со своими шариками. Они ему дороже всего. Но он способен поделиться ими с тобой, если ты потерял свой.
  По сценарию, написанному Богом, ты соглашаешься на эту сделку. На сделку с Богом. Сделку о том, чтобы разделить свой дальнейший спектакль с этим артистом, что пришел в твою жизнь. С этим клоуном.
  В конце концов, каждый из нас является клоуном на своем спектакле. И эти зрители лишь потеха для нас. Лишь корм для своего самолюбия.
  Так взгляните же на мой спектакль! Взгляните на то, как летят эти шарики!
  Как летят наши с ней шарики…